Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 11, 2006 год
Тема номера:
"Бизнес в России"

Франклин

ЗА РУБЕЖОМ. ЛАВКА ДРЕВНОСТЕЙ
ЧЕЛОВЕК С КУПЮРЫ

Лет сорок назад поэт Андрей Вознесенский призывал: «Уберите Ленина с денег!» Наконец-то убрали. Но свято место пусто не бывает, и в нынешней России не первое десятилетие предпочитают денежные знаки с портретами заокеанских вождей. На самой популярной, стодолларовой купюре – портрет благообразного старичка, который считается символом надежности и порядочности. Так оно и есть. Ведь понятно, что человек с купюры не отвечает за деяния тех, кто этой ассигнацией пользуется. Зато сам Бенджамин Франклин – человек на все времена, в жизни он был весьма похож на идеал. Не романтический, конечно, а только буржуазный, но зато весьма модный в любую эпоху. Не Дон-Кихот, а Санчо Панса. В жизни он совершенно не был похож на тот канонический лик, который был создан через несколько десятилетий после его смерти. Странно, что российские приверженцы доллара в суете бизнеса забыли в январе нынешнего года юбилей Бенджамина Франклина (1706–1790), американского ученого-энциклопедиста, литератора, общественного и политического деятеля.

Self-made man – для других
Франклин – самый успешный из всех замечательных людей XVIII века. Все, что он задумывал или по крайней мере декларировал, обещал в прессе или обсуждал с друзьями, – сбылось. Причем с минимальными моральными потерями. Ни подвижники истины Ломоносов, Руссо или Вольтер, ни тем более венценосцы Фридрих Великий или Екатерина, тоже Великая, не могли похвастать такими успехами.
Между тем доброй феи у колыбели Франклина никто не заметил.
Пятнадцатый ребенок в семье владельца мыловарни в Бостоне. С 12-ти лет сам зарабатывал на хлеб, осваивал типографское ремесло. Самостоятельная жизнь в 17 лет в Филадельфии, самом шикарном (стало быть, самом дорогом) городе Северной Америки. Здесь он быстро разбогател, потому что печатное слово дорого стоило, стал хозяином типографии, потом издательства, был принят в домах местных аристократов.
Деятельный, доброжелательный и незлобивый, Франклин умел приспособиться к любому человеку в любой ситуации. Он постоянно занимался самообразованием и тянул за собой других. Много внимания уделял муниципальному хозяйству – мощению улиц, созданию пожарной команды и милиции, организации различных местных обществ. Кроме того, прославился первыми в Америке городской больницей, публичной библиотекой. И еще основал первое на американском континенте сообщество ученых.
В сорок лет почтенный издатель и почетный гражданин устранился от коммерции. Его доход уже равнялся жалованью королевского губернатора. Можно было спокойно подумать о внуках, о разведении тюльпанов. А он в первую очередь думал о науке.
Франклин не имел академического образования и потому не изобретал теорий и систем. Для него главным был опыт, практика. Его открытия и изобретения имели чисто прикладной характер. Громоотвод и двухфокусная подзорная труба, электрический конденсатор и печка, которую у нас в годы лихолетья прозвали «буржуйкой». Общепринятые сегодня в электротехнике понятия – обмотка, батарея, разряд, проводник, «плюс-минус» – все идет от этого доморощенного гения.
В пятьдесят лет Франклин был избран членом Лондонского Королевского общества (соответствует академии наук), а потом имел и другие научные регалии. За год до смерти стал иностранным академиком Петербургской академии наук.
Его имя было окружено мистическим ореолом. В Европе писали, будто он изобрел вещество, «способное превратить собор св. Павла в горстку пепла». Распространялись портреты с характеристикой: «Украл молнию с неба и скипетр у тирана».
Борьба за независимость
Историки называют обычно около 13 деятелей, принимавших наиболее активное участие в создании США. «Отцами-основателями» принято считать пятерых, это: Джордж Вашингтон, Сэмюэл Адамс, Томас Джефферсон, Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон. Франклин в канонический список не вошел. Он вообще с легкостью уступал лавры более молодым. Без того был пионером – даже в политике.
Он первым, еще в 1766 г., выдвинул и обосновал идею гомруля (самоуправления). Его «Краткие замечания к плану объединения северных колоний» принято считать важным начальным шагом в создании будущего государства. Он же первым назвал североамериканские провинции штатами (states).
В июле 1776 г. Второй континентальный конгресс (выборное учреждение колоний) утвердил Декларацию независимости. И хотя Франклин скромно заявлял, что он лишь отредактировал текст документа, написанный Джефферсоном, все знающие ситуацию высоко ценили его истинную роль. 4 июля празднуется с тех пор как День независимости США, хотя до окончательной победы пришлось воевать еще семь лет.
А Франклин поехал представителем молодого государства во Францию. Благодаря его дипломатическим способностям Версаль, враг демократии по определению, первым признал Соединенные Штаты и заключил с ними союз.
Один пример ловкости Франклина. Девятнадцатилетний маркиз де Лафайет пришел к нему посоветоваться, ехать ли ему на войну в Америку. Франклин стал его отговаривать. Дескать, дела у Вашингтона весьма плохи, повстанцев осталось всего три тысячи против 33-тысячной английской армии. Сетуя на неспособность мирных фермеров воевать, он так разжег честолюбие юного капитана кавалерии, что Лафайет на всех парусах помчался в Америку. Там он быстро стал не менее популярным военачальником, чем Вашингтон.
Любопытно, как «дядюшка Бен» участвовал в подготовке принятия Конституции. Используя свой авторитет, проявив обаяние и изворотливость, он добился утверждения основного закона в обход легитимной власти – Континентального конгресса. Лукавство? Политический шантаж? Рассудила история. Американские борцы за свободу представляли различные слои общества и защищали каждый свои интересы. Разное понимание целей борьбы, тактики и стратегии. Доказывать свою прозорливость, убеждать Франклину было недосуг: время не ждет.
Человек, заслуживающий кредита
Франклин рано прославился как литератор. Еще в своей «Пенсильванской газете» он печатал байки, анекдоты, остроты. Американцы цитируют их до сих пор.
А потом были назидательные опусы – «Путь к изобилию», «Совет старого торговца молодому торговцу» и другие. Его «Автобиография» – первое американское литературное произведение, напечатанное в Европе.
Франклин учил читателя, как жить достойно. Сегодня его считают основоположником буржуазной морали, которая в итоге восторжествовала над старой феодальной, рыцарской моралью. Он требовал судить о человеке по его труду. Он не только предложил знаменитую формулу «время – деньги», но и освободил буржуазную мораль от религиозной подоплеки, всегда провоцирующей на зряшные споры. Свои взгляды он излагал в четких поговорках и афоризмах, понятных каждому. Наверняка многие из них он позаимствовал в фольклоре. Но в народ они и вернулись
Над моралистом из Филадельфии посмеивались высоколобые интеллектуалы. Мол, его идеал – человек, заслуживающий кредита, а поучения его пахнут скаредностью. В общем, прародитель всех будущих янки, материальная выгода для которых выше духовных запросов. Ну что ж, чтобы выпрямить согнутую палку, надо перегнуть ее в другую сторону.

Материал подготовил Владимир НОСКОВ