НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 11, 2006 год Тема номера:
"Бизнес в России"
ТЕМА НОМЕРА: БИЗНЕС В РОССИИ. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
БЕДЕН, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗАМЕТЕН
Малое предпринимательство остается на задворках экономической реформы
Малый бизнес в стране по-прежнему остается неприметной частицей экономики страны в силу того, что беден и влачит существование на грани выживания. Такой неутешительный вывод следует после знакомства с данными масштабного социологического исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в России». Да и сами организаторы опроса признают, что эта сфера хозяйствования прочно обосновалась на позициях аутсайдера в современной российской экономике.
На вопросы общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) ответили более 6000 респондентов в 75 субъектах Федерации. Примечательно и очень значимо то, что ответы на вопросы многостраничной анкеты дали главным образом те, кто пытается вести собственное дело. То есть на проблемы малого бизнеса удалось взглянуть как бы изнутри, глазами самих предпринимателей.
Впервые в этом году эта работа была проведена при поддержке Минэкономразвития РФ, что неудивительно. Многочисленные заклинания с разных трибун – высоких и ближе к земле – о поддержке малого предпринимательства так и остаются декларациями. Хотя в этом году по сравнению с прошлым годом, по утверждению президента ООО «Опора России» Сергея Борисова, финансовая подпитка малого предпринимательства из бюджетных средств выросла в два раза и составила три миллиарда рублей. В будущем году финансирование федеральной целевой программы поддержки малого бизнеса возрастет еще на миллиард рублей. Деньги будут выделяться в одинаковых пропорциях из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Но это, как слону дробина. Или, как на Руси говорят в таких случаях: «ни холодно, ни жарко».
Первая составляющая бедственного положения малого бизнеса. Основной загвоздкой для развития бизнеса предприниматели дружно называют проблему приобретения недвижимости в собственность или наем ее в аренду.
Казалось бы, вот оно – главное звено всемерной поддержки малого предпринимательства, взявшись за которое, можно вытянуть из ямы всю цепочку стимулирования частной инициативы. Разве сложно найти муниципальным властям, а уж тем более правителям регионального уровня, пустующие помещения и даже целые строения? Не секрет ведь, что владельцев не используемой по назначению или вообще никак не используемой недвижимости «ищут пожарные, ищет милиция», как в старом детском стихотворении о скромном герое. В наши дни недобросовестных собственников ищут еще налоговые инспекторы и представители других надзорных служб, вплоть до антимонопольного комитета.
Ан, нет. Оказывается, ни под офисы, ни под торговые площадки, ни уж тем более под производственные помещения ни купить, ни взять в аренду невозможно.
76 (!) процентов опрошенных по всей России считают, что приобрести недвижимость в собственность под производственные, торговые или офисные помещения «практически сложно» или «достаточно сложно». В прошлом году таковых было 69%.
На сложности оформления помещений в аренду указали 42% респондентов.
Главная причина, конечно, в цене. 61% называют цены на недвижимость неподъемными для себя. В то же время каждый второй опрошенный причину недоступности недвижимости видит в ограниченном доступе к торгам, а также в недостатке достоверной информации о торгах и объектах.
И совершенно неслучайно напрашивается вывод о возможном – не исключено, что и умышленном – противодействии развитию малого бизнеса под своим боком со стороны власти предержащих разного уровня. Но эту проблему предприниматели поставили на четвертое место среди основных факторов недоразвитости их дела.
Вторая составляющая бедственного положения малого бизнеса видится им в отсутствии возможности придать динамику капитализации. Именно в «отсутствии», а не в недостаточности факторов расширения бизнеса. Печально, но только четверть опрошенных оценивают финансовое состояние своего бизнеса устойчивым, позволяющим развивать дело. 19% респондентов считают, что их «финансы поют романсы», то есть состояние их ухудшается с каждым днем. Единственная отрада в ответе на этот вопрос видна в том, что на один процент по сравнению с прошлым годом стало больше тех, кто оценивает текущее состояние своего бизнеса как относительно устойчивое, но и они признают, что денег для развития бизнеса у них нет.
Причем оказывается, что предпринимателям без образования юридического лица и другим мелким частникам сложнее всего получить доступ к финансовым ресурсам из государственных и муниципальных фондов, созданных для… оказания помощи малому и среднему бизнесу. 76 (!) процентов ответивших на вопросы анкеты отметили, что сделать это очень сложно или практически невозможно.
Удивительно, как совпадает процент респондентов, оценивших свое финансовое состояние, и тех, кто хотел бы, но не может пополнить свой капитал. И неудивительно уже поэтому число тех среди опрошенных, кто сомневается в возможностях системы кредитования.
54% считают, что сложно или невозможно получить банковский кредит.
45% не верят в возможность получить небанковский кредит или ссуду, а 32% вообще не знают ответа на вопрос о таких формах займа.
32% уверены, что не смогут получить денежные средства даже в обмен на долю в бизнесе. При этом 44% респондентов затруднились ответить на вопрос о таком шансе поправить свое финансовое состояние.
Также обескураживает ответ на другой вопрос, касающийся возможности получить финансовую поддержку из разных источников, как процент неверящих в помощь государственных и муниципальных фондов. 43% респондентов считают, что не смогут пополнить свое материальное состояние за счет финансирования заказчиком конкретного проекта, а 37% опрошенных вообще затруднились ответить на такой вопрос.
