Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 10, 2006 год
Тема номера:
"Интеллектуальная Россия"

Владимир Якунин

ТЕМА НОМЕРА. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РОССИЯ
ВСЕМИРНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА

Чем больше набирает темп третье тысячелетие, тем, как ни странно, больше противоречий возникает в общении между людьми, населяющими планету Земля. Казалось бы, человечество извлекло урок из библейской притчи о строителях вавилонской башни, вдруг заговоривших на разных языках. В минувшем тысячелетии, испытав ужасы двух мировых войн, государства создали Лигу наций, а потом – Организацию Объединенных Наций, чтобы сообща обсуждать и решать возникающие проблемы на планете. А за последние годы, считают эксперты, в мире вырос уровень конфликтности, что обусловлено кризисом взаимодействия мировой элиты. Утрачивается способность договариваться, теряется общая почва для понимания друг друга. Как внутри отдельных государственных территорий, так и между странами. В таких непростых условиях на греческом острове Родос в четвертый раз собрался этой осенью международный общественный форум «Диалог цивилизаций», участником которого был корреспондент журнала «Наша власть: дела и лица» Дугар Санжиев.

Немного истории. Программа «Диалог цивилизаций» как практическое претворение в жизнь резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 ноября 2001 года «Глобальная повестка дня для диалога цивилизаций», была открыта на Соборной площади Московского Кремля 19 мая 2002 года. И уже в июле того же года на Якорной площади Кронштадта была принята «Кронштадтская инициатива», призвавшая российскую и мировую общественность к осуществлению международного общественного форума с целью укрепления мира и безопасности народов. Затем россияне присудили международную премию Андрея Первозванного президенту Ирана Мохаммаду Хатами – инициатору принятия Генассамблеей ООН резолюции по диалогу между цивилизациями.
Основателями и сопредседателями международного общественного форума «Диалог цивилизаций» стали в 2002 году и являются по сей день председатель попечительского совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, основатель и президент «Капур Сурия Фаундейшн» (Индия), издатель и главный редактор журнала «World Affairs Journal» профессор Джагдиш Капур и гроссмейстер Державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Греция) Николас Папаниколау.
Таким образом, Россия явила остальному миру свой высокий интеллектуал, свою меру нравственной ответственности за поддержание добрососедских отношений на Земле.
Первая сессия международного общественного форума (МОФ) «Диалог цивилизаций» состоялась в сентябре 2003 года на острове Родос (Греция). И здесь же теперь каждую осень проходят общие сессии.
В 2006 году прибыли свыше 500 участников из более чем 50 стран мира, что свидетельствовало о признании ценности и актуальности рассматриваемых МОФ вопросов и проблем по общественным процессам в мире и в отношениях между государствами. И каждый в течение трех дней имел возможность высказаться и – что важно! – быть услышанным.
Дискуссии велись в шести секциях: «Политические аспекты межцивилизационного взаимодействия», «Проблематика и перспективы глобальной экономики», «Диалог религий в интересах мира», «Социальные последствия глобальной миграции», «Социо-культурная интеграция цивилизаций (на примере Центральной Азии)», «Роль Интернета и глобальных СМИ».
Прошли круглые столы: «Индия как цивилизация», «Ближний Восток: императивы модернизации и многовариантность развития», «Межкультурный диалог: традиции, формы, практика».
Состоялись презентации сетевой структуры «Диалога цивилизаций», Байкальского молодежного образовательного форума «Поколение в поиске России».
Свои семинары провели писательницы Мэри Симони-Лолиу (Греция) и Сюзанна Мэсси (США).
Правда, не все смогли выступить, несмотря на очень даже жесткий регламент – на доклад отводилось не более 15 минут. Зато были свободные дискуссии. Докладчики порой подолгу оставались за трибуной, отвечая на многочисленные вопросы, иногда не самые приятные.
Организаторы форума собрали все доклады (озвученные и неозвученные), все вопросы (заданные и незаданные), все выступления (на заседаниях и вне аудиторий) и намерены издать коллективный сборник состоявшихся и виртуальных дискуссий. Более того, участникам форума предложено изложить свое мнение и по итогам диалога-2006.
Миссия. Мировой общественный форум является совещательно-консультативным органом, объединяющим различные общественные организации, представителей органов государственной власти, интеллектуальной, культурной, духовной, деловой и политической элиты стран мира, представителей разных культурных традиций, стремящихся внести свой вклад в дело диалога между цивилизациями.
Основные цели Форума – объединение усилий мировой общественности для защиты духовных и культурных ценностей человечества, организация пространства конструктивного диалога крупнейших цивилизаций современного мира. Его деятельность направлена на разработку, развитие и распространение культуры диалога, привнесение духа сотрудничества и понимания в повседневную жизнь людей. Форум направлен на создание эффективных и демократических инструментов разрешения глобальных проблем и осуществления эволюционных перемен в структуре современного общества.
