НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
СПЕЦВЫПУСК
"Гражданское общество"
2005 г.
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Николай ДЕНИН: "Надо уметь СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ другую сторону"
— Как складываются взаимоотношения между региональными властями, политическими партиями и общественными институтами в области? Я всегда считал, что лучшими, а точнее наиболее продуктивными взаимоотношениями могут быть только конструктивные. В тоже время понимаю, что конструктивность любой ценой — это прямой путь к беспринципности. Жизнь не может быть бесконфликтной, но выходов из конфликта всегда два — разрушительный и созидательный. Я всегда ищу созидательное зерно. И найти его не так сложно: просто надо уметь слушать и слышать другую сторону. — Вы один из губернаторов, кто победил, действительно, в нелегкой борьбе. Что Вас подвигло из законодательной власти перейти в исполнительную? Да, борьба и впрямь была нелегкой, но она и не могла быть иной. Мы ко всему были готовы. Что касается моего перехода из законодательной власти в исполнительную, то это был просто переход в другое качество. До избрания в Государственную думу я дважды избирался депутатом областной Думы. А год, который провел в Государственной думе, дал мне очень много. И все-таки мне ближе конкретные практические дела. Исполнительная власть дает, считаю, больше возможностей для моей самореализации. К тому же по своему призванию я — управленец, мне работа с людьми нравится больше, чем с бумагами. — Николай Васильевич, идя на выборы, Вы громких обещаний избирателям не давали. И все же, сегодня строго придерживаетесь своей программы, или ее пришлось серьезно корректировать? Сперва надо, наверное, сказать о том, что мы хорошо знали ситуацию в области, как знали и с чем предстоит столкнуться. За восемь лет, пока регионом управляли выдвиженцы КПРФ, он так и не смог избавиться от унизительного клейма «депрессивного региона», малопривлекательного для инвесторов. Поэтому, в первую очередь, мы обещали изменить общественный климат на Брянщине. Я всегда говорил, что главная проблема не в отсутствии программы.
Направление движению давно уже задано, известны и механизмы, с помощью которых надо двигаться. Вот у наших предшественников были такие программы, что закачаешься, а что в итоге? Есть моменты более существенные, более серьезные, связанные с кадровым подбором исполнителей, их нравственными установками, да и просто — с обыкновенной человеческой совместимостью.
Я до выборов просил не ждать чудес, настроиться на тяжелую кропотливую работу по вытаскиванию нашей экономической «телеги» из болота упадка и прозябания. За первые месяцы, думаю, многие ощутили, что нам удалось хотя бы сдвинуть ее с места. Рост промышленного производства в первом квартале составил 11,3%, более чем на 20% возрос объем отгруженной продукции, приостановлено падение сельхозпроизводства, бюджет получил почти 400-миллионную прибавку. Конечно, до полного выздоровления еще далеко, но есть тенденция, которую надо теперь укреплять и развивать. — В области Вас знали как крепкого хозяйственника, умеющего принимать неординарные решения и добиваться весомых результатов там, где другие просто опускали руки. Этот опыт помогает в работе? Конечно, помогает. Я знаю, что безвыходных ситуаций не бывает. Если только, как шучу, летальный исход… У нас, к примеру, самое тяжелое положение на селе. Разорение в иных местах настолько сильное, что охватывает не уныние, а отчаяние. Но предаваться ему нельзя. Мы решили начать возрождение села с помощи сохранившимся хозяйствам и тем, которые, как говорится, подают устойчивые признаки жизни. Открыли кредитную линию, по которой финансовые ресурсы пойдут на приобретение техники, племенного скота, ремонт и реконструкцию производственных помещений… Кредит возвратный, областной бюджет оплатит лишь проценты. Недавно вот в Трубчевском районе сам попробовал в деле американский комплекс «Джон-Дир» — чудо–техника. Два таких комплекса (стоимостью около $400 тыс. каждый) презентовала фирма «Мосинжстрой». — Какие из новых проектов в области Вы бы назвали наиболее успешными? К примеру, совсем недавно открыли нефтепроводный терминал. Впечатляющий комплекс. Пять составов с нефтью будут уходить каждые сутки со станции Жеча в соседнюю Белоруссию. Этот проект позволит почти на 400 млн. руб. увеличить бюджетные поступления. Он — результат нашего сотрудничества с нефтяной компанией «РуссНефть». Теперь на очереди — строительство нефтеперерабатывающего завода. Около полутора миллионов «РуссНефть» вложила и в реконструкцию одного из наших санаториев.
