НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
СПЕЦВЫПУСК
"Дагестан -
созвездие
добрых дум
и дел"
2005 г.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР
Парламенту Дагестана 10 лет. Время подвести итоги

Десять лет назад в общественно-политической жизни Дагестана произошло знаменательное событие – был создан и приступил к работе законодательный орган государственной власти — Народное Собрание Республики Дагестан.
Конечно, история дагестанского парламентаризма насчитывает гораздо больший срок. Ведь Народное Собрание является правопреемником Верховного Совета Дагестана. Но по своим полномочиям и функциям, определенным республиканской конституцией, современный парламент Дагестана все-таки качественно отличается от своего предшественника.
В центре внимания Народного Собрания в течение всех прошедших лет находились вопросы сохранения единства Дагестана, его территориальной целостности, межнационального и межконфессионального согласия.
Главным итогом работы Народного Собрания первого созыва явилось то, что он состоялся как законодательный и представительный орган государственной власти, стал важным институтом политической системы дагестанского общества. При этом, необходимо помнить, что первые шаги становления парламентаризма в Дагестане делались на фоне достаточно сложной общественно-политической и социально-экономической обстановки середины 90-х годов. В то время наметился резкий спад производства и кризис во всех сферах жизни, началось социальное расслоение общества, набирала темпы роста безработица. Подавляющее большинство населения имело доходы ниже прожиточного минимума. Параллельно с этим усиливались националистические, экстремистские, сепаратистские тенденции.
Тем не менее, в эти самые сложные для республики годы парламентарии в тесном взаимодействии с другими органами республиканской власти и местного самоуправления все-таки нашли в себе мужество и волю, чтобы сохранить мир, согласие, стабильность и территориальную целостность Дагестана.
«Сделать это было неимоверно трудно,— поделился воспоминаниями Председатель Народного Собрания М. Алиев.— В то время республика находилась, по сути, в окружении воюющих территорий: полным ходом шла азербайджано-армянская война, лилась кровь в осетино-ингушском вооруженном противостоянии, продолжалась гражданская война в Грузии, военные действия велись в соседней Чеченской Республике».
И все-таки, как не без гордости отметил Алиев, Дагестан стал единственным в Российской Федерации субъектом, депутаты которого не поддались соблазну поставить республику в общий строй парада суверенитетов. Дагестанцы приняли исторически мудрое решение — сохранить республику в составе Российской Федерации.
Парламентарии Дагестана не спасовали и тогда, когда в республике возникла угроза межнациональных столкновений. Именно решения третьего съезда о добровольном переселении лакского населения на новые земли, о восстановлении Ауховского района, об образовании Кумторкалинского района, по большому счету, спасли республику от межнационального столкновения.
Время работы Народного Собрания второго созыва стало периодом дальнейшего развития, укрепления законодательной власти в Республике Дагестан. На 36-ти парламентских сессиях принято 136 законов и 556 постановлений. Причем, деятельность нового состава парламента пришлась на самый трагический в новейшей истории Дагестана период. Общественно-политическая ситуация еще больше обострилась. С территории Чечни в республику вторглись банды международных террористов во главе с Шамилем Басаевым и Хаттабом. Внутри Дагестана также активизировали свою подрывную деятельность силы экстремистского и ваххабитского толка, готовые поддержать вторжение в республику.
Но и в этой ситуации дагестанцы проявили верность своему историческому выбору — сохранению единого, неделимого Дагестана в составе Российской Федерации. Вместе с другими органами государственной власти парламенту удалось мобилизовать население на защиту республики от агрессии. Практически все депутаты Народного Собрания приняли личное участие в отпоре врагу. Они были инициаторами формирования отрядов самообороны, многие из них стали организаторами обеспечения бесперебойного снабжения войск продовольствием, также депутаты вели разъяснительную работу среди населения. За это многие из депутатов отмечены высокими правительственными наградами. Например, за мужество и отвагу, проявленные при спасении жизни людей в Кизляре и Первомайском в 1996 году и освобождении территории Дагестана от бандформирований в 1999 году, орденами Мужества были награждены такие дагестанские парламентарии, как Руслан и Абакар Алиевы, Магомедали Гаджиев, Артур Исрапилов, Баганд Магомедов, Гаджи Махачев, Сулайман Уладиев Магомед Шабанов и многие другие.