Реализация программы «Диалог цивилизаций» связана с развитием межконфессионального диалога, цель которого – совместное самоопределение представителей мировых религий относительно глобальных вызовов сегодняшнего дня – экстремизма и терроризма, представляющих собой оборотную сторону процесса глобализации.
В перечень своих задач Форум ставит достижение согласия как состояния непротиворечивого сосуществования иного и сочетание либеральных норм и гуманитарных ценностей.
У политиков и бюрократов достаточно средств и структур для общения. Но они не могут установить между собой цивилизованный диалог, а наш форум – не государственная, это – общественная трибуна для любого гражданина любого государства, утверждает сопредседатель МОФ «Диалог цивилизаций» В. Якунин. Каждый участник диалога представляет на нашем форуме не страну, а себя как личность, и мы не площадка для бюрократических переговоров, говорит он.
Другой основатель и сопредседатель МОФ «Диалог цивилизаций» Николас Папаниколау говорит: «И на этой, и на прошлых сессиях были бывшие премьер-министры разных стран, экс-министры и даже бывший глава государства. Например, экс-премьер Чехии господин Земан. Но мы их рассматриваем как личностей, а не как политиков. В наших дискуссиях принимают участие и действующие чиновники. Но и они сами себя, как и мы их, повторяю, оцениваем прежде всего как личностей, а не обладателей государственных постов. Значит, идеи форума понятны и поняты».
Призвание Церкви в создании культуры мира. (Из послания Его Преосвященства кардинала Поля Пупара).
«Сердечно приветствую и желаю мира всем делегатам Мирового Общественного Форума «Диалог цивилизаций».
Своей жизнью и служением Господь Наш Иисус учил своих учеников необходимости жить в мире друг с другом и созидать культуру мира: «Будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).
Отрадно, что все великие религии содействуют терпимости, гармонии и миру.
Коран провозглашает: «О человечество! Слушай! Мы сотворили вас мужчинами и женщинами и сделали вас народами и племенами, чтобы вы могли узнавать друг друга, а не презирать друг друга» (Сура 49).
Риг Веда индусов взывает: «О Бог, веди нас от неистинного к истинному, от темноты к свету, от смерти к бессмертию. Да будет мир на небесах. Да будет мир на земле. Да успокоятся воды. Да будут травы благотворны, а деревья и растения принесут мир всем. Да привнесет Твоя мудрость мир всем. Да будет сущее источником мира для всех и для меня. Мир, Мир, Мир» (Риг Веда Х.191).
Пророк Исаия, почитаемый и иудеями, и христианами, призывал: «Придите и взойдем на гору Господню… и будем ходить по стезям Его… И перекуют мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народа меч и не будет более учиться воевать… И никто не убоится» (Исайя 2:1-5).
Синтоизм предлагает нам такую мудрость: «Если люди, живущие за океаном, окружающим нас, все наши братья и сестры, то почему, о Бог, есть беды и страдания в этом мире?! Почему в окружающем нас океане бушуют ветры и волны?! Я искренне желаю, чтобы ветер вскоре разогнал все облака над вершинами гор».
Мы твердо верим, что война не является ответом на мировые проблемы, но также и мир – это не просто отсутствие войны, а существование справедливого и безопасного общества.
В своем послании Дню мира в 2006 году папа Бенедикт XVI сказал: «Мир проявляется как небесный дар и Божественная благодать, что требует самой высокой ответственности в обустраивании человеческой истории в соответствии с принципами правды, справедливости, свободы, любви – в соответствии с Божественным порядком».
Я надеюсь и молюсь, что Форум, объединивший различных выдающихся личностей со всех континентов, даст новый толчок развитию диалога между религиями и культурами и будет способствовать мирному устроению нашего сообщества».
Сближение религий. Взгляд Шариата. (Из выступления Юсуфа аль-Кардави, главы Международного союза исламских ученых «Современные фетвы»).
«Мусульмане не ограничивают справедливость кругом симпатичных им лиц и не чинят угнетения к ненавистным им, нелюбимым людям. Напротив, они соблюдают права всех людей: мусульман и немусульман, друзей и врагов.
Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – говорил своей жене Аише: «Если доброта сопровождает какое-либо дело, она непременно украшает его, а когда что-либо лишается доброты, то оно обезображивается. Поистине Аллах любит доброту и дарует за нее то, чего не дарует за жестокость».
Таким образом, атмосфера терпимости, милосердия и доброты во взаимоотношениях с иудеями и христианами не противоречит убеждению мусульман о том, что обладатели Книги не уверовали в Ислам и пребывают в заблуждении.
Мусульмане чтут честь и достоинство любого человека, исходя из простого названия Человек. В хадисе, который передает аль-Бухари от Джабира, говорится, когда мимо Пророка – мир и благословение ему! – проходила похоронная процессия, он встал. Ему сказали: «О посланник Аллаха, это похороны иудея». А он ответил: «А разве это не человеческая душа?!» Во истину вот правильнейшая позиция и наидостойнейшее разъяснение.
