НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
СПЕЦВЫПУСК
"Гражданское общество"
2005 г.
УЛАН-УДЭ
Притягательная сила УЛАН-УДЭ
Айдаев Г. А. родился 15 апреля 1950 г. в Красноярском крае. В 1973 году закончил Восточно-Сибирский технологический институт в г. Улан-Удэ. Был избран председателем профсоюзного комитета ВСТИ. В 1980 году приглашается на партийную работу. В 1991 году избран главой Советского района г. Улан-Удэ, в 1994 году — депутатом Народного Хурала РБ. В марте 1996 года назначается председателем Счетной палаты Народного Хурала (позднее Счетной палаты РБ). В марте 1998 года на альтернативной основе избран мэром г. Улан-Удэ. В июне 2002 года, получив 78,19% голосов жителей столицы Бурятии, избирается на второй срок. Доктор экономических наук, член-корреспондент Международной инженерной Академии, профессор Московского государственного авиационного института (технического университета), заслуженный экономист РБ, почетный гражданин города Ямагата (Япония, 1999 г.). Российское авиационно-космическое агентство — за содействие и вклад в успешное решение задач обеспечения запуска и управления космических аппаратов с территории РБ — наградило мэра медалью им. С. П. Королева (2002 г.). Из рук президента России В. В. Путина первым из жителей Бурятии получил орден «Знак Почета» за высокие достижения в производственной деятельности, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (2001 г.). Национальная премия им. Петра Великого вручена на IV-ом Всероссийском конгрессе лучших менеджеров в апреле 2002 г.— за личный вклад в развитие теории и практики управления экономикой города. Возложив на себя меру ответственности, Геннадий Архипович успешно решает городские проблемы, реформирует муниципальное хозяйство. Администрация города впервые за последние годы приступила к строительству жилья. Разработана и принята «Программа социально-экономического развития г. Улан-Удэ на период до 2005 г.», реализация которой приносит свои положительные результаты. За 2002 г. объем произведенных товаров и оказанных услуг по всем отраслям экономики составил 15,1 млрд. руб., что на 42% выше уровня 2001 г. Инвестиции превысили уровень 2001 г. в 1,8 раза. Увеличилась доходная часть городского бюджета на 9%, более чем в два раза увеличилось поступление неналоговых доходов. Реальные денежные доходы населения выросли на 14,1%. Объем платных услуг населению возрос на 10%. Введено в эксплуатацию жилье общей площадью 71,2 тыс. кв. м, что выше на 6%. Айдаев Г. А. сумел установить широкие деловые связи с российскими, региональными, зарубежными городами и сельскими районами республики. — Геннадий Архипович, Улан-Удэ — город с более чем трехвековой историей. В чем же тайна его притяжения? Так Вы почти ответили. На мой взгляд, притягательная сила Улан-Удэ сокрыта в его многовековой истории. В прошлом столетии в окрестностях Улан-Удэ ученые обнаружили археологический памятник — большое поселение древнего народа хунну (Иволгинское городище). Историки доказали, что на рубеже эр в то далекое время племена хунну были объединены в мощное государство со всеми социальными атрибутами. Загадка Иволгинского городища до сих пор волнует умы ученых. Возможно, хунну были далекими предками бурятского народа…
Однако наша главная гордость — это озеро Байкал. Буквально два часа, и вы на берегу жемчужины мира. Энергетика Байкала особенной силы. Тот, кто хоть раз побывал,— навсегда влюбляется в его неповторимую красоту, и его тянет сюда снова и снова…
Поэтому у туризма в Бурятии, на мой взгляд, большие перспективы. — Вас как руководителя города — столицы республики — все устраивает в административной реформе, проводимой в стране? В целом к реформе отношусь положительно, поскольку знаком с выборными технологиями. На мой взгляд, самое опасное — даже не сила денег и привлечение административного ресурса, а то, что население вовлекается в политические баталии и оказывается по разные стороны баррикад.
Я всегда считал, что глав администраций субъектов Федерации и мэров нужно назначать, а не избирать. Еще лет пять назад говорил об этом. Правда, до назначения мэров дело, думаю, не дойдет. У нас же существует ряд документов, к тому же с 1 января вступил в силу новый закон об общих принципах организации местного самоуправления. Но с другой стороны, в некоторых регионах для стабилизации обстановки, прежде всего экономической, может быть, и стоило бы назначать мэров и глав районных администраций, чтобы у губернатора или главы республики была единая, цельная команда.
