Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 7, 2006 год
Тема номера:
"Доступное жилье"

Янукович

СОДРУЖЕСТВО. УКРАИНА
КРИЗИС МИНОВАЛ?

Главным итогом прошедшего месяца на постсоветском пространстве можно признать подписание ведущими украинскими партиями «Универсала», который стал дополнением к действующей Конституции Украины, и избрание В. Януковича премьер-министром Украины.

Выиграв коалиционные переговоры, В. Ющенко сохранил себя в качестве ведущего политика вплоть до новых президентских выборов, но широкой поддержки избирателей он, несомненно, лишился навсегда. Надо признать, что В. Ющенко согласился на назначение В. Януковича, сделав это из-за безвыходности ситуации, в которую попал.
Прежде всего, роспуск парламента в том виде, в котором это сейчас имеет место, означал бы очень жесткое политическое поражение самого В. Ющенко. Речь идет, во-первых, о том, что он уже потерял значительную часть своих избирателей, а его рейтинг спустился с фантастических 55% до едва различимого уровня. И его партия, пойдя на новое парламентские выборы, безусловно, получила бы существенно меньше голосов, чем на предыдущих, а это означает, что он уже не имел бы инструмента для балансирования в данной ситуации. Кроме того, надо иметь в виду, что роспуск парламента, как записано в конституции, невозможен в течение первого года его работы. Об этом мало кто говорит, но такое положение в украинской конституции, тем не менее, существует.
В. Ющенко, видимо, сохранит свои позиции до 2009 года и потом проиграет выборы кандидату от Партии регионов, например – В. Януковичу или такому кандидату как Ю. Тимошенко. Проблема в том, что Восточная Украина не будет ему благодарна за то, что он сделал, а поддержку в Западной и Центральной Украине он уже потерял.
«Наша Украина», напротив, удержавшись от соблазна поддержать правительство и получить портфели, сохранила шанс остаться одной из оппозиционных сил, наряду с БЮТ. Однако время «оранжевых» необратимо ушло. Даже если В. Янукович и связанная с ним Партия регионов будут терять избирателей, эти избиратели отдадут свои голоса тем, кто более последовательно будет отражать интересы жителей Юга и Востока страны. Здесь надо иметь в виду, что анализ электорального поведения украинского населения показывает, что пассионарность западного субэтноса Украины постепенно снижается из года в год, в то время как активность восточной части населения растет. Это означает, что уже достигнут некий баланс политической активности, при котором, безусловно, чем дальше, тем больше будут доминировать восточные регионы. И потому, что они более населены, и потому, что там сосредоточен основной экономический потенциал Украины.
Однако можно ли считать избрание В. Януковича премьер-министром Украины победой пророссийских сил на Украине? Безусловно, нет. В. Янукович, подписав «Универсал», сформировав такое правительство и проголосовав в парламенте за учения натовских войск, отказался от целого ряда своих позиций. Конечно, в конституции записано, что необходимо содействовать русскому и другим языкам Украины, однако новые заявления В. Януковича идут в разрез с его программой, в которой он требовал для русского языка статус второго государственного. А самое главное – они не отменяют требования В. Ющенко о том, чтобы русскому языку не придавался статус регионального языка. Социокультурное единство России и Украины поддерживается русским языком, и именно он был принесен в жертву «Партией регионов».
ЮщенкоСегодня «Универсал» преподносится, как документ, гарантирующий относительную стабильность на Украине. Однако внесения поправок в действующую Конституцию Украины полуторагодовалой давности тоже преподносились, как гарантии грядущей стабильности в стране. Стабильность – это новый политический бог на Украине. И этому богу будут принесены украинской элитой многие и многие жертвы, что гарантированно отдалит ее от собственного народа и делегитимизирует власть в целом.
В «Универсале» определены основные принципы, и в определенных случаях там есть формулировки, направленные на преодоление разногласий. Потенциально это, может быть, важный документ, но в данный момент трудно предугадать, какая специфическая политика будет осуществляться на его основе, и будут ли интерпретировать президент и кабинет министров документ одинаково, например, в вопросах НАТО и русского языка, или они будут интерпретировать его каждый по-своему.
27-й пункт «Универсала» однозначно говорит о сотрудничестве, а потом и вступлении в НАТО. Подписание плана действий по членству в НАТО – это то, что планирует В. Ющенко, а значит, будет выполнять и В. Янукович. И все сферы деятельности на Украине – экономика, управление, наука и прочие – будут переведены под стандарты НАТО и под контроль НАТО. Однако в тексте нынешнего «Универсала» речь идет о референдуме, который должен будет пройти накануне вступления в Североатлантический альянс, а убедить в этом большую часть населения Украины будет непросто.
В то же время, наличие евроатлантического вектора сделает трудными экономические переговоры с Россией. Не секрет, что Россия сочувствовала Партии регионов, прежде всего потому, что рассчитывала остановить вхождение Украины в НАТО. Коль скоро определенность в этом отношении не достигнута, то никто из новых чиновников, будь они сколь угодно удобны Москве, не в состоянии изменить твердой ориентации России на переход к жестким прагматическим отношениям, когда мы говорим о НАТО.
