НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
СПЕЦВЫПУСК
"Гражданское общество"
2005 г.
КУЛЬТУРА
Диалог ЗАПАДА и ВОСТОКА
С 25 по 26 мая в залах Центрального Дома Кинематографистов (Дом Кино) проходили показы кинофестиваля «Сакура», который обещает стать заметным событием в культурной жизни столицы.
Тема фестиваля — диалог Запада и Востока. Программа «Сакуры» призвана обозначить векторы взаимодействия различных традиций, способствовать процессу сближения культур. Гостями фестиваля станут кинематографисты из Японии, Кореи, Австрии, КНР.
Идея подобного фестиваля буквально витала в воздухе. Известно, что кинематограф стран Востока в последние годы переживает подлинный бум. Фильмы режиссеров из Азии удостаиваются престижных наград на крупнейших кинофестивалях, завоевывают успех в международном прокате. Но не стоит забывать, что многие из мэтров современного азиатского кинематографа получили образование в Европе, России или США. И, безусловно, каждый из них воспитывал свой вкус на достижениях западной классики. С другой стороны, американские и европейские авторы испытали и продолжают испытывать мощное воздействие азиатских кинематографических традиций. Актеры из стран Азии нередко появляются в европейских картинах. Увеличивается число лент о жизни представителей национальных диаспор. Арабы в Стокгольме, турки в Гамбурге, пакистанцы в Лондоне — сложился своеобразный «субжанр» картин о проблемах адаптации в западных странах этнических и культурных меньшинств.
В программе фестиваля представлены ленты классиков мирового кино, мастеров среднего поколения, а также перспективных дебютантов. Фильмы знаменитых режиссеров — зримое отражение того мифо-поэтического сознания, которое так зачаровывает любителей восточной экзотики, ценителей эзотерического опыта ориентальных культур. Француз Ален Корно в картине «Страх и трепет», на примере приключений молодой бельгийки в Японии, с беззлобным юмором повествует о нестыковках базовых поведенческих стереотипов. Режиссер нидерландской ленты «Бойцовая рыбка» Джамель Атташ переносит в европейские декорации приемы гонконгского жанрового кино, соединяя антураж фильма о боевых искусствах с историей любви представителей несходных культур — китайца и голландки. Судьба австрийской девушки, в начале тридцатых годов вышедшей замуж за китайца и переехавшей на родину его предков, стала основой для масштабного исторического полотна «На другой стороне моста», поставленного режиссером из КНР Ху Мэй в сотрудничестве с австрийскими кинематографистами. Другой китайский фильм — «Прерывая тишину» режиссера Сунь Чжоу — многим обязан традициям европейского неореализма. В главной роли снялась звезда мирового кино — блистательная Гун Ли. Преодолению культурных и сексуальных табу посвящена комедия Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого «Я люблю тебя» о любовном союзе пары московских яппи и простодушного «сына степей». Трагические страницы национальной истории раскрывает военная драма «38 параллель» корейского режиссера Кан Чже Гю. Впечатляющие батальные эпизоды, не уступающие по размаху голливудским образцам, соседствуют в ней с глубокими размышлениями о бесчеловечной природе военных конфликтов. Программа короткометражных лент «Незнакомцы из Азии» представит работы молодых постановщиков из Кореи, Японии, Гонконга и Таиланда. Данное мероприятие проводится с целью развития культурного обмена, взаимоотношений между народами и сотрудничества между кинематографистами разных стран; освещения особенностей быта, философских и духовных практик, культурного наследия стран Азии. Жюри возглавляет вице-президент ассоциации продюсеров Республики Корея Чон Енг Хва. В него входят известный журналист, профессор Всеволод Овчинников (автор, быть может, лучшей книги на русском языке о Японии «Ветка Сакуры»), сценарист, эссеист, фотограф Косей Миа, искусствовед Хироко Кодзима (консультант Александра Сокурова по фильму «Солнце»).
Фестиваль «Сакура» проводится при поддержке федерального агентства по культуре и кинематографии, Московской городской думы, Торгово-промышленной палаты РФ. Его организаторы надеются, что нынешний киносмотр — лишь начальная веха, первый шаг на долгом пути. Предполагается, что в дальнейшем фестиваль будет проводиться ежегодно.