Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 11, 2006 год
Тема номера:
"Бизнес в России"

Совет Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ПОД "ПРИЦЕЛОМ" СЕНАТОРОВ

В доме на Большой Дмитровке регулярно проводятся заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации. Надо сказать, что под контролем и при участии Сергея Миронова этой сфере российского бизнеса уделяется большое внимание. И неслучайно: не развивается у нас малое предпринимательство как хотелось бы, не идет оно в те отрасли экономики, которые наиболее перспективны с точки зрения стратегического развития страны. А говорят и пишут о малом бизнесе, проводят конгрессы, совещания и конференции все кому не лень. А сколько создано различных организаций бюрократического толка, которые «пекутся» о маленьких, не забывая при этом и о своем административном «бизнесе». Вот уж поистине, где верна русская поговорка «семь нянек, а дитя без присмотра». Вспомнилось, как пять-шесть лет назад, когда Совет Федерации РФ воссоздавал этот Совет, Сергей Миронов заметил: – Я не открою Америки, если скажу, что дела у нас с малым и средним предпринимательством обстоят примерно так же, как в известной пословице: «Сколько не говори «халва» – во рту слаще не станет». Славословий много, а воз и ныне там. Законодательная база не стимулирует развитие малого и среднего бизнеса в нашей стране. Одно из пооследних заседаний было посвящено инновационным технологиям. Выступавшие на нем говорили правильные слова о том, что развитие малого бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Не менее важно и то, что развитие предпринимательства постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической и экономической стабильности.

К сожалению, в этой сфере предпринимательства мало что изменилось за прошедшие годы. Практически отсутствует исследовательская база, не хватает квалифицированных менеджеров, способных вести инновационные проекты. Задача удвоения ВВП невозможна без участия малого и среднего предпринимательства, которое в свою очередь не может динамично развиваться без высоких технологий. Во всем мире сегодня наблюдается совершенно иная картина: по данным Национального фонда США, количество нововведений на единицу затрат в малом бизнесе по сравнению со средними выше в четыре раза, а по сравнению с крупными – более чем в 20 раз. При этом малые компании практически на треть опережают крупные фирмы по скорости освоения новых технологий.
Аналитическое управление аппарата СФ, подготовившее к заседанию доклад «Состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России», отмечает, что открыть свое дело сейчас намного сложнее, чем в начале 90-х годов. Именно тогда – в начале 90-х годов прошлого столетия была создана подавляющая часть малых инновационных предприятий, которые базировались в основном на научном потенциале, созданном еще в СССР. Однако сейчас большинство этих предприятий не являются конкурентоспособными на внешних рынках, реализуя свою продукцию в основном в России. Лишь четверть таких фирм имеет потребителей за рубежом.
На этом фоне происходит постоянное сокращение количества малых предприятий в стране. Сейчас в России доля малого и среднего предпринимательства невелика: на 1000 жителей приходится менее 10 работающих в малых предприятиях, тогда как в Европе и США эти цифра составляет 35. Если у нас доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет лишь 12%, то в Китае он дает 60% всех доходов, а в Польше – не менее 40%.
По данным Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ за период с января 2001 года число зарегистрированных малых предприятий снизилось на сегодняшний день более чем на 5% и составляет порядка 850 тысяч единиц. По другим оценкам, их насчитывается около миллиона. При этом количество таких предприятий на 100 тысяч жителей не изменилось лишь в 47 регионах. В 23 регионах произошло снижение, из них в наибольшей степени в таких, как Санкт-Петербург (на 661 ед.), Агинскй Бурятскй АО (на 378 ед.), Республика Алтай (на 244 ед.), Ленинградская область (на 156 ед.).
Среднесписочная численность занятых на малых и средних предприятиях в целом по стране также сократилась. Только в 2000 году наблюдался прирост этого показателя на 1,7%. Из 57 субъектов Федерации, где было отмечено сокращение среднесписочной занятости, в наибольшей степени показатель снизился в Еврейском АО (на 58%), Республике Ингушетия (на 53%), Эвенкийском АО (на 50%). Еще в 12 регионах снижение составило от 20 до 30% (Алтай, Хакасия, Красноярский и Ставропольский края, Мордовия, Читинская и Ивановская области).