Мне кажется, сейчас административная реформа напоминает шторм в океане: на поверхности бурлит, а в глубине все спокойно. Некоторые наши ведомства оторваны от жизни, плохо знают проблемы регионов, касающиеся их сферы. В облаках витают и отдельные региональные структуры, выполняя преимущественно статистические функции. Так уж складывается, что любые правительственные решения исполняют местные органы, никак не подчиненные им, в рамках имеющихся у них финансовых и иных ресурсов. А если бы существовала в этих сферах такая же вертикаль, как у силовиков, работать было бы гораздо проще. Вертикаль — это не только метод контроля сверху, но и способ учета проблем, возникающих на местах, и аккумулирования ресурсов. — Вам удается гармонизировать межбюджетные отношения с руководством республики? Система межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по новому законодательству предусматривает стабильные долговременные условия для формирования местных бюджетов и дифференциации бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Но проблема выравнивания последних выдвигается сегодня на одно из первых мест. Скажу откровенно, ни о какой гармонизации в этом отношении с республиканскими властями говорить пока не приходится. Уровень межбюджетных отношений, который закреплен законом Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2005 год» не соответствует задачам, которые необходимо решать согласно требованиям федерального законодательства: доходы по местному бюджету не адекватны разграниченным расходным обязательствам по «горизонтали» и по «вертикали». В республике создан фонд для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, для чего утверждены дотации местным бюджетам. Однако это касается лишь районов.
Негативное воздействие на формирование местного бюджета оказывает и пересмотр нормативов отчислений в него по регулируемым налогам как на федеральном, так и на республиканском уровне. Тем более, что чаще всего это регулирование заключается в уменьшении отчислений именно в местный бюджет. Его зависимость от ежегодно устанавливаемых пропорций расщепления федеральных и региональных нормативов отрицательно сказывается на проведении на уровне муниципального образования структурных реформ, взвешенной бюджетной и экономической политики, развитии налогового потенциала территории и повышении собираемости налогов.
По прогнозным данным, в 2005 году на территории города будет мобилизовано 4,5 млрд. руб. доходов. Общая сумма из республиканского бюджета составит: 771 млн. + 57 млн. + 42 млн. руб. Анализируя финансовые потоки, нетрудно заметить, что помощь вышестоящего бюджета местному гораздо меньше средств, направляемых в республиканский и федеральный бюджеты, вот и получается, что при недостатке средств город выступает еще и донором по отношению к бюджетам других уровней. Не случайно ведь в 2005 году бюджетная обеспеченность за счет всех доходов по городу меньше среднереспубликанской почти в 2 раза: на одного нашего жителя с учетом всех доходов городской казны приходится 5,6 тыс. руб., а в республике — 10,3 тыс. руб.
Понятно, что при предельно урезанных доходах город не в силах реализовать свои расходные полномочия, необходимые для минимального обеспечения городской инфраструктуры, и вынужден из года в год обращаться за ссудами в правительство республики, привлекать кредитные ресурсы в коммерческих банках. Расчет за них и утрата собственных доходных источников обходятся городской казне в несколько сотен млн. руб. О какой сбалансированности бюджета можно вести речь, если только в текущем году нужно отыскать средства на повышение заработной платы бюджетникам в 1,2 раза и рассчитаться с долгами перед коммерческими банками? — Местное самоуправление нашло свое место в обшей системе жизни города? Существующая общая система жизни города потребовала включить в работу структурное подразделение администрации, которое вместе с районными управами более двух лет строит местное самоуправление в микрорайонах, отдаленных территориях и организовывает товарищества собственников жилья. Но должен сказать, местное самоуправление — вещь достаточно «топкая» и требует бережного с ним обращения. Его исполнительные и представительные функции, по моему глубокому убеждению, должны преследовать только одну цель — улучшение условий жизни населения всех возрастов. К сожалению, органы федеральной и республиканской власти нередко видят в местном самоуправлении прямых исполнителей распоряжений властных структур, не наделив для этого определенными полномочиями и приняв множество законов, зачастую спорных, трудно исполняемых и главное — мало что дающих населению территории муниципального образования. — Какой резонанс в общественном мнении города нашла монетизация льгот? Вы изыскали средства для своевременных выплат бывшим льготникам? Не буду говорить, что это прошло для нас безболезненно. Но вместе с тем, мы приняли ряд упреждающих мер, что в значительной степени смягчило ситуацию. Так, при Управлении труда и социального развития администрации был создан Центр льгот и субсидий. Его специалисты проводили совещания, семинары во всех ведомствах, учреждениях и организациях для широкой общественности, уточняли списки льготников, велась разъяснительная работа. К этому важному делу были привлечены республиканские и городские средства массовой информации, а с ноября уже работали телефоны «горячей линии», дополнительные пункты приема документов. Это все и позволило оперативно начать выплаты денежной компенсации льготным категориям граждан. Их в Улан-Удэ на январь этого года, ни много-ни мало,— 54450 человек.
