НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 11, 2006 год Тема номера:
"Бизнес в России"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. ПРЕЗИДЕНТ
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К УКРЕПЛЕНИЮ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
С основным докладом на совещании выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка. Несмотря на наращивание усилий по противодействию преступности, криминогенная ситуация в стране продолжает оставаться сложной. За девять месяцев 2006 года зарегистрировано более 2,6 миллиона преступлений (на 12% больше, чем за тот же период прошлого года). Эффективность раскрытия преступлений остается низкой. В стране раскрывается лишь каждое второе преступление. За девять месяцев 2006 года осталось нераскрытыми почти 1,5 миллиона преступлений. За девять месяцев этого года выявлено более 160 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. «...несмотря на свою исключительную опасность и то, что многое делается для борьбы с наркопреступностью, наркотизация населения пока не встречает адекватного противодействия». Крайне важным становится изменение самого механизма осуществления координационной деятельности по борьбе с преступностью – выработка такого механизма на государственном уровне. Целесообразно разработать новое положение о координационной деятельности правоохранительных органов и т.д. Среди серьезных нерешенных проблем Генеральный прокурор отметил и выявление почти 9 тысяч ранее известных, но не зарегистрированных преступлений, и низкую эффективность милиции общественной безопасности, где нет уголовного розыска и оперативного сопровождения. Особое значение приобретает реальная работа по профилактике правонарушений, причем положение дел следует изменить коренным образом.
21 ноября состоялось Всероссийское координационное совещание руководителей правоохранительных органов. Само совещание было посвящено вопросам повышения эффективности правоохранительной системы России. С большим интересом участники встретили выступление Президента РФ В. Путина. Президент отметил, что при росте финансирования правоохранительных органов, укреплении кадрового состава, росте уровня координации действий правоохранительных и спецорганов приняты масштабные федеральные программы «Антитеррор», «Государственная граница», «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007-2016 гг.».
Но, «...несмотря на растущий потенциал органов правопорядка, криминогенная обстановка продолжает оставаться сложной. Растет доля тяжких и особо тяжких преступлений. Больше, чем на треть увеличилась уличная преступность».
Такая нездоровая атмосфера продолжает негативно сказываться на ситуации в обществе, влияет на жизнедеятельность бизнеса. Среди задач, поставленных В. Путиным – использование комплексных мер и шагов преимущественно упреждающего антикриминогенного характера, создание единой государственной системы профилактики преступлений.
Особое внимание необходимо уделить созданию единой системы учета беспризорных детей и детей, оставшихся без родителей, которые совершают множество преступлений. С этой целью крайне важна «...по-настоящему эффективная общественная, общегосударственная программа по работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию».
Серьезное внимание предстоит сосредоточить на совершенствовании норм УПК, института суда присяжных, на развитии самой правоохранительной системы.
Одной из актуальных тем является борьба с преступлениями в экономической сфере, где все более агрессивной становится практика незаконного бизнеса, фиктивных банкротств, захватов предприятий. Легализация преступных доходов, схемы «отмывания» их становятся все более изощренными: имитация увеличения уставного капитала, проведение незаконной эмиссии акций и прочее. Все эти криминальные явления наносят серьезный ущерб легальной экономике, подрывают доверие к нам со стороны отечественных и иностранных инвесторов. Более того, подчас сам «теневой» бизнес является источником финансирования террористических и экстремистских групп. Сами же эти доходы являются питательной средой для распространения коррупции. Россия присоединилась к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенции ООН против коррупции, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, но отечественные законодательные и другие нормативные акты до сих пор не приняты.
Особо Президент страны отметил проблему «...создания законодательства, препятствующего вступлению должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в коррупционные сделки». При этом эффективной должна стать эта борьба в правоохранительной системе, системе правосудия. Во многом это связано с обеспечением независимости, открытости, прозрачности судов всех уровней, повышении доступности правосудия для россиян. Пора реализовать требования к контролю за доходами и имуществом сотрудников правоохранительных органов, судей и членов их семей в соответствии с международной практикой.