Мусульмане верят в то, что божественная справедливость распространяется на всех людей: мусульман и немусульман. Аллах Всевышний говорит: «Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно. И пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности!»
Буддийский путь к миру – диалог религий. (Из доклада доктора Ёити Кавада, директора Института восточной философии (Япония).
«2500 лет назад Шакьямуни достиг просветления, познав закон, управляющий мирозданием, и начал разъяснять причины человеческих страданий.
«Мир объят неистовым пламенем. Но что питает этот огонь? В нем пылают жадность, гнев и невежество».
Под жадностью учение Будды понимает поток неуправляемых страстей.
Гнев определяется как обида, ненависть и пристрастие к насилию.
Невежество представляет собой первородный эгоизм, присущий человеческому бытию.
Все «три яда», извергающиеся из индивида, заполняют не только его бытие, но и жизнь его семьи, общества, нации и планеты в целом, охватывая и экосистему.
Проповедь Будды была направлена на обуздание пламени страстей человека и установление мира и вселенского блага. В этом заключена отправная точка буддизма. И она диктует нам бороться с земными страстями и призывает установить мир в своей душе.
За всеми видами непосредственного насилия – войнами и конфликтами стоят предрассудки, связанные с искаженным представлением о чужой культуре и религии, а также склонность к превосходству над другими нациями, что проявляется во всех сферах жизни – политике, экономике, коммуникации. Такое столь часто присутствующее в человеческом обществе «структурное насилие» неизбежно вызывает целый ряд глобальных проблем, в том числе разрушение экосистемы. Приверженцы буддийского учения ставят перед собой задачу гармоничного сосуществования с природой и установления мира в экосистеме.
Таким образом, буддийское учение рассматривает вопрос мира на трех уровнях – душевном, социальном и экологическом.
Христианство, представляющее западную мысль, является религией откровения, разъясняющей отношения между единственным Богом-творцом и человеком-творением. А буддизм, представляющий восточную мысль, можно назвать религией мудрости, усматривающей единство человека-микрокосмоса со Вселенной-макрокосмосом. И мы нашли точки соприкосновения в диалоге религий: а) обе религии проповедуют уважение достоинства жизни человека; б) и христиане, и буддисты видят свою миссию в спасении человечества истинной любовью; в) задача человечества состоит в том, чтобы на благо мира и общего счастья соблюдать общечеловеческие моральные нормы, именуемые по-разному в разных верованиях: библейские заповеди, наставления, устои, правила; г) все религии признают бренность сего мира и именно они открывают человеку дверь к понимаю вечности за этим бренным миром.
В основе форума – цивилизационный подход. (Из доклада основателя и сопредседателя МОФ «Диалог цивилизаций» Владимира Якунина).
«К сожалению, действует ложное представление, что для принятия эффективных решений по управлению миром нужна некая стерильная рациональная среда, игнорирующая фактор цивилизационной идентичности. Вырабатываются решения, определяющие судьбы людей, для которых этот фактор имеет как раз наибольшее значение. Пренебрежение им лежит и в основе политики двойных стандартов по отношению к проблемам, в центре которых стоит цивилизационный выбор. Не потому ли ООН теряет сегодня свою эффективность, что следование стандартному набору неких отвлеченных принципов при разрешении острых ситуаций приводит сегодня, как правило, к переходу конфликтов на новый уровень?
Цивилизационный выбор существовал всегда, но был скрыт до времени в глубине событий. До тех пор, пока удавалось решать проблемы политическим путем, он находился под оболочкой политической сферы, которая представляет собой глобальную связь взаимодействий наций-государств.
Современные процессы взрывают сегодня эту оболочку, и цивилизационный фактор начинает через все эти трещины в политической оболочке мира выходить на поверхность международной жизни. Кто-то считает, что со всем этим можно быстро справиться, затолкать обратно в глубь или просто проигнорировать. Мы убеждены, что активность цивилизационного фактора – это долгосрочный тренд в международной жизни.
На наш взгляд, Мировой общественный форум – это международный механизм, идеально приспособленный для преодоления наблюдаемого сейчас кризиса взаимодействия элит на основе приверженности цивилизационному видению мира.
Мы ставим перед собой задачу согласования и выработки политических, экономических, социальных и межконфессиональных механизмов диалога и сотрудничества между цивилизациями и обсуждения текущих пунктов повестки дня».
Форум «Диалог цивилизаций» зарегистрирован этой осенью как международное неправительственное общественное формирование.
У бизнес-сообщества есть культовый экономический форум в швейцарском Давосе. Политическая элита мира проводит разноформатные саммиты по всему свету. Только мировая общественность не имела площадки для обмена мнениями с целью выработки путей совместного выживания народов в современном мире вызовов и потрясений. Похоже, такой всемирной общественной палатой может стать «Диалог цивилизаций», рожденный в российской столице.