НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
СПЕЦВЫПУСК
"Гражданское общество"
2005 г.
НЯГАНЬ
НАШ опыт — ПЕРВЫЙ!
Александр Рыженков родился 2 сентября 1959 г. в селе Новая Слободка Ершовского района Саратовской области. В 1981 г. закончил Московский гидромелиоративный институт, в 1988 г.— Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт. 1982—1987 гг.— старший экономист, главный геодезист, начальник ПМК-32 треста «Саратовканалводстрой»; 1987—1989 гг.— заместитель начальника ПТО, и. о. начальника СУ-74 треста «Приуралнефтегазстрой»; в 1988 г. возглавил СУ-74; 1989 г.— август 1990 г.— заместитель начальника по капитальному строительству УПТОиКО п/о «Красноленинскнефтегаз»; 1990 г.— заместитель начальника ПТО по Западной Сибири и Саратовской области Киевского специализированного монтажно-наладочного управления треста «Сибкомплектмонтажналадка»; 1990 г.— депутат городского Совета народных депутатов, заместитель председателя городской Думы, 1990—1991 гг.— начальник производственного отдела проектно-строительных работ малого предприятия «Сибкомплектсервис»; 1991—1993 гг.— директор АОЗТ «Сибкомплектсервис»; 1993 г.— январь 2001 г.— директор Няганского филиала Акционерного Западно-Сибирского коммерческого банка; с января 2001 — мэр города Нягани. Женат, имеет двоих сыновей, растет внук. Открытость — один из главных принципов деятельности администрации Нягани и Думы города. Информация о работе мэрии, о нововведениях, путях решения городских проблем постоянно публикуется в городских средствах массовой информации. Там же размещается информация об исполнении бюджета города, чтобы любой житель мог быть в курсе, как зарабатываются и как расходуются городские средства. Кроме того, масштабные проекты администрация города всегда выносит на обсуждение общественности. В частности, по генеральному плану развития Нягани последовательно проводилось сразу несколько открытых обсуждений в разных районах города. По «горячей линии» мэра города жители могут получить исчерпывающий ответ на любой вопрос относительно деятельности городской администрации и ее структурных подразделений.
Для более широкого привлечения няганцев к решению стратегически важных для города вопросов, решения задач социального и экономического развития территории, 14 декабря 2004 года в Нягани создан Общественный совет при мэре города. Сегодня в Общественный совет входят представители более чем двадцати общественных организаций, руководители профессиональных союзов работников бюджетной сферы, религиозных конфессий, яркие общественные деятели, представители бизнеса.
Для Ханты-Мансийского округа это первый опыт образования подобной общественной организации. На Ямале Общественная палата при губернаторе округа создана в начале 2004 года. Тюменская область тоже вплотную подошла к реализации этой идеи: в начале октября «Молодежное единство» в Тюмени, Тобольске, Ялуторовске, Ишиме провело массовую акцию со сбором подписей горожан в поддержку инициатив президента по созданию Общественной палаты.
Общественный совет Нягани создан по инициативе мэра города при поддержке наиболее активных общественных и политических организаций. И как отметил мэр города Александр Рыженков на первой встрече членов Совета, важность этого общественного органа возрастает в связи с началом в 2005 году реформы местного самоуправления.
Для большей оперативности в структуре Общественного совета созданы Комитеты по направлениям жизнедеятельности города, члены которых с правом совещательного голоса могут принимать и принимают участие в работе исполнительных и представительных органов власти; в проведении общественной экспертизы проектов решений муниципальных властей по основным сферам городской жизни; в разработке стратегических и тактических проектов развития города. На заседания Совета выносятся те вопросы, которые волнуют всех жителей города. Это и распределение расходов на объекты капстроительства, и принципы формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также такие, как публичное обсуждение готовящихся законопроектов. Кроме того, участники Общественного совета в инициативном порядке могут сами разрабатывать проекты, направленные на решение общих проблем, и представляют их в органы муниципальной власти.
«С возрастанием определенной самостоятельности кратно вырастает как ответственность органов местного самоуправления за эффективное решение поставленных временем задач, так и ответственность населения, бизнеса, общественных организаций за уровень и качество жизни в муниципальном образовании. Но, что самое важное,— благополучие города будет достигнуто лишь тогда, когда и власть, и бизнес, и общественность консолидируют свои усилия; будут не разобщены, как это бывает нередко, а объединены общими интересами города и его жителей». Александр Рыженков