Также трудно недооценить роль Народного Собрания в становлении и развитии законодательной базы республики, в важнейших вопросах государственного строительства, экономической политики, бюджетно-финансовых отношений, местного самоуправления, судебной системы и деятельности по многим другим направлениям. Чего стоит, например, проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которым предлагалось введение запрета на всей территории Российской Федерации подрывной деятельности сторонников ваххабизма. Он вызвал тогда большой резонанс в российском обществе. Правда, принять его так и не решились. Но, тем не менее, сегодня время подтвердило правоту дагестанских парламентариев. Люди поняли необходимость активного противодействия религиозно-политическому экстремизму, приверженцы которого активно пытаются распространить свое влияние не только в Дагестане и на Северном Кавказе, но и на всей территории России.
В 1999—2000 годах, в порядке законодательной инициативы, Народным Собранием был также внесен и ряд других законопроектов на рассмотрение Государственной Думой. Так, Республика Дагестан одной из первых в стране определила в своих законах о выборах депутатов республиканского и местного уровней нормы, обязывающие указывать наличие непогашенной и неснятой судимости при выдвижении кандидатов в депутаты. Впоследствии подобная норма была внесена в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Кроме того, парламент республики вносил в Государственную Думу норму о лишении депутатов неприкосновенности. Она активно обсуждалась в стране, хотя и не была поддержана российскими парламентариями. Еще одним примером возросшего авторитета Народного Собрания в глазах российской общественности может служить эпопея с принятием федерального закона о коренных малочисленных народах России. Изначально, в проекте федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», были проигнорированы интересы народов Дагестана. После выступлений дагестанцев в Совете Федерации предложенный Государственной Думой проект этого закона был отклонен с созданием согласительной комиссии с участием дагестанской стороны. Понадобилось несколько лет напряженной работы для принятия поправки, предложенной парламентом Дагестана. И только после этого федеральный закон был окончательно принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом России.
Весной 2003 года приступило к исполнению полномочий Народное Собрание третьего созыва. Но за последние годы ситуация в Дагестане существенно изменилась. Вероятно поэтому из 121 избранного депутата свыше половины — специалисты, хорошо знающие экономику, ее сильные и слабые стороны — руководители крупных производственных, хозяйственных и финансовых структур. Депутаты говорят, что настало время заняться проблемами повышения уровня жизни населения республики.
И все же, отмечая десятилетие со дня создания Народного Собрания, дагестанские парламентарии считают главным итогом своей деятельности сохранение единства и целостности Дагестана, как части России, достижение политической стабильности, создание условий, способствующих подъему экономики, улучшению благосостояния дагестанцев. А еще, по мере обретения практического опыта парламентаризма, Народное Собрание стало все активнее осуществлять законодательную функцию. Достаточно сказать, что за десятилетний период дагестанскими депутатами было принято 340 законов.
«Сегодня, спустя десять лет, можно с уверенностью сказать, что Народное Собрание заняло достойное место в политической системе Дагестана, стало авторитетным органом государственной власти республики, играющим значительную роль в общественно-политической и духовной жизни нашего общества»,— подчеркнул в своем выступлении по случаю юбилея Председатель Государственного Совета республики М. Магомедов.
Но похоже, работы у дагестанских депутатов впереди еще много. Ситуация здесь такова, что сегодня пока нет веских оснований утверждать, что все худшее уже позади. Республика Дагестан только начинает путь своего экономического развития. Хочется надеяться, что общими усилиями органов республиканской власти и местного самоуправления, всех здоровых сил общества, при поддержке дагестанского народа они справятся со всеми трудностями. В этом можно не сомневаться, если оглянуться назад и проанализировать десятилетний опыт работы дагестанского парламента.