Архив:

Гражданское общество

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
СПЕЦВЫПУСК
"300 лет Петергофу"
2005 г.

Музей, в котором всегда кипит жизнь

Почти десять лет назад уникальный парковый ансамбль, резиденция русских царей, был переведен из городского ведения в федеральное. И за эти десять лет произошли поразительные перемены. Федеральный бюджет смог выделять значительно больше средств на реставрацию, благоустройство Петергофа, нежели городской, что вполне естественно. За это время Петергоф вернул себе былую славу шедевра русской истории, архитектуры и русского паркового искусства, которым он был на протяжении 300 лет.
У Петергофа — свое место в ряду резиденций русских царей. Разнообразие памятников в этом комплексе само по себе напоминает почти целый город, который обладает и дворцовыми постройками, и уютными интимными сооружениями для частных встреч, а ныне появилось театральное пространство. Я говорю о тех удивительных ландшафтах и постройках, дворцах, которые были реставрированы на островах двух прудов. К своему 300-летию Петергоф открывает широкой публике совершенно удивительный ансамбль и замечательные памятники.
Петергоф — удивительное место еще и потому, что это памятник импер-ской истории, ориентированной на Запад. Но здесь посетителю уютнее, нежели в других резиденциях Петербурга. Особенно это нравится москвичам, поскольку некоторая «теснота» памятников им напоминает свой город. Для меня лично Петергоф близок по своему духу. Когда говорят об императорском стиле, то имеют в виду его парадность, помпезность. В Петергофе нет ни холода, ни помпезности, ни парадности, хотя он создан в императорском стиле. Может быть, это связано с той аурой, которая идет от людей, содержащих этот музей.
Лучшие музейные собрания нашей страны, конечно же, находятся (по объективным причинам) в Петербурге. Они отражают расцвет русской короны, — то время, когда русские императоры, цари и царицы были лучшими заказчиками Европы и собирателями коллекций мирового значения.
300-летие Петергофа, помимо всего прочего, это праздник, важный для всех музеев мира. Это доказательство и свидетельство тому, что можно сделать музей живым, притягательным местом для людей. То, что здесь всегда кипит жизнь, — тоже очень важное качество этого пространства.
Надо отдать должное генеральному директору музея-заповедника Вадиму Валентиновичу Знаменову — человеку феноменальному по своему образованию, уникальному «музейному» чувству, энергии. У меня остается такое впечатление, что он никогда не спит, а занимается исключительно обустройством этого удивительного места. Люди, работающие в петергофском музее, я бы сказал, подчинены жесткому ритму, которым живет сам директор, ритму, которым живет огромный поток посетителей. Я думаю, что по посещаемости Петергоф занимает первое место среди пригородных дворцов, памятников Петербурга. Он превосходит и петербургский Эрмитаж. А это огромная нагрузка на всех сотрудников, — при том, что у каждого музея есть некий предел, чтобы люди не вытоптали священные места.
Конечно, у Петергофа есть немало проблем. Их надо решать всем вместе. Тем более, что опыт Вадима Валентиновича Знаменова и его сотрудников понадобится для того, чтобы вернуть к жизни еще один уникальный ансамбль — Ораниенбаум. Соединение двух городов позволит подняться Ораниенбауму.
Я высоко чту директорский корпус петербургских музеев. Среди них трудно выделить кого-то особо, я не хочу никого обидеть, но думаю, что Вадим Валентинович занимает особое место. Будучи энциклопедически образованным в области русской истории, он представляет собой тип человека-«хлопотуна», который искренне радеет за свое дело и сохраняет при этом достоинство и настоящую интеллигентскую скромность.
Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства культуры и кинематографии