Не могу сказать, что все у нас прошло гладко, и не было недовольства населения. Людей возмущала не сама замена льгот денежными выплатами, а несоответствие получаемых сумм и стоимости выражения утраченного. Конечно, не могли не вызвать нареканий условия проезда в городском транспорте. С января этого года нам удалось сохранить льготный проездной билет на трамвае стоимостью в 95 руб. Но горожане, живущие там, где лишь автобусное сообщение, оказались в ущемленном положении. Много вопросов поступает в администрацию по отмене льгот на оплату телефона, лекарственного обеспечения и зубопротезирования. Понимаю, что нужно бы сделать для заслуженных людей гораздо больше, но, к великому сожалению, наши возможности здесь в значительной степени ограничены. Добавлю лишь, что мы сохранили все льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. — Геннадий Архипович, кто сегодня реально наполняет «кошелек» города? В 2004 г. налоговых доходов в казну города поступило на сумму 1231,6 млн. руб., что составляет 70% собственных доходов местного бюджета. В основном это обеспечили крупные и средние предприятия промышленности, транспорта, торговли. К примеру, ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», Улан-Удэнский ВСЖД — филиал ОАО «РЖД», ОАО «Бурятэнерго» и Улан-Удэнское отделение Восточно-Сибирской железной дороги обеспечивают свыше 25% налоговых доходов местного бюджета, а 17% — торговля, общественное питание и услуги. Нужно отметить, что за прошлый год налоговые платежи этой области выросли на 24,6 млн. руб.
Активно у нас развивается туризм. Привлекательность природного, историко-культурного наследия, удобное географическое положение интересуют гостей из различных регионов России и зарубежных стран. Их поток ежегодно увеличивается на 15%. Не случайно из 35 туристических фирм, работающих в Бурятии, 29 зарегистрированы в Улан-Удэ. Мы приняли уже вторую муниципальную целевую программу развития туризма. И ясно отдаем себе отчет в том, что создание туристической модели развития города, стимулирование предпринимательской деятельности в этой отрасли городской экономики — один из важных факторов решения социально-экономических проблем, развития, потребительского рынка товаров и услуг, наполнения городского бюджета. — А как в целом развивается в городе малое предпринимательство? Удалось реализовать для него принцип «одного окна»? Сегодня говорить о значимости малого предпринимательства, полагаю, нет необходимости. Назову лишь несколько цифр. Доля занимающихся предпринимательской деятельностью, по экспертным оценкам, составляет 23% от числа занятых в экономике города. Предприятиями малого и среднего бизнеса в Улан-Удэ выпускается более 60 видов продукции. В 2003 году ими произведено товаров, оказано услуг на сумму более 3 млрд. руб. Думаю, такие результаты здесь стали возможны благодаря активно развивающейся инфраструктуре поддержки предпринимательства. В нее входят Совет по предпринимательству, Инвестиционный совет, отдел по поддержке малого предпринимательства, Фонд поддержки предпринимательства, муниципальные учреждения — «Городской бизнес-инкубатор», «Центр корпоративного обучения», Школа малого и среднего бизнеса, Комиссия по устранению административных барьеров.
Администрация города предоставляет предпринимателям солидную имущественную поддержку. Достаточно сказать, что 84% договоров аренды нежилых помещений муниципальной собственности заключено с субъектами малого предпринимательства.
Стремясь оказывать действенную помощь малому и среднему бизнесу, наши специалисты пришли к выводу, что первостепенное значение в этом играет четко отлаженная система информирования предпринимателей. В городе проводятся бесплатные семинары с участием ведущих консалтинговых компаний с приглашением специалистов Москвы, Новосибирска, Иркутска. Выпущено информационно-справочное издание «Инфраструктура поддержки малого предпринимательства г. Улан-Удэ». Действенной формой поддержки предпринимательства мы считаем ежегодные Дни предпринимателей, конкурсы бизнес-проектов, отраслевые конкурсы.
