Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 10, 2006 год
Тема номера:
"Интеллектуальная Россия"

Г.С. Полтавченко

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

(о становлении системы стратегического планирования) по материалам заседания Совета при полномочном представителе президента Российской Федерации в ЦФО

В конце сентября в Туле состоялось заседание Совета при полномочном представителе президента Российской Федерации в ЦФО, посвященное проблемам управления развитием регионов, вопросам стратегического планирования и ходу реализации Федерального закона №131-ФЗ и приоритетных национальных проектов в округе. В работе совещания приняли участие полномочный представитель президента РФ в ЦФО Г.С. Полтавченко, руководители администраций регионов, главы законодательных собраний субъектов, главные федеральные инспектора, главы муниципальных образований, а также представители Федерального Собрания страны.
На сегодня задача выстраивания современной национальной системы стратегического планирования возведена в ранг обеспечения национальной безопасности. По мнению основного докладчика Г.С. Полтавченко, эта система должна включать мощный территориальный и территориально-отраслевой сегмент.
Поэтому становление полноценного стратегического планирования – многомерная задача. Она предполагает не только последовательную разработку комплекса необходимых прогнозов, стратегий и программ. Это путь к решению вопросов координации, эффективности системы государственного управления. Это фактор общественной консолидации: регионов и федерального центра; местного самоуправления и исполнительной власти; государства, бизнеса и науки.
В самом округе достаточно последовательно осуществляется переход от регионального функционирования к управлению региональным развитием. Есть немало позитивных инициатив и шагов по стимулированию финансовых механизмов, привлечению инвесторов, обустройству промышленных площадок. В последнее время налицо и работа по созданию территорий управляемого экономического развития.
Однако, наряду с тем, что есть комплекс целевых программ, есть и ряд вопросов по эффективному использованию целевого программирования. Во многом это связано как с ограниченностью региональных бюджетов, так и с отсутствием сбалансированной системы целей и задач, размытостью критериев эффективности реализации программ, с проблемами внебюджетного финансирования.
В то же время, почти все регионы округа разрабатывали среднесрочные программы социально-экономического развития, во многом на основе «Макета программы социально-экономического развития субъекта», разработанного несколько лет назад Минэкономразвития Российской Федерации. Однако, здесь немало нерешенного и, самое главное, эти документы слабо увязаны со стратегическими целями Правительства РФ. По вопросу же стратегий развития регионов, этот процесс во многом только на начальном этапе.
По словам полпреда «…зачастую разработка стратегии, а иногда и среднесрочных программ, осуществляется регионами под привлечение федеральных бюджетных денег, под создание особых экономических зон, включение в приоритетные национальные проекты, федеральные целевые программы, привлечение средств из инвестиционного фонда, фонда софинансирования расходов, программу создания технопарков». Ситуация по регионам выглядит неодинаково: несколько впереди Липецкая область, затем Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская и Ярославская. Летом приняты документы о разработке долгосрочной стратегии в Костромской области. А вот Рязанская область не имеет ни только концепции долгосрочной стратегии, но и даже среднесрочной программы социально-экономического развития. Здесь пока опираются только на целевые программы. На стадии разработки документы стратегического планирования и в Московской области.
Главная проблема здесь – профессиональная разработка документов стратегического планирования как для регионов, так и для муниципальных образований округа. В то же время, даже при разработке документов все еще видна несогласованность стратегических приоритетов развития регионов с приоритетами соседних субъектов, не говоря уже о приоритетах других регионов округа.
Крайне важным остается использование близости к мощной промышленно развитой Московской агломерации. Этот факт оказывает весомое и неоднозначное влияние на их развитие. На бытовом и массовом уровне это хорошо проявляется в увеличении потока рабочей силы в Москву, но, к сожалению, не наоборот, хотя возможности есть. Недоучет данного обстоятельства – существенный пробел в стратегическом планировании развития территорий Центрального федерального округа. Кстати, отсутствует у нас и единая стратегия развития самой Московской агломерации с учетом приоритетов развития соседних областей.
Особую значимость приобретает сегодня и взаимодействие с федеральными структурами в решении задач межрегиональной координации экономической политики, в том числе в сфере стратегического планирования. Нельзя развивать территории без стратегии развития отраслей и секторов хозяйства, во многом же это связано с энергозатратами и реальной инфраструктурой. К сожалению, региональные составляющие отраслевых стратегий отсутствуют. В связи с этим Г.С. Полтавченко подчеркнул: «Постоянное взаимодействие с бизнес-сообществом, совместный анализ долгосрочных тенденций, рисков и факторов развития отраслей, совместная разработка стратегий и программ, в том числе программ развития территориально-производственных кластеров, межрегиональных кооперационных программ – таковы установки в процессе стратегического планирования». Эта задача поставлена по итогам июльского заседания Госсовета, поставлена президентом – определить перечень приоритетных направлений для разработки соответствующих отраслевых программ с учетом особенностей территориального развития. Его выполнение возложено на федеральные министерства экономического блока. Вместе с тем на совещании как раз и шел разговор о необходимости выработать свои предложения каждому региону для направления в Правительство Российской Федерации. Серьезный и принципиальный разговор зашел об эффективности работы отдельных структур Минрегионразвития, их реальной помощи областям округа. Действительно, самый ключевой вопрос – реальное взаимодействие региональных администраций с федеральными структурами экономического блока. Именно поддержки и помощи в разработке механизмов, стимулирующих региональное развитие ждут от федерального центра субъекты ЦФО. Сам факт подготовки и проведения такого мероприятия свидетельствует о том, что регионы настойчиво приступают к работе по разработке планов территориального развития для принятия концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
Впервые остро поставлен вопрос и об открытости разрабатываемых стратегий и программ, об обсуждении на региональном и местном уровнях, о поддержке населением территорий инициатив и подходов властей. Это говорит о том, что власть все чаще начинает задумываться об информационной политике органов властей всех уровней, о привлечении внимания к регионам в центре не только через походы в кабинеты и министерства, но и через коммуникационные каналы. Что же касается реальных результатов и разрабатываемых подходов, то все предложения по ЦФО будут обсуждены на итоговом заседании Совета в декабре этого года.