Все это может быть реализовано параллельно с ростом профессионализма и укреплением исполнительской дисциплины в правоохранительных структурах страны.
«...деньги и власть должны быть разъединены. Это тоже выбор каждого чиновника, каждого сотрудника государственного аппарата или сотрудника правоохранительных органов. Хотите зарабатывать деньги – идите в бизнес, хотите служить государству и реализовывать себя на государственной службе – живите на заработную плату, и давайте вместе бороться за ее повышение».
Слова Президента В. Путина звучат крайне актуально, особенно, если вспомнить последнюю публикацию в номере 10 нашего журнала о положении дел в Роскосмосе.
Из доклада Генерального прокурора РФ: Национальные проекты Есть факты расхищения денежных средств, выделенных на доступное жилье – в Тамбовской и Рязанской областях.
Нецелевое использование денежных средств, выделенных на здравоохранение, образование и развитие АПК – в Тульской, Рязанской и Тамбовской областях. Об обманутых гражданах-инвесторах Возбуждено 161 уголовное дело. Организованная преступность, терроризм, экстремизм и коррупция «Они душат Россию, и требуются уже экстраординарные меры для эффективного предупреждения, пресечения и минимизации их проявлений».
В статистике преступления, совершенные организованными группами, не превышают 1% регистрируемой преступности. В 2005-2006 гг. за организацию преступного сообщества осуждено только 125 человек. Всего лишь 670 человек осуждены за легализацию (отмывание) денежных средств. Очевидно, что количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, не соответствует масштабу распространения организованной преступности.
Самая актуальная на сегодня проблема – декриминализация предприятий ТЭК в Уральском и Приволжском округах, лесной промышленности в Сибирском, рыбной отрасли в Дальневосточном и Южном округах. В ЦФО, как нигде проявляются и организованная преступность, и коррупция при так называемом рейдерстве (противоправном захвате имущественных комплексов). Сами сотрудники правоохранительных органов участвуют в них. Необоснованно возбуждаются уголовные дела, арестовывается, изымается и продается за бесценок имущество предприятий и организаций. В этом округе выявлено немало таких дел.
«За такого рода действия, за дискредитацию правоохранительной системы государства будем привлекать к строжайшей уголовной ответственности». Северный Кавказ За семь месяцев текущего года зарегистрировано 453 террористических акта и преступлений террористического характера. Системой стали посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей (погибло более 80 сотрудников, 146 получили ранения). Среди причин – низкий уровень развития экономики, безработица, коррупция во властных структурах и т.д.
«В этой связи усилия властей по созданию новых рабочих мест, интенсивному развитию производства приобретают особое антикриминогенное и антитеррористическое воздействие, значение которого трудно переоценить». Противодействие экстремизму – необходимо дополнить Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»;
– важно создать в России официальный центр по проведению лингвистических и иных экспертных исследований печатных, видео- и аудиоматериалов;
– целесообразно совершенствование уголовного законодательства;
– усиление деятельности региональных властей. Коррупция 2005 г. – выявлено более 9 тыс. фактов получения и дачи взяток. За девять месяцев 2006 г. их зарегистрировано более 9,5 тыс. По стране пресечена незаконная деятельность 12,5 тыс. коррупционеров. Особую тревогу вызывает коррумпированность правоохранительной системы. В августе-сентябре 2006 г. при проверке исполнения законодательства о государственной службе в 11 федеральных министерствах, субъектах федерации и муниципальных образованиях привлечено к дисциплинарной и административной ответственности более 2,5 тыс. государственных и муниципальных служащих.
Последний пример: после проверки финансовой деятельности в федеральном ФОМСе аудитором Счетной палаты В. Гореглядом задержаны и освобождены от дожности целый ряд его руководителей. В следующем номере – подробный материал об этом.