В рамках поддержки малого предпринимательства в городе с 2003 г.— на основе Соглашения между организациями-участницами государственной регистрации, Регистрационно-лицензионной палатой — осуществляется государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в регистрирующем органе по технологии «одного окна».
Говоря о наших скромных достижениях в развитии малого предпринимательства, мы понимаем, что здесь нам надо еще многому учиться. И прежде всего, научиться работать сообща с учетом нового подхода: от поддержки — к стратегическому партнерству. Односторонние усилия никогда не приносили больших успехов. Именно поэтому мы считаем, что путь, который выбрали в работе с предпринимателями, наиболее правильный. — Улан-Удэ привлекателен для иностранных инвесторов? Как развиваются наши связи с ближайшими зарубежными соседями — Монголией и Китаем? Конечно, мы работаем над привлечением иностранных инвесторов. И здесь у нас есть определенные успехи, но, как и любой другой город Сибири, Улан-Удэ пока не может похвалиться обилием иностранных бизнесменов, горящих желанием вложить свои деньги в развитие его экономики. И тем не менее, мы прорабатываем вопрос создания территории с режимом наибольшего благоприятствования инвестиционному развитию. Под этим мы понимаем следующее: льготное налогообложение в части уплаты местных, а возможно, и региональных налогов, упрощенные и ускоренные процедуры выдачи разрешительных документов, возможность оперативного подключения к основным коммуникациям города. Надеемся, это, а также развитие побратимских связей с городами, столицами зарубежных стран, станет для нас надежной базой взаимовыгодного международного сотрудничества. Разумеется, приоритетным его направлением для нас является упрочение добрососедских отношений с Монголией и Китаем.
Наши связи с Монголией основаны на традициях, уходящих корнями в глубину веков. Не может не радовать, что в дне сегодняшнем они получили новый мощный импульс. Разработана и действует программа, в основе которой — Межправительственное соглашение об экономическом и приграничном сотрудничестве между Монголией и Республикой Бурятия Российской Федерации.
Администрация Улан-Удэ не только установила побратимские отношения с городами Дархан, Эрдэнэт и столицей Монголии — Улан-Батором, но и всячески способствует их развитию. Вместе с монгольскими друзьями мы не только обсуждаем, но и создаем совместные предприятия и торговые дома, многое делается для укрепления дружбы народов, развития культуры и традиций. Какие яркие и незабываемые Дни городов Улан-Батора и Дархана, которые проходят в нашей столице! Но, думаю, и Дни Улан-Удэ, проводимые в Монголии, тоже памятны нашим добрым соседям. Ежегодно мы организуем летний отдых детей из Монголии на Байкале, а наши ребята проводят летние каникулы в оздоровительных лагерях Эрдэнэта и Дархана. Происходит обмен творческими коллективами, художественными выставками, совершаются совместные поездки по историческим местам. Да разве все перечислишь. Словом, дружба наша по-настоящему крепка и продолжает развиваться.
Улан-Удэ поддерживает побратимские отношения и с городами другого нашего соседа — Китая. Это — Маньчжурия, Чанчунь и Хух-Хото. Подписаны Соглашения о сотрудничестве и с городами Хулунбуир, Чжалантунь и Эвенкийским автономным Хошуном. Мы сотрудничаем в сферах жилищного строительства, возведения объектов культуры и спорта, социальной политики и социальной защиты инвалидов. В нашем городе открыто и действует Представительство города Маньчжурия. Прорабатывается вопрос об открытии там Представительства Улан-Удэ. Наши фольклорные коллективы — постоянные участники фестивалей и конкурсов народного творчества в городах-побратимах КНР. Мы рады встречать в Улан-Удэ делегации и творческие коллективы спортсменов Китая.
Они участвуют в мероприятиях, посвященных празднику «Сагаалган»,— Новому году по лунному календарю,— Днях города и многих других. Сегодня китайскими друзьями прорабатываются вопросы открытия оптовых центров, рынков и магазинов по продаже их лучших товаров в нашем городе.