Мы по иному стараемся выстроить наши отношения с «Газпромом», который активно участвовал недавно в программе газификации области. Программа сама по себе хорошая, но, как часто у нас бывает, подвело исполнение. Мы посмотрели на эффективность работы нашего газового хозяйства и выяснили, что фактическое потребление «голубого топлива» на Брянщине составляет всего 30% от пропускной способности сетей. Причина? Трубы закопали в землю и посчитали, что провели газификацию. Вместе с «Газпромом» будем наводить теперь здесь порядок. Надеемся на его помощь и в реализации «пилотного» проекта по установке счетчиков, что позволит моим землякам, чьи доходы одни из самых низких в России, хоть немного облегчить положение. «РуссНефть», «Газпром» — таких инвесторов мы приветствуем, таким будем во всем способствовать. — Как обстоят дела с инвестициями в производство? Конечно, из всех инвестиций самые желанные для нас — так называемые производственные. В последние годы у нас был небольшой их прирост, и удовлетворить он нас никак не может. Мы благодарны таким гигантам, как «Евроцемент», «Трансмашхолдинг», «Санто-Холдинг», Галичский автокрановый завод, липецкая компания «Золотой петушок», Независимая ассоциация машиностроителей, но нам в одночасье не избавиться от репутации территории, где якобы свирепствует чернобыльская радиация, где по-прежнему не жалуют инвесторов. На это нужно время. А главное, надо делом доказать, что к нам можно приходить с инвестициями всерьез и надолго. — В области работают иностранные предприниматели. Известно, что Селецкий ДОК ожил, когда за дело там взялся господин Насир, который прибыл в Россию из Пакистана. Расскажите об этом опыте привлечения капитала из-за рубежа. На Селецком деревообрабатывающем комбинате, расположенном в лесной глубинке, сменилось несколько собственников, но долго предприятию попросту не везло на них. Пока вот не появился господин Насир. И сразу дела пошли на поправку. С 2003 года в предприятие вложено около $2 млн. Сейчас здесь начата модернизация оборудования и взят курс на развитие новых производств. Наша задача состоит в том, чтобы разработать достаточно понятные правила и создать условия, при которых подобные примеры приобретут массовый характер. Сейчас эти правила на выходе. — Что Вы бы посоветовали потенциальным иностранным инвесторам, кто обращает взоры на Россию? Главное — не отчаиваться, не пасовать при первых трудностях. Те иностранные инвесторы, которые «держат руку на пульсе российской экономики», чувствуют: наступило время, когда перспективность вложений в Россию начинает превосходить риски.
По мнению аналитиков, сейчас инвестиционная привлекательность России увеличивается — за последние годы в нашей стране возросли объемы налоговых сборов, снизились задолженности, к тому же многие российские компании перешли на западную систему бухгалтерского учета и внедряют международные стандарты корпоративного управления. Несмотря на убытки, которые понесли иностранные инвесторы во время кризиса 1998 года, кредит доверия практически восстановлен.
Несколько лет назад большинство иностранных инвесторов в России стремились быстро заработать деньги и уйти. Сейчас они, конечно, тоже стремятся заработать, но уже не торопятся уходить. Нанимают российских специалистов, вкладывают деньги в их обучение, платят в России налоги и внедряют новые производственные и управленческие технологии.
Каждый российский регион стремится создать у себя наиболее привлекательный инвестиционный климат, но я бы посоветовал иностранным инвесторам более внимательно присмотреться к нашей Брянщине, и вот почему.
Во-первых, геополитическое положение области: Брянщина имеет выгодное географическое расположение на стыке России, Украины и Белоруссии, на пересечении транзитных путей из Европы в другие регионы России, и является сегодня крупным транспортным узлом. У нас — развитая транспортная инфраструктура, есть, в частности, три крупных железнодорожных узла. В 1994 году в Брянске введен в действие новый, расположенный на международной воздушной трассе R-22, аэропорт «Брянск», которому в 1995 году присвоен статус международного. Он является объектом для прямого вложения иностранного капитала с целью развития инфраструктуры международных авиаперевозок.
Во-вторых, Брянская область располагает развитыми машиностроением и металлообработкой, электронной, лесной, деревообрабатывающей, химической, легкой и пищевой промышленностями, производством строительных материалов. Внушителен и агропромышленный комплекс.
В-третьих, наш регион не обижен природой. У нас много леса — под ним треть территории области. У нас есть фосфориты, цементное сырье, пески для производства стекла и силикатного кирпича — всего в области до 80 месторождений различного минерального сырья. У нас заключены и пролонгированы договоры и соглашения о долгосрочном торгово-экономическом сотрудничестве с более чем 60-ю регионами. Область последовательно начинает реализовывать свой инвестиционный потенциал. — На какую поддержку власти, в том числе и губернатора, могут рассчитывать иностранные инвесторы? Мы стремимся создать на территории области благоприятный инвестиционный климат, когда будут надежно защищены интересы наших деловых партнеров. Этому способствует и региональное законодательство. У нас есть свой закон об инвестиционной деятельности. В него не раз вносились изменения и дополнения, которыми расширен перечень налоговых льгот, увеличен период их действия, изменены налоговые ставки по льготам, упрощен механизм предоставления государственной поддержки в виде льгот и гарантий. И это еще не все преимущества для деловых людей, которые хотят добросовестно работать на нашей территории. Мы решительно будем добиваться устранения преград на этом пути. В моей деятельности создание комфортных условий для инвесторов является приоритетом приоритетов. — Что, по-Вашему, необходимо сделать и высшим эшелонам власти для оживления экономики, достижения удвоения ВВП? Вопрос, на мой взгляд, поставлен очень уж глобально. За ответами ходить далеко не надо. Достаточно хотя бы взять недавнее послание президента России Федеральному Собранию. Готов подписаться под каждым положением этого документа. Но я уже говорил о том, что не в дефиците намерений и программ наша главная проблема. Если Ваш вопрос «заземлить» на наш регион, то нам бы хотелось, чтобы побыстрее были приняты подготовленные законы, регламентирующие статус приграничных территорий,— это создало бы предпосылки для увеличения инвестиционных поступлений в развитие приграничной инфраструктуры, а значит,— более эффективно использовались бы выгоды от статуса приграничного региона.