Несмотря на эти негативные факторы, производство продукции (работ, услуг) на малых и средних предприятиях в целом по стране относительно 2000 года увеличилось на 17,3%. При этом незначительное снижение отмечено только в одном федеральном округе – Северо-Западном (на 1,9%). Более чем на 30% производство на малых предприятиях увеличилось в Центральном и Уральском ФО, в остальных рост составил от 3 до 7%.
В течение 5-6 лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений. В ней преобладают предприятия торговли и общественного питания – 42,7%, строительства – 16,4%, промышленности – 15,7%, науки – 5,5%, бытового обслуживания – 1,2%. Продолжает сокращаться доля субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере (с 4,2% в 2001 году до 1,4% в 2005).
По данным Минэкономразвития, в сфере развития инновационных технологий наша страна сегодня привлекает внимание в основном крупных транснациональных корпораций, которые охотно финансируют исследования на территории России. По результатам исследований ООН, Россия занимает шестое в мире место после Китая, США, Индии, Японии и Великобритании в области инвестиций, в разработке инновационных технологий. Научные кадры России охотно сотрудничают с иностранными фирмами. В то же время внутри страны наблюдается совершенно другая картина. Продолжается уменьшение количества заявок на выдачу российских патентов отечественным заявителям при одновременной активизации заявителей зарубежных. Таким образом, высококвалифицированные кадры в области инноваций предпочитают работу в крупных корпорациях работе в собственных небольших фирмах.
Решение задач развития малого и среднего предпринимательства рассматривается в настоящее время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование законодательства в сфере деятельности данного вида бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных органов власти, конструктивное сотрудничество с общественными объединениями малого и среднего предпринимательства.
Правовой основой государственной политики в этой сфере на сегодня является Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14.06.1995 года. Основными же инструментами ее реализации служат федеральные и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Сейчас государство недостаточно активно поддерживает малый и средний бизнес, работающий в области инновационных технологий. Впрочем, в этом направлении делаются попытки активизации малых фирм, предоставления им режима наибольшего благоприятствования. Так, для развития малого предпринимательства в регионах создана специальная схема, когда 25% средств на внедрение инновационных технологий берет на себя Федеральный Центр, 25% доплачивает регион и 50% вкладывает непосредственно предприниматель. Таким образом, государство готово разделить риски с малым бизнесом.
На одном из Советов был рассмотрен комплекс мер, направленных на повышение роли банковской системы в развитии российской экономики. Эти меры подразумевают реформирование системы финансирования и кредитования малого бизнеса, принятие упрощенных механизмов получения заемных средств. Для этих целей, по мнению сенаторов, ученых, специалистов-практиков, принявших участие в заседании, необходимо создание широкого спектра микрофинансовых организаций, касс взаимопомощи, кредитных бюро, обществ взаимного кредитования, кооперативных банков, то есть самых различных форм кредитно-финансовых организаций в сфере обеспечения доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам.
До сих пор из около миллиона малых предприятий, зарегистрированных в России, доступ к финансам имеют лишь 13-15 тысяч, а для желающих начать свой бизнес кредитные ресурсы практически недоступны. Эта многолетняя проблема малых предприятий остается весьма острой. К примеру, доля малых и средних предприятий в общем объеме банковского кредитования составляет только 5-10%. Банки не проявляют интереса к этому сектору экономики прежде всего по причине непрозрачности, а порой и недостоверной отчетности этих учреждений.
Характерно, что и «любовь малого бизнеса» к банкам «взаимна». Существует несколько источников, из которых мелкие компании черпают заемные средства. Прежде всего это – частные кредиторы (мелким предпринимателям, у которых отсутствует опыт работы с банком, проще обратиться к знакомым или родственникам), венчурные фонды и институты микрокредитования (например кредитные союзы). И уж затем, в последнюю очередь, непосредственно банки. Теоретически небольшие компании могут рассчитывать и на бюджетные кредиты, выдаваемые региональными фондами поддержки малого предпринимательства. Для таких инструментов, как венчурное финансирование и микрокредитование еще не создана должная нормативная база. Таким образом, основным источником заемных средств для малого бизнеса суждено быть именно банкам.