Разумеется, международные связи города не ограничиваются ближайшими соседями. Побратимские отношения Улан-Удэ простираются и в Европу, и Азию. Поистине язык дружбы понятен всем. — Сегодня немало говорят о гражданском обществе. Вы можете с уверенностью сказать, что гражданское общество в Улан-Удэ активно формируется? Муниципальная политика по формированию гражданского общества, как представляется мне, это, прежде всего, обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека, в особенности слабо защищенных слоев населения: дети, молодежь, женщины и пожилые люди. Это для нас одна из стратегических задач. В ее решении мы активно взаимодействуем с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Комиссией по правам человека при президенте Республики Бурятия. При муниципалитете работает общественная приемная полномочного представителя президента РФ в СибФО по обращениям граждан.
Город, да еще выполняющий в определенном смысле слова столичные функции,— сложнейший организм, обремененный многочисленными проблемами, которые невозможно решить лишь силами администрации. Жизненно необходимо привлечение внимания к ним широкой общественности, более того, всех слоев населения — к разработке эффективной социальной политики и практической ее реализации, формированию социального заказа граждан. Поэтому, разрабатывая стратегию развития города до 2015 года, существенную роль мы отводим устойчивому диалогу с населением.
В Республике Бурятия зарегистрировано около 1000 общественных организаций. Часть из них накопила солидный организационный и управленческий опыт работы в социальной сфере. НКО Бурятии приобрели авторитет как значительная общественная сила не только на региональном, но и на федеральном уровне. Администрация Улан-Удэ осуществляет политику развития «третьего» сектора, организует взаимодействие и оказывает поддержку общественным инициативам, организациям, движениям. Прежде всего, Комитет по социальной политике развивает связи с общественностью, средствами массовой информации, общественными организациями, политическими партиями, религиозными объединениями. Скажу больше, мы заключили соглашения с общественными организациями, наиболее активно участвующими в социальном развитии города. Ими предусматриваются самые разнообразные направления совместных действий. К примеру, с Байкальским благотворительным фондом — при поддержке фонда «Евразия» — администрация работает над созданием городского благотворительного фонда. В реализации городской целевой программы «Год здоровья — 2004» активную роль играли такие общественные организации, как «Тайцзи», РОСТО, «Молодые львы», ФИРН.
Для лидеров НКО, предпринимателей, депутатов Горсовета и муниципальных служащих был организован семинар «Фонд местного сообщества и управление», цель которого — выработка механизма оптимального взаимодействия власти, бизнеса и общества для решения социальных проблем. Следующим шагом в этом направлении мы считаем создание консультативного общественного органа, что позволит системно, на долговременной основе организовать совместную работу муниципальных властей и представителей НКО.
Проводя эту работу, мы прогнозируем краткосрочные результаты, которыми станет организация и проведение общественного форума. Долгосрочные же результаты, как видится нам, это обеспечение полноправного участия граждан в жизни города и постоянное взаимодействие с населением через деятельность районных общественных Советов и ежегодных общественных форумов. — Формируя гражданское общество, администрации удается находить общий язык с представителями различных партий и движений? Я уже говорил, что в нашем регионе нет резких противоречий в отношениях представителей различных национальностей, этнических групп, религиозных конфессий, а также политических партий и движений. Наверное, не случайно у нас получили развитие многие национальные культурные центры: армянский, корейский, эвенкийский, азербайджанский… Администрация всемерно поддерживает их деятельность.
В области молодежной политики также ведется целенаправленная работа по политической социализации молодых людей, повышению правовой культуры избирателей и гражданской ответственности нового поколения. В 2001 г. был создан Клуб молодого избирателя, в 2003-м проведен первый фестиваль молодого избирателя «Выбор за нами!».
Мы открыты к сотрудничеству со всеми партиями, движениями, заинтересованными лицами. Мы все работаем во имя общего дела — повышения качества и уровня жизни населения. Эта задача для нас — приоритетная.
Улан-Удэ был основан в XVII веке русскими землепроходцами. 1666 год принято считать временем основания города, когда русский казачий отряд поставил в устье реки Уды, на высоком скалистом берегу, маленький деревянный домик, названный Удинским казачьим зимовьем.
В конце XVII века торговый путь прошел по Селенге. Вначале здесь останавливались казачьи отряды. Дальнейшему развитию зимовья, превращению его в острог, а затем в город, во многом способствовало его очень выгодное географическое положение.
