НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
СПЕЦВЫПУСК
"Дагестан -
созвездие
добрых дум
и дел"
2005 г.

РЕГИОНЫ РЕСПУБЛИКИ
С. Д. АМИРОВ: «Нужно создавать имидж города, республики, благоприятствующий притоку капиталов»

Об этом и других вопросах развития экономики, городской среды и обеспечения качества жизни населения беседа нашего корреспондента с мэром Махачкалы, председателем Союза местных властей Дагестана Саидом Джапаровичем Амировым
— Саид Джапарович, что сегодня, на Ваш взгляд, играет наиболее важную роль в экономическом развитии и города, и в целом республики?
Я сторонник модели ускоренного развития экономики, так сказать интенсивной, а не экстенсивной модели, чтобы Дагестан не был вечно в числе отстающих регионов. И в реализации этой модели, несомненно, решающая роль принадлежит инвестициям и восстановлению доверия населения к власти. В этой связи, на наш взгляд, в рамках рационализации структуры административного управления необходимо создать специализированный орган по управлению инвестициями. Следует также всемерно поощрять частные инициативы в области поиска и выгодного размещения средств. Далее, целесообразно и выгодно развивать систему партнерства государства и частного бизнеса в сферах экономической и социальной ответственности государства.
В первую очередь необходимо сделать безопасным и выгодным вкладывание средств в экономику республики. Это касается и иностранных, и российских инвесторов. Необходимо также использовать инвестиционный потенциал населения. Многие вкладывают свои средства в дорогие коммерческие объекты. Они делают то, что им проще и легче. Это проблема развития экономического мышления участников хозяйственной деятельности.
Другой аспект проблемы — выбор стратегии развития отраслей экономики, поворот к наукоемким производствам и инновационным технологиям. Интенсивное развитие предполагает поиск самых передовых инженерных и технологических решений, чтобы завтра на полпути не менять оборудование и технологические процессы.
Нам в Дагестане необходим особый «экономический климат», основанный на свободе предпринимательской деятельности и всемерной поддержке частных инициатив, осуществляемых в рамках закона и принципов добросовестной конкуренции. Это одна из составляющих стратегии национального успеха.
Чтобы население могло вкладывать свои средства в перспективные производства и предприятия, нужен полноценно функционирующий рынок ценных бумаг. Для России эта проблема решена в первом приближении: участниками фондового рынка являются в основном предприятия-монополисты и крупные компании (РАО «ЕЭС России», Газпром, Роснефть, «Лукойл» и другие). Для республики эту проблему необходимо решать по-современному, чтобы население могло легализовать свои средства и включить их в экономический оборот. Фондовый рынок должен быть открытым и доступным.
Важно, в первую очередь, эффективно использовать творческую энергию народа, его стремление жить лучше. Это станет возможным, если перспективные инвестиционные проекты и бизнес-планы станут востребованными и запрос на них будет стимулирован государством на основе информационной открытости и здоровой конкуренции.
Инвесторам важна реализуемость проектов, окупаемость и гарантии безопасности вкладов. По числу возможных, реальных, доходных и достаточно быстро окупаемых проектов Дагестан является одним из наиболее многоплановых и привлекательных регионов. Это касается и разработки минерального сырья, и развития инфраструктуры и размещения производств. Естественно, что для решения стратегических задач развития экономики и для реализации проектов, характеризующихся высокой капиталоемкостью и длительной окупаемостью необходимы инвестиции. Чтобы инвесторы пошли на реализацию этих проектов, необходимы не только повышенные гарантии государства, но и его особая забота в доведении их до логического конца. Нам необходимо создавать имидж республики или города, благоприятствующий притоку капиталов.
Для успешной реализации программы необходимо использовать многие очевидные внутренние резервы, в том числе по налогообложению.
— Каково должно быть, исходя из специфики Республики Дагестан, соотношение рассматриваемых Вами краткосрочных (быстроокупаемых) и долгосрочных (капиталоемких с продолжительной окупаемостью) проектов?
Каждая категория инвестиций занимает свое место в интенсивно развивающейся экономике. К первой относятся проекты, характерные для малого и среднего бизнеса: здесь мобильность, быстрая окупаемость, возможность заняться семейным бизнесом, способность создавать рабочие места, освободившиеся в других направлениях, быстрая реакция на конъюнктуру рынка.
