Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 10, 2006 год
Тема номера:
"Интеллектуальная Россия"

Наука

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ ВОСТРЕБОВАН...

Правительство страны одобрило проект федеральной целевой программы (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям в развитии научно-технического комплекса России на 2007-2012 гг.», над концепцией которой не один месяц трудилось Министерство образования и науки РФ. Не вдаваясь в детали этой работы, особенно в части привлечения экспертного сообщества, можно сказать, что цель названа. Это – переориентация научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР) на высокие технологии и незамедлительное внедрение результатов этой работы в производство.

Сами разработчики документа считают, что сделан принципиально новый шаг в государственной научно-технической и инновационной политике. Если прежде акцент был смещен в сторону стимулирования новых разработок, то теперь упор сделан на спрос инноваций, на инновационную составляющую НИОКР.
«Впервые перед наукой ставится задача – услышать сигналы рынка и, отвечая именно на них, проводить исследования и создавать новые технологии», – говорит, в частности, директор профильного департамента Минобрнауки Александр Хлунов.
Сформулированы главные направления развития науки, технологий и техники, совпадающие с названными Президентом РФ приоритетами:
– перспективные технологии в информатике и электронике;
– нанотехнологии и материалы;
– технологии живых систем;
– комплексное использование природных ресурсов;
– перспективная и возобновляемая энергетика.
По новому документу, государство возьмет на себя финансирование исследований от проектного предложения до создания опытных образцов и конструкторской документации и предлагает бизнесу заняться коммерциализацией того, что создает наука. Это означает сигнал частному капиталу не уклоняться от быстрого внедрения в производство новых разработок. Причем, выделяя на реализацию инновационной ФЦП в общей сложности 195 млрд руб., государство берет на себя обеспечение двух третей этой суммы, остальные деньги должны принести внебюджетные источники. Иными словами, средства хозяйствующих субъектов.
Ориентиры новой программы выглядят следующим образом. За счет коммерциализации передовых технологий предполагается выпустить дополнительно наукоемкой продукции на 140-150 млрд руб., а объем ее экспорта довести до 44 млрд рублей. Примерно на 40 тысяч должно увеличиться количество рабочих мест для высококвалифицированных работников, способных разработать за предстоящее пятилетие не менее 130 конкурентоспособных технологий, предназначенных для дальнейшей коммерциализации, и на десяток увеличить число критических технологий, по которым Россия лидирует в мире.
Одобрив проект новой федеральной целевой программы, правительство намерено уже в ноябре внести на рассмотрение Госдумы согласованные с депутатскими комитетами и комиссиями законопроекты по налоговому стимулированию инновационной деятельности. Кстати, о необходимости налоговых преференций говорил глава государства, проводя в Зеленограде выездное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, который до лета 2004 года назывался Советом по науке и высоким технологиям.
Стратегии теперь не будет? Совсем некстати после обнадеживающей новости из Белого дома на Краснопресненской набережной Москвы-реки вспомнилась «Стратегия Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2010 года», обсуждавшаяся на заседаниях и в кулуарах Государственной думы страны.
Между тем, по ее концепции, планировалось, в частности, изменить систему финансирования академической науки, что вызвало бурную дискуссию в обществе. Правда, никто не возражал против заложенной в проекте Стратегии идеи многократного увеличения заработной платы научным работникам. Наоборот, озвученное вскоре Президентом В. Путиным при провозглашении приоритетного национального проекта по образованию повышение зарплаты ученому люду в течение трех лет до 30 тысяч рублей было встречено с энтузиазмом. Этот тезис, по мнению большинства экспертов, дал старт процессу тесной интеграции образования и науки.
Но Стратегию в области науки и инноваций депутаты, оказывается, «отправили на доработку», что в переводе с бюрократического языка на обычный русский означает «отклонили и вернули разработчикам». Теперь возникла реальная опасность того, что документ, рассчитанный на период до 2010 года, к десятому году и может появиться.
А о его значении заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Юрий Назмеев сказал буквально так: «…считаю, что научная и научно-техническая политика только тогда будет успешной, когда пойдет рука об руку с промышленной политикой государства. Бизнес, государство и общество должны вначале сформулировать свои предложения и проявить заинтересованность к научным открытиям, технологиям и инновациям. И лишь после этого можно говорить о способности отечественной науки обеспечить их этим».
Журнал «Наша власть: дела и лица» попытался выяснить: а) почему важный для будущего страны документ был отклонен? б) где теперь его искать? К сожалению, поиск не дал результата, хотя, как говорят академики, отрицательный результат – тоже результат. В данном случае он свидетельствует о, мягко говоря, раскоординированности в действиях властных структур, бизнеса и научного сообщества. Остается надеяться, что новый импульс к совместной их деятельности придало недавнее заседание в Зеленограде под председательством В. Путина Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Во всяком случае, ученый мир верит в это.
Нужна общая стратегия развития страны. Потери будут неизбежны, если она игнорирует науку. Такое мнение научного сообщества озвучено на днях во Владивостоке на заседании Совета по координации региональных научных центров и отделений РАН. И с этим трудно не согласиться.
С высоких трибун наделенные не менее высокими полномочиями государственные деятели и политики не раз с сожалением говорили, что «с 1990 года число проектных организаций в стране уменьшилось в 7,8 раза, конструкторских бюро – в 3,6 раза, научно-технических отделов на промышленных предприятиях – в 1,8 раза».
Поскольку государство оказалось не способно достаточно ясно и четко сформулировать свою научно-инновационную политику при рыночной экономике, а все еще юный отечественный бизнес продолжает делать прибыль на старом багаже, отнюдь не на научных открытиях.
Вот и на Дальнем Востоке, где собралась элита региональной науки России, снова говорили о невостребованности науки и в качестве примера называли крупные промышленные проекты, например, нефтепровод у Байкала, добычу и транспортировку нефти на Сахалине. Ученые давно писали записки, заявляли со всех трибун об экологической непроработанности этих и других разработок ведомственных НИИ, КБ и проектных институтов. Корпоративные интересы всегда присутствовали и будут присутствовать в их действиях, а потому на проекты хотя бы общенационального масштаба нужно проводить независимую экспертизу с привлечением академической науки, говорили участники Владивостокской встречи. «Я много раз говорил: если государство не будет помогать своей науке, она у нас не умрет, но будет служить не России, а другим странам», – заявил, к примеру, председатель Сибирского отделения РАН Николай Добрецов.
Кстати, по заключению заместителя председателя Росприроднадзора Олега Митволя, только по сахалинскому проекту ущерб составил 50 млрд долл.
Свои надежды на коренной поворот государства к своей науке ученые связывают с принятием общей стратегии страны, подготовить проект которой Президент В. Путин поручил к марту 2007 года.
В самом деле, не может быть отдельно стратегии развития Сибири или науки, транспорта и энергетики. Стране нужен единый и выверенный со всех сторон ориентир: куда мы идем, чего должны достичь и в какие сроки. И академическая наука снова дает сигнал власти: нельзя придумывать общую стратегию в кабинетах чиновников, она должна быть выработана обществом, основана на балансе интересов разных его слоев.