Затруднения, которые испытали участники социологического опроса, отвечая на его вопросы, логично подводят к следующей оценке, которая, как ни странно, выглядит очень и очень самокритичной.
Третья составляющая бедственного положения малого бизнеса. Большинство опрошенных склонно сыпать пепел себе на голову за никак не сбывающиеся надежды. И даже в том, что они не обладают достаточной информацией о программах и подпрограммах поддержки малого бизнеса предприниматели винят, прежде всего, самих себя. Вот как неожиданно проявляется исконная наша российская законопослушность, переходящая в верноподданичество. Хотя в цивилизованном мире за приводимые ниже – и выше, конечно – показатели полетели бы чиновные головы, как недавнее смещение военного министра в США за поражение республиканской партии на парламентских выборах.
86% респондентов не знают о подпрограмме Министерства экономического развития и торговли РФ по венчурным фондам, 71% – о подпрограмме этого ведомства по субсидированию процентной ставки при банковском кредитовании малого бизнеса, 69% – о подпрограмме этого же министерства по развитию системы небанковских микрофинансовых кредитных организаций.
Но поразительно, что наши предприниматели причину прекращения деятельности малых предприятий видят не во внешних факторах (административных барьерах, криминальных наездах, конкуренции), а опять-таки в самих себе. Так считает 51% опрошенных. И люди оправдывают собственные ошибки своей же низкой квалификацией.
Видно, уж так устроен наш человек, что не станет перекладывать на чужие плечи и свои промашки, и промахи власти – федеральной, региональной, муниципальной. Только 25% опрошенных среди причин закрытия своего дела называют действия властей. Еще меньше процент тех, кто винит в прекращении предпринимательства крупные компании – 22%.
И, наконец, последняя составляющая бедственного положения малого бизнеса, по мнению тех, кто добросовестно ответил на вопросы «Опоры России» и ВЦИОМ.
Конечно же, она заключена в реалиях сегодняшнего дня страны. Чиновники регионального и местного уровня по-прежнему остаются активными и заинтересованными участниками рыночных процессов. Как и год назад, почти 80% респондентов отметили такое негативное явление, как фаворитизм властей – региональных и муниципальных. Как и в прошлом году, 60% опрошенных считают, что в их регионе имеются отрасли и сферы, куда им доступ искусственно затруднен. Примечательна в этом отношении структура дружного ответа «меры не осуществляются» на вопрос: «Какие из перечисленных мер поддержки осуществляются в вашем регионе и какой от них эффект?» Она выглядит следующим образом:
52% – по предоставлению в аренду государственных и муниципальных помещений на льготных условиях,
49% – в отношении финансовой поддержки и помощи в получении ссуд и кредитов,
45% – по обучению населения основам предпринимательской деятельности,
44% – в отношении организации бизнес-инкубаторов и технопарков,
44% – в отношении государственного или муниципального заказа,
43% – по оказанию содействия в организации выставок и ярмарок,
41% – по оказанию информационной и консультационной помощи.
Основываясь на этих и других параметрах, публикуемых в этом номере журнала «Наша власть: дела и лица», исследователи сделали еще один неутешительный вывод. На этот раз в отношение всех уровней российской власти – на развитие малого и среднего бизнеса в стране они либо не влияют, либо мешают, но, во всяком случае, не содействуют.
На этот раз организаторы исследования, видно, не без влияния чиновников МЭРТ, пощадили самолюбие региональных лидеров, расставив субъекты Федерации по местам не в порядке убывания доли малого бизнеса в региональной экономике, в некоей сетке оценок.
Новая классификация представляет знакомую по школьным урокам математики ось координат «Х» и «У» с положительными и отрицательными значениями.
Первый ее компонент – это интегральный индекс сравнительной оценки респондентами условий функционирования малого предпринимательства в своем регионе по сравнению с другими регионами по таким показателям, как размер рынка, величина потребительского спроса, отношение к бизнесу со стороны органов власти, наличие ресурсов (кадры, производственные площади, финансы), а также уровень безопасности (защита от криминала, вымогательства). Основание для деления по оси сравнительных оценок – значение индекса, равное 100. При таком его значении положительные и отрицательные оценки условий предпринимательства в регионе равны, то есть нет перевеса ни в одну из сторон.
Второй компонент – интегральный индекс по факторам условий предпринимательства, рассчитанный уже на основе объективных показателей по отношению к малому бизнесу со стороны властей региона (влияние, поддержка, правовая защита), а также со стороны крупного бизнеса и по доступности имущественных и финансовых ресурсов. Значение индекса 83 означает среднюю оценку по регионам.
В образованное метрические пространство помещены значения пар интегральных индексов каждого региона, и получилась позиционная картина условий для малого бизнес по всем регионам, разбитая на четыре условных квадрата. Каждая ячейка этой лукавой паутины имеет собственное наименование – «регионы устойчивого развития малого бизнеса», «регионы неиспользованных возможностей», «неустойчивое благополучие малого бизнеса», «депрессивные».
В таких «тенетах» губернаторам, наверное, комфортнее видеть свой регион, чем в обычном рейтинговом списке. Но какие бы оси абсцисс не придумывали социологи, даже такая система координат показывает, что в левом нижнем углу собрались регионы, не жалующие малое предпринимательство. Хотя, по правде сказать, кто вообще жалует его (малый и средний бизнес) в России?! Для большинства малых предпринимателей бизнес остается не столько их делом, а сколько возможностью реализовать семейные или клановые связи в денежную наличность.