Что нам сегодня нужно в сфере малого и среднего бизнеса? Это переориентация на производство, участие в реальном секторе экономики. И государство не должно обременять бизнес трудновыполнимыми условиями при организации производства, а, наоборот, должно помогать в этом и поощрять различными способами. Важно научиться помогать своим товаропроизводителям и организаторам производства, поднимая культуру маркетинга и инжиниринга, поддерживая инновационные подходы в вопросах глубокой переработки местного сырья и материалов.
Почему многие представители малого бизнеса предпочитают коммерцию? Потому что производство — это большой риск.
Поэтому нужна особая забота государства о развитии малого предпринимательства через систему эффективных мер по его поддержке и поощрению. Следует особое внимание обратить на такие вопросы, как защита малого бизнеса от криминалитета; создание эффективной инфраструктуры поддержки малого бизнеса (налоговые льготы, фонды поддержки, погашение процентных ставок коммерческих банков, поощрение создания сообществ и ассоциаций субъектов малого бизнеса, облегчение доступа к кредитным ресурсам через систему гарантий, развитие современных форм лизинга и т. д.); снижение административных барьеров, упорядочение работы надзорных и контролирующих органов; проведение налоговой политики, стимулирующей работу малого бизнеса в сфере производства; привлечение малого бизнеса к управлению жилищно-коммунальным комплексом (развитие системы государственно-частного партнерства на основе концессий); стимулирование размещения на территории республики филиалов банков, сотрудничающих в вопросах поддержки малого предпринимательства и др.
Всемерно поощряя реализацию быстроокупаемых проектов, нельзя забывать и о том, что в нашей республике существуют базовые отрасли экономики и производства, которые требуют огромных вложений, а результат будут давать в некоторой отдаленной перспективе. К примеру, наше сельское хозяйство. Разве мы сможем, даже если направим все ресурсы, за 2-3 года воссоздать наши виноградники и сады, восстановить плодородие земель и систему орошения, племенные животноводческие комплексы и крупные зерноводческие хозяйства? Здесь потребуется время, поэтому тем скорее и надо выводить отрасль из кризиса.
Это касается также разведки и разработки полезных ископаемых, энергетики, освоения рекреационного потенциала и т. д.
Чтобы приступить к реализации таких капиталоемких перспективных проектов, требуются крупные инвестиции, поэтому потенциальных инвесторов необходимо заинтересовывать выгодными для них предложениями и обоснованными проектами. Здесь нужна четкая расстановка приоритетов развития экономики республики и ее отраслей в рамках долгосрочного стратегического планирования, исходя из понимания, что реализация капиталоемких инвестиционных долгосрочных проектов даст в конечном итоге увеличения количества рабочих мест и приращение ВВП.
Чтобы вопросы привлечения инвестиций не остались на уровне наших благих пожеланий, необходимы консолидированные усилия и огромная организаторская работа и государства, и бизнес-сообщества. Надо так научиться работать с потенциальными инвесторами и создавать такие благоприятные условия, чтобы обеспечивать достаточный выбор инвестиционных предложений в соответствии с задачами экономического развития.
В первую очередь следует решать проблемы труда и занятости в кризисных районах с высоким уровнем безработицы. Это самая главная социальная и экономическая задача, от решения которой зависит стабильность и безопасность общества. В этой связи предстоит разработать перечень первоочередных мероприятий и приступить к составлению комплексных программ развития поселений и территорий. И здесь нас не может устроить концепция точек роста экономики (отдельных предприятий), которые могли бы послужить пусковым механизмом для оживления всей экономики. Вот уже 10-15 лет поддерживаем и госинвестициями, и льготными кредитами, и налоговыми льготами примерно полсотни предприятий. Что же в итоге? Инвестиции потрачены, кредиты не возвращены, редкие предприятия решили проблему выживания. Вот почему сегодня для нас наиболее перспективна концепция поддержки отраслей и предприятий, которые обеспечивают наибольшую занятость населения и ускоренный рост производства.
С учетом этого надо составлять программы социально-экономического развития городов и территорий.
В этой связи возникает вопрос: какие отрасли потребуют наибольшего внимания в условиях нашей республики, если исходить из концепции поддержки отраслей, а не так называемых точек роста?
Есть опыт отдельных стран, которые добивались успеха, которые в качестве пусковых механизмов использовали государственное инвестирование общественных работ в больших объемах — это строительство дорог и