НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 6, 2006 год Тема номера:
"Здоровье нации"
СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ. СЕМИНАР
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Григорий Атаманчук, доктор юридических наук, профессор
Общественные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они порождаются одними потребностями человеческой жизнедеятельности и влияют на другие. Системы политики и государственного управления представляют собой, образно говоря, два круга с большим общим сегментом наложения. Имеется много определений политики, из которых наиболее адекватным видится данное В.И. Лениным: «Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства» (полн. собр. соч. т. 3, с. 340). Правда, не следует забывать о том, что В.И. Ленин сводил государство лишь к аппарату насилия, принуждения, машине господства, угнетения, т.е. к государственному аппарату, обеспечивающему интересы правящего класса (см.: Ленин В.И. «О государстве», полн. собр. соч. т. 39, с. 64-84).
Политика как общественное явление, действительно, представляет собой главным образом систему участия населения, проживающего на соответствующей территории, в государственной организации своей жизнедеятельности и, логично, в ведении государственного аппарата. Главным образом потому, что политика в этом аспекте, осуществляемая обществом по отношению к государству, есть по существу управление государством, которое у нас, к сожалению, часто путается с государственным управлением, т.е. с управляющими воздействиями государства (его аппарата) на общественные явления, отношения и процессы. А вот для того, чтобы государственное управление было рациональным и эффективным, необходимо в обществе иметь такую ситуацию, при которой оно может свободно, открыто и весомо выражать перед государством (его аппаратом) свои потребности и интересы, идеалы и ценности, запросы и цели в актуальных для него управляющих воздействиях.
Тем самым политику нельзя сводить всецело к участию в делах государства, поскольку значительный ее объем связан с самоорганизацией самого общества, которое должно обладать соответствующими структурами, механизмами и авторитетом (политические партии, общественные объединения, средства массовой информации, источники и носители общественного мнения и т.д.), способными отказывать влияние, с одной стороны, на людей, их просвещая, организуя и мобилизуя, а с другой, на многочисленные государственные органы (представительные, исполнительные, судебные и другие).
Вследствие того, что общество – это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей, в которой многообразие взглядов и подходов, мотивов и интересов, предельная индивидуализация форм общения и поведения вполне естественны и желательны, а государство едино и единственно, создаваемая их взаимодействием политика образует очень сложное общественное явление. Здесь я хочу зафиксировать одно положение, предельно важное для государственности управления. В Конституции РФ в ст. 13.3 обоснованно сказано, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Следовательно, в самой политической системе общества могут существовать совершенно разные по политическим ориентациям структуры, слои и группы людей. Они вправе и конкурировать между собой за влияние на государство (его аппарат) и управление с его стороны. Результат такой конкуренции выявляется на выборах, на которых те или иные партии получают поддержку избирателей и, соответственно, число своих представителей в выборных органах власти. В зависимости от соотношения числа формируется большинство, получающее право на осуществление власти, и меньшинство, называемое по традиции оппозицией. Здесь, как и в обществе, опять могут вестись дискуссии и оппонирование. Все это – естественный политический процесс в демократическом обществе.
Однако осуществление государственного управления в таком обществе невозможно, если в нем не выработан определенный общий, целостный подход к тому, каким мы хотим видеть государство, как и что должен делать государственный аппарат. Для управления нужна единая для всего общества государственная политика, которая обосновывается в процессах уступок, согласований, компромиссов, консенсуса (в зависимости от содержания вопросов) разных политических сил и закрепляется в конституции и законодательстве. Когда-то, на основе обобщения мирового опыта, К. Поппер отметил: «Мы должны понять, что все политические проблемы, в конце концов, носят институциональный характер, что поэтому в политике важны не столько личные мнения, сколько юридическое оформление политических проблем (курсив мой – Г.А.), и что прогресс на пути к равенству можно обеспечить только с помощью институционального контроля над властью». (Поппер К. «Открытое общество и его враги», пер. с англ., М. 1992, т. 2, с. 189).
В демократической России за годы ее существования и, особенно, за последние немало сделано по институализации государственной политики, которую призвано реализовывать государственное управление. Можно подчеркнуть тенденцию: чем качественнее идет институализация политики, тем успешнее вершатся социально-экономические и международные дела нашей страны. Принципиальное значение в данном контексте имеет статья 80.3 Конституции РФ, гласящая, что «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Выстроена структура юридической институализации государственной политики в стране: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство; акты Президента Российской Федерации, что, логично, способствует упорядочению как государственного управления, так и других видов управления.
Вместе с тем, если по поводу юридической (правовой) институализации государственной политики мы более-менее определились, о чем свидетельствует интенсивность законодательной деятельности, то о содержании государственной политики этого пока сказать нельзя. С самого начала демократических преобразований было понятно даже людям, далеким от власти, что новая государственная политика должна быть призвана:
а) обеспечить рациональное и эффективное использование наличного ресурсного, производственного, трудового и интеллектуального потенциалов;
б) активизировать труд, непосредственно выходящий на интересы человека и реально влияющий на уровень и качество удовлетворения человеческих потребностей;
в) изменить условия, производительность и социальную результативность труда и, следовательно, увлечь за собой людей и создать факторы роста их благосостояния (Г. Атаманчук «Политический процесс и государственная политика». «Свободная мысль», 1991, №18, с. 73).
Реально возобладала иллюзия по поводу бескорыстной помощи Запада, преимуществ частной, особо крупной собственности, регулируемой стимулирующей роли рынка, активности капитала и других фантомов, которые и привели к тому, что мы до сих пор не можем выйти на уровень ВВП 1990 г. Не были обозначены и приоритеты государственной политики, в частности те, которые еще в советские годы были кризисные: продовольствие, жилье, коммуникации. Только в 2006 г. наконец-то началось исполнение национальных программ в области здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства.
Нет оснований также полагать, что общество удовлетворяют временные параметры государственной политики. Сложилась практика, что она определяется на срок легислатуры властных структур, в то время как таковым может быть только технологический цикл производства и потребления того или иного продукта (изделия). Скажем, если срок от начала конструирования, испытания, производства до завершения эксплуатации конкретных автомашин составляет 20–30 лет, то очевидно, что на такой же срок должна рассчитываться и государственная политика в области автомобилестроения. А технологический цикл образования (15–17 лет) с учетом результатов его использования в трудовой деятельности растягивается на еще более длительный срок и т.д. Выводы очевидны!
Между тем к вопросам содержания и временных параметров государственной политики все еще не наблюдается должного отношения. По-прежнему слишком сильно влияние конъюнктуры и личностных интересов, расчета на короткую дистанцию. Здесь обществу предстоит большая интеллектуальная работа: дальнейшее осознание сущности и предназначения государственной политики.