В «Универсале» прописано быстрейшее вступление в ВТО до конца 2006 года. Скорее всего, новое правительство приведет Украину во Всемирную торговую организацию. Больше всего от этого выиграют некоторые базовые отрасли, в том числе металлургия, чьи интересы представляет Партия регионов. Кроме того, это станет наглядной демонстрацией успешности нового кабинета министров: Украину в ВТО вели десяток правительств, но лавры получит то, при котором пройдут заключительные торжественные церемонии. Наконец, кабинет В. Януковича подтвердит направленность на евроинтеграцию и готовность вести диалог с Западом (ВТО – торговая организация, однако тон в ней задают Евросоюз и Соединенные Штаты).
Одним из серьезнейших вызовов правительству В. Януковича будет внешняя политика. Хотя задача, стоящая в этой области, и формулируется просто: необходимо наладить диалог с Россией и сохранить лояльно-доверительные отношения с Соединенными Штатами и Евросоюзом – проблемой остается поиск баланса между двумя составляющими указанной задачи. Нет единственно правильного пути, которым могла бы пойти Украина. Украина должна быть достаточно гибкой, изучая самые разные возможности. Киев будет следовать принципу: экономическое партнерство – России, политическая лояльность – Западу.
Украина – не самодостаточная страна и не может существовать, абстрагируясь от внешнего мира. Выбор внешнего вектора – жизненный выбор, от этого зависит все: структура экономики, занятость населения, решение социальных, экологических вопросов и так далее.
Если Россия ощущает свою собственную силу и свои национальные интересы, то, безусловно, она будет идти навстречу Украине и плодотворно решать вопросы только тогда, когда Украина будет дружественной страной, когда Украина не в НАТО будет втягиваться, а входить в ЕЭП с Россией, Беларусью и Казахстаном.
Поэтому Россия должна просто внимательно, скрупулезно и ответственно подойти к оценке реальных шагов В. Януковича и его правительства, и только в ответ на его реальные шаги предпринимать те или иные действия, в том числе, решать газовую проблему. Потому что, если Украина вступает в ВТО, как это записано в «Универсале», в этом году (всем известно требование ВТО – мировые цены на энергоресурсы), в таком случае совершенно не уместны никакие поблажки со стороны России.
Очевидно, что В. Янукович назначен в Киеве ответственным за решение «газового вопроса», и его задача сегодня – добиться отмены предполагаемого повышения цен на «голубое топливо», поставляемое из России или через Россию из Средней Азии. Однако возможности для маневра на переговорах у него ограничены. Среднеазиатские страны, в первую очередь, Туркмения и Узбекистан, уже озвучили свое желание поднять расценки на поставки газа в связи с мировой конъюнктурой, вряд ли отстанет от них и Россия, для которой повышение и вовсе будет плановым – заранее оговоренным. Единственная возможность – это продажа или аренда украинской газотранспортной системы, на которую В. Янукович теперь уже не пойдет.
Настоящая задача-минимум – сохранить нынешнюю цену газа в 95 долларов за тысячу кубометров на следующий год. Тем самым будет продлен столь необходимый украинской экономике переходный период. Нынешнее правительство рассчитывает продержаться весь отведенный ему пятилетний срок. Так что получить у россиян отсрочку на год – лишь первый шаг. К тому же сегодня уже очевидны предпосылки к повышению цены газа – у россиян все козыри на руках – соседние с Украиной страны, включая государства Балтии и Молдавию, покупают газ по ценам выше украинских. Все они работают по предложенной «Газпромом» формуле, к которой в итоге придет и Украина. Задачей-максимум для правительства В. Януковича будет сохранение нынешней цены не на год, а на все пять лет своего пребывания у власти. Однако вряд ли смена правительства приведет к тому, что «Газпром» вдруг снизит цену на газ, так как Москва давно взяла курс на построение с Украиной прагматических отношений.
Ясно одно: радикального поворота в восточном направлении не будет, Украина сохранит направление движения в западные структуры безопасности и экономической интеграции. Для Украины в ближайшие десять-пятнадцать лет – пока Евросоюз не переварит новых членов и не преодолеет конституционные проблемы – оптимально было бы теснейшим образом взаимодействовать с Россией в энергетических и экономических проектах, периодически проявляя жесткость по отношению к Москве, когда там будут переходить от партнерства к давлению.
Представляется, что для России подписание «Универсала» ведущими украинскими партиями и избрание Верховной Радой премьер-министром В. Януковича не решает абсолютно никаких проблем. В то же время многие склонны считать В. Януковича пророссийским политиком, от которого можно ожидать попыток изменения внешнеполитических приоритетов страны в сторону ограничения влияния Запада и, соответственно, роста влияния России. Однако подобная презентация победы «пророссийских» сил на Украине преследует одну единственную цель – получение максимальных льгот и преференций от российской стороны.
Алексей Шевцов