Учитывая удобное географическое и стратегическое местоположение Удинского зимовья, Московское правительство решило построить здесь острог. Зимовье и часть построек обнесли высоким частоколом. В 1689 году строительство было закончено. Вскоре, в 1698 году, Удинский острог был переименован в город. Официальное название города — Верхнеудинск определилось в 30-х годах XVIII века.
Развитие торговых связей России с Монголией и Китаем, заселение Забайкалья русскими способствовали дальнейшему росту населения Верхнеудинска и его застройке.
Население города занималось торговлей, хлебопашеством, ремеслами, перевозкой товаров, охотой, рыбной ловлей.
По долинам рек Уды и Селенги издавна обитали бурятские племена, занимавшиеся скотоводческим хозяйством и охотой. Общаясь с русскими казаками и поселенцами, буряты научились у них земледелию. Не раз русские казаки и буряты совместно отражали набеги иноземных захватчиков.
По мере освоения территории Забайкалья и проведения в 1726—1740 годах сухопутного Сибирского тракта, развития русско-китайской торговли и полного прекращения военной опасности извне, на первый план выдвигаются торговые, транспортные и административные функции города. Подспорьем были охота и рыбная ловля.
Первая начальная школа была открыта в 1793 году. В 1806 году оно было преобразовано в уездное училище. В последующие годы были открыты городское приходское училище и женское училище второго разряда, преобразованное в дальнейшем в гимназию. В 1916 году в Верхнеудинске насчитывалось 27 учебных заведений. В них обучалось более 2,5 тысяч учеников.
В XIX веке в центре города были построены каменные здания в стиле классической архитектуры.
В 1890 году через Верхнеудинск проезжал на Сахалин великий русский писатель А. П. Чехов. В одном из своих писем к сестре он писал: «Селенга — сплошная красота, а в Забайкалье я находил все, что хотел. Днем скачешь по Кавказу, ночью — по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уже Полтавская губерния — и так всю тысячу верст. Верхнеудинск — миленький городок...»
Вхождение Бурятии в состав России, усиление процесса хозяйственного освоения края, развитие в нем товарно-денежных отношений и вовлечение его в общероссийский рынок способствовали росту производительных сил. В Верхнеудинске появляются небольшие мастерские ремесленников и мелкие полукустарные заводы.
Более быстрое развитие промышленности в городе связано со строительством Великой транссибирской железной дороги. Строительство верхнеудинской части дороги было завершено в 1899 году. 15 августа 1899 года жители Верхнеудинска встречали первый железнодорожный поезд. Это было большое и радостное событие в жизни города.
К 1917 году население Верхнеудинска выросло до 20 тысяч человек. Весть о победе Октябрьской социалистической революции была получена в Верхнеудинске вечером того же дня, 25 октября 1917 года.
В конце марта и начале апреля 1920 года в Верхнеудинске состоялся учредительный съезд трудящихся Прибайкалья. 30 мая 1923 года Президиум ВЦИК принял постановление о создании Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики со столицей в городе Верхнеудинске.
В 1929 году впервые в г. Верхнеудинске приступила к вещанию небольшая радиовещательная станция. В 1932 — Создан Государственный бурятский театр драмы им. Х. Намсараева.
В 1932—1935-м годах в Улан-Удэ были открыты два института — педагогический и агротехнический, техникумы, высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, начал работать техникум искусств. С 1932 года началось широкое индустриальное развитие города. Тогда на городских окраинах развернулось крупное промышленное строительство. За короткий срок здесь выросли корпуса крупнейших на Востоке промышленных предприятий.
27 июля 1934 года постановлением Президиума ЦИК СССР Верхнеудинск переименован в г. Улан-Удэ (с бурятского «Красная Уда») — столицу Бурятии.
Великая Отечественная война 1941—1945-го годов явилась тяжелым испытанием для нашей страны. 120 тысяч сынов и дочерей Бурятии сражались на разных фронтах, их подвиги страна отметила высокими наградами. Среди них: 34 Героя Советского Союза, 8 полных кавалеров орденов солдатской Славы, около 40 тысяч солдат и офицеров награждены орденами и медалями. В первые же месяцы войны многие предприятия Улан-Удэ и республики перешли на выпуск оборонной продукции.
В 1961 году сдана в эксплуатацию первая телевизионная станция, обслуживавшая город и близлежащие сельские поселения.
В 1995 году впервые за всю историю города были проведены всеобщие выборы «городского головы».
В июле 2006 года город отметит свое 340-летие.