Сейчас процентная ставка по кредитам малым предприятиям в среднем на 3-7 процентных пункта выше, чем крупным заемщикам, и доходит до 30% годовых. Такое состояние дел не просто угнетает кредитование малого бизнеса банками, а делает его недоступным.
У малых предприятий отсутствуют ликвидные активы, такие как недвижимость, акции, векселя и тому подобное, которое можно рассматривать в качестве обеспечения кредита. Они, как правило, располагают только товаром в обороте, а такой залог банки берут не всегда, либо (например, Сбербанк) устанавливают высокий дисконт в 50-60%. Положительным примером кредитования малых предприятий может служить ЕБРР –Европейский банк реконструкции и развития. Для него вопрос о залоге вторичен, поскольку ЕБРР и его профильная структура – Фонд поддержки малого бизнеса в России оценивают, насколько сам бизнес может обслужить кредит, а потом уже ставят вопрос о залоге, то есть страхуют себя именно оценкой бизнеса.
Среди других проблем, не позволяющих активно кредитовать мелкий бизнес и отсутствие у подавляющего большинства предприятий кредитной истории. Поэтому банки требуют от заемщиков большой список документов, что в значительной степени ограничивает доступ к банковским ресурсам. Поэтому для становления механизма кредитования малого бизнеса совершенно необходимо создание различных агентств – третьих лиц, которые будут подстраховывать малые предприятия, считают специалисты.
Тем не менее, некоторые банки уже получили достаточный опыт и отработали технологии кредитования малых предприятий. В этой нише, видимо, будет доминировать Сбербанк со своей разветвленной филиальной сетью. Его долю на рынке в 2004 году оценивают в 40%. Другой важный игрок на российском рынке – Фонд поддержки малого бизнеса ЕБРР. ММБ – Международный Московский банк, в течение почти двух лет работает по специальной программе и его портфель выданных малому и среднему бизнесу кредитов превышает 10 млн долларов. Многие банки успешно кредитуют малый бизнес и без специальных программ. Доля таких кредитов, например, в портфеле «Агрохимбанка» составляет 98,4%, при этом уровень их возврата – 99,8%, кредиты выдаются в рублях под 12-30% и в валюте под 9-24%. Крупнейшим игроком на рынке, специализирующимся именно на финансировании малых заемщиков, является КМБбанк, 35% акций которого принадлежит ЕБРР, – ежемесячно этот банк выдает около 3500 кредитов малому бизнесу.
В настоящее время принят и действует ряд экономических и политических законов, направленных на развитие малого бизнеса в России. Среди них пакет антибюрократических положений, речь в которых идет об устранении административных барьеров для ведения бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Внесен ряд поправок в Налоговый кодекс, изменена ставка налога на прибыль в сторону уменьшения с 35 до 24%. Введение единого социального налога с регрессивной шкалой отчислений дало возможность предприятиям платить меньше налогов и увеличить заработную плату работникам. Появилась возможность увеличения оборотных средств, остающихся в распоряжении предприятий.
Однако процесс улучшения предпринимательского климата в России протекает трудно и медленно, поэтому и показатели развития малого и среднего бизнеса за последние годы крайне нестабильны. Россия в значительной степени уступает странам с развитой рыночной экономикой в вопросах развития малого предпринимательства. Оценки малого бизнеса за рубежом показывают, что его доля в производстве ВВП колеблется в пределах 80% (в США – 70%, Японии – 78%, Италии – 73%), в то время как в России этот показатель составляет лишь 10-11%. По данным Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, доля малого бизнеса в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет сейчас составляет 10%, тогда как в Европе – более 50%.
Очевидно, что малые предприятия, задействованные в сфере инноваций, не имеют никаких налоговых льгот по сравнению с обычными малыми предприятиями. Кроме того, в России сегодня нет механизма оценки интеллектуальной собственности и, как следствие, нет системы ее продажи.
Отличительной чертой российского малого и среднего предпринимательства продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора (30-50% реального оборота субъектов малого предпринимательства составляет «теневой» сектор).
Вообще если сравнивать экономические системы России и развитых стран, то бросается в глаза тот факт, что на Западе крупные предприятия стремятся загрузить заказами малые предприятия, тогда как в России наблюдается обратная ситуация.

Юрий Сергеев