НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 11, 2006 год Тема номера:
"Бизнес в России"
РЕГИОНЫ. КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
БОЛЬШОЙ КРАЙ НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ
Нестандартный политик и стандартная политика
На политическом поле объединенного (или как еще говорят теперь – большого) Красноярского края (Эвенкия и Таймыр перестали быть субъектами Федерации) сложилась весьма напряженная и одновременно интригующая ситуация. Регион стоит на пороге выборов в Законодательное Собрание. По замыслам официальных «режиссеров» триумфальную победу на них должны одержать единороссы. И они сами все время твердили о том же. Но отдельные моменты, которыми были отмечены недавние выборы в местные представительные органы власти, заставили многих усомниться в уже, казалось бы, предрешенных итогах, и порядком попортили нервы руководству краевой организации «Единой России». Возмутителями спокойствия стали жители небольшого городка Назарово. Именно там партия власти потерпела сокрушительное поражение, хотя ее руководители были уверены в успехе своих кандидатов. Но беспрецедентную победу в городе одержали кандидаты из блока Анатолия Быкова, завоевав в Назаровском горсовете 16 мест из 20. Случай хоть и фантастический, на первый взгляд, но вполне объяснимый. И совсем не районного масштаба.
Прозвенел тревожный звоночек для «Единой России». И довольно громко прозвенел: его услышали на всем пространстве края – от Саян до Таймыра. Поэтому все заметнее смятение в рядах красноярских единороссов. Была созвана даже XV внеочередная региональная конференция «Единой России». Накануне конференции один из лидеров красноярской организации, он же заместитель губернатора Николай Глушков открыто признал, что жители края не ощутили положительных перемен от национальных проектов, и пообещал: «Будем разбираться в ситуации и критиковать виновных. В первую очередь, видимо, будем критиковать себя». Хорошо хоть не рядовых красноярцев решили критиковать, ведь вполне могли бы признать их виновными в том, что они... не ощутили перемен и тем самым проявили несознательность. Но как можно ощутить то, чего нет?
С партией власти все ясно. Наблюдателей нынче интересует та часть поля, что отдана на откуп партиям, которые составят «Единой России» конкуренцию на выборах. Как они ей распорядятся, что посеют и какие всходы пожнут... Более того, в Красноярском крае этот интерес сфокусирован даже не на партиях как таковых (партиям люди не особо верят), а на том, кто из известных персон будет на их стороне. Не случайно же, все чаще, начиная уже с лета, местные СМИ обращаются к фигуре депутата Законодательного Собрания края Анатолия Петровича Быкова, пытаясь любыми способами выведать, какая же из партий выиграет за него скрытую борьбу. А в том, что таковая борьба ведется, не сомневается никто. Но Быков пока находится над схваткой. Именно это и создает напряженную интригу, ибо от решения Быкова зависит расклад сил в ближайшем будущем. Но как бы ни сложилась ситуация, яснее ясного, что в предстоящих выборах в Законодательное собрание объединенного края Анатолий Быков станет одной из ключевых фигур. И самой заметной.
Поэтому его потенциальные противники уже сейчас пытаются доказать обратное. Правда, попытки эти весьма неуклюжие. Например, совсем недавно пиарщики, стараясь развенчать популярность Анатолия Быкова, поставили в неловкое положение губернатора Красноярского края Александра Хлопонина и даже Президента России Владимира Путина. Сразу после победы блока Быкова на выборах в Назаровский горсовет в ряде газет появилась статья «Пиррова победа Анатолия Быкова», подписанная псевдонимом Александр Симеонов. Неизвестный автор злорадствовал: мол, блок победил на выборах, жестко критикуя действующую власть, а теперь все, кто проголосовал «за», расхлебывайте. Тут же и объяснение, что именно придется, по мнению г-на Симеонова «расхлебывать» всем горожанам, посмевшим проголосовать «неправильно», то есть не за единороссов. Оказывается, теперь (очевидно, в качестве мести) жителям небольшого сибирского городка... перекроют кислород. «Губернаторы работают в одном русле с президентом, хотя бы потому, что им фактически и назначаются, – начинает свой ликбез автор. – Главы городов и районов, те, кто поумнее, встраиваются в общую властную структуру. Потому что по ее каналам и артериям поступают на территории все блага: деньги нацпроектов, матобеспечения под все начинания – федеральные, региональные или местные. «Выламываться» из этой системы – это даже не сук рубить, на котором сидишь. Это отрезать шланг подачи кислорода пациенту на принуддыхании».
Стало быть, государство держит народ на аппарате искусственного дыхания? Скажешь слово против – наступим на шланг? Конечно же, это всего лишь неумная параллель, возникшая в сознании недалекого пиарщика. Захотел выслужиться, защитить губернатора с президентом, да только навредил. Иной и задумается: что же это за власть такая, получается?
Но дело в том, что защищать власть от депутата Анатолия Быкова – лишние хлопоты. Если уж кто и оказывает поддержку власти, то это именно он, кто бы и как к нему ни относился. А поддержка эта выражается в реальных делах, в каждом из которых во главе угла – забота о конкретных людях. Не вообще о человечестве, а о конкретном человеке с именем-отчеством, адресом, к которому можно обратиться и он скажет, какая польза ему от депутатов блока Быкова. Причем такая работа ведется блоком постоянно, а не в период предвыборной кампании. Даже тогда, когда Быкова изолировали в «Лефортово», он и его соратники продолжали работать. В СИЗО к депутату Быкову пришло за три года 800 писем, и все авторы получили ответы и реальную помощь. А базовая депутатская приемная А.П. Быкова в Октябрьском районе Красноярска известна всем, кто ищет помощи и поддержки. Она была сформирована сразу же, как только блок Быкова приступил к работе в Законодательном Собрании Красноярского края. Параллельно появились и помощники: кто-то на постоянной основе, кто-то на общественных началах. В любом городе и районе края есть представители этого блока. За год к Анатолию Быкову обращается с просьбами самого разного рода до шести тысяч человек. Их рассмотрением занимаются не только помощники депутата, но и он сам.
– Недавно губернатор Красноярского края Александр Хлопонин объявил приоритетные направления, обозначив их как четыре «Д». Среди них – дети и деревня. А мы в это время проверяли готовность школ к учебному году и сдачу новых школ в эксплуатацию, – рассказывает профессор Красноярского педагогического университета, доктор педагогических наук Валерий Усаков. – Одна из наших претензий к сданным объектам касалась того, что в селах, мягко говоря, недостаточно хорошая инфраструктура. Чиновники пытались возражать: в деревне нельзя построить теплые туалеты. Это же не город, говорили нам. А уж тем более нечего мечтать о теплых душевых. Мне часто приходится слышать подобное, и всякий раз я удивляюсь. Почему, например, предприниматель Быков может создать нормальную инфраструктуру (считайте, средь чистого поля, вдали от большого города), как в Доброграде – современной деревне, которую он построил для детдомовских ребятишек, чтобы, когда окончат школу, им было где жить, а государство, которое в сотни тысяч раз мощнее, не может? Еще сошлюсь на губернатора Хлопонина, который недавно указал конкретно – в школах нужны свои спортивные команды, клубы. Совершенно справедливо: надо занять ребятишек разумным делом. Но кто мешал это сделать, как сделал Быков, который без подсказки начал заниматься этой проблемой лет десять назад. Он приезжал в какой-то город края и говорил местной власти: дайте ребятишкам помещение, а я буду содержать тренеров и обеспечивать команды формой и инвентарем. Что такое детская команда? Это 15-20 ребятишек, которые занимаются игровыми видами спорта: хоккеем, футболом... А таких в Красноярском крае уже множество. Считаю такой депутатский подход к делу очень продуктивным. Он опережающий. Исполнительная власть всего лишь определила приоритетные направления и призвала идти по ним, а представитель власти законодательной уже давно идет по этой дороге.
...Как ни странно, но именно за стремление реальными делами отвечать на доверие земляков и недолюбливает властная элита Анатолия Быкова, понимая, что нынче на рейтингах, которыми многие любят прикрываться, далеко не уедешь. А говорунам более предъявить, кроме обещаний, нечего. Если бы Быков не выбивался из общего ряда, шагал бы в ногу, выполняя команды, то тогда бы его и не трогали. Но ему неинтересно жить по таким правилам, и потому он опасен. Он имеет дерзость всегда высказывать свое мнение и отстаивать его, даже если это касается довольно высоких чинов.
Скажем, верхушка единороссов утверждает, что уровень жизни растет, экономика развивается, сельское хозяйство поднимается, а Быков говорит другое:
– Наш край – это действительно мощь. А как в нем люди живут? Плохо живут. И уровень их жизни говорит о политиках больше, чем любые рейтинги. Многие политики думают только о себе, любят только себя и свои лозунги. А в Красноярском крае сегодня можно построить все. Я имею в виду и строительство самой экономической системы. Хлопонин же только обещаниями отделывается и говорит о будущем. А нужна реальная работа, здесь и сейчас. Надо реально помогать развитию малого и среднего бизнеса, а не говорить о необходимости помогать ему. Надо реально привлекать инвестиции, а не говорить о необходимости инвестиций. Это просто – создавай условия для инвесторов. Причем инвесторы-то многие живут рядом. Не стоит надеяться на заграницу. Красноярские бизнесмены, я уверен, с готовностью вложат средства в развитие красноярской экономики, если почувствуют уверенность и защищенность. Но для этого экономический климат в крае должен быть иной. С климатом вообще в стране безрадостно. Помните, в какой атмосфере президент Путин читал свое послание Федеральному Собранию. Я готов подписаться под каждым его словом – со всем согласен. Но одновременно и убежден: большинство из тех, процентов девяносто, кто горячими аплодисментами прерывал чтение, вышли из зала и «забыли» обо всем, что услышали. Летом я был в Енисейском районе. Ездил с территорией знакомиться и открыть там спортивный клуб. Оказывается, весь лес вывозится. Миллион кубов! В год! Вывозят наши соседи китайцы. За наличные скупают лес. И в Поднебесную! Президент Путин говорил, что такую практику надо прекратить. Вывозить круглый лес – это же почти преступление, по крайней мере, экономическое. Что получается? Мы не только лес выпускаем за бесценок, но заботимся о создании рабочих мест для китайцев. Что нельзя «выбить» средства из инвестфонда и построить современный перерабатывающий комбинат в том же Лесосибирске или те же мебельные фабрики на импортных технологиях, чтобы не изобретать велосипед?..
Жесткий подход – ничего не скажешь, но Быков, если честно, имеет право на такой тон. И вопрос – сам-то сможешь показать, как лежащую на боку экономику поднять? – его не поставит в тупик. Он уже показал, как это делается.
В сорока километрах от Красноярска есть город Дивногорск, знаменитый своей Красноярской ГЭС. В 2004 году, когда экономическая ситуация была аховой, а Красноярский край переживал финансовый кризис, Анатолий Быков вместе с партнерами открыл литейно-механический завод «СКАД». Город получил сразу пятьсот рабочих мест. По уровню заработной платы сейчас завод входит в пятерку предприятий края – 13 тысяч рублей. А «СКАДу» всего два года. За короткий срок налажен выпуск продукции, которая на равных конкурирует с европейской. И все это в сибирской глухомани: считай, среди тайги.
Дивногорский завод – не единственный пример. Быков словно сам себя экзаменует, пробуя силы в разных сферах. Два года назад он решил заняться сельским хозяйством. Приехал в деревню Глядено Емельяновского района, собрал жителей и спросил их: «Поддержите?» Поделился планами. Действуй, поддержим.
Лет девять эти земли были заброшены, никто тут пахал, не сеял. Лежали они мертвым грузом. Их уже и полями-то перестали считать. И вот все изменилось. Не было, правда, бойких телерепортажей с гляденских полей, событие – первая посевная и первый сбор урожая – прошло в информационной блокаде (для многих местных СМИ все, что делает Быков для людей, – запретная тема: власть не одобрит). Но урожай-то был собран, и пришел в село Глядено почти канувший в Лету хлеборобский праздник. А нынешней осенью состоялся уже второй – как и положено, с награждением механизаторов, комбайнеров. Народу съехалось из разных районов – поздравить земляков, порадоваться за них. Не забыли, оказывается, мужики вкус настоящей работы: показатели у подшефных Быкова одни из лучших в районе. Деревня встрепенулась, обрела надежду. Как сказала на празднике одна из жительниц Глядено 80-летняя Мария Михайловна Рубан: «Если бы вы знали, как хорошо у меня нынче на душе. Трактора гудят, хлеб растет... Земля ожила!»
Именно рядом с этим селом выстроил Анатолий Быков для своих детей уютный Добрград, в котором добротные деревянные дома со всеми удобствами. Своими детьми – и не иначе – он называет воспитанников организованного им девять лет назад детдома «Иван да Марья». Не было тогда ни нацпроектов, ни программ «Четыре Д». Были просто дети, которым захотел помочь предприниматель Быков. И помог. А потом задумался: что же с ними будет, когда они школу закончат? Куда пойдут? Где жить станут, чем заниматься? И тогда он подарил им деревню, а заодно и стал приучать хозяйничать на земле.
– Мои дети уже сейчас готовятся к самостоятельной жизни, зная при этом, что я их никогда не оставлю. Я хочу, чтобы они обосновались в своем Доброграде возле деревни Глядено, и чтобы сама деревня встала на ноги, и не без помощи моих ребятишек, – говорит А.П. Быков.
Политический оппонент, у которого такие доводы в виде конкретных дел, конечно, многим неудобен.
Каким образом такой нестандартный политик впишется в намечающуюся двухпартийную систему, если таковая все-таки появится? В составе какой колонны он пойдет на выборы-2007? Будет ли востребован, так называемой политической элитой, управленческий потенциал и региональный патриотизм (не уехал ведь из края, хотя его выдавливали отсюда всеми способами, вплоть до применения силовых структур) Анатолия Быкова? Ответы на эти интригующие вопросы не за горами. Тогда же и станет ясно, взойдут ли на политическом поле Красноярского края реальные всходы, которых уже давно ждут избиратели, или на нем по-прежнему аккуратными штабелями останутся лежать программы, перспективы, прожекты, концепции и прочие мудреные планы, которые, как и партия власти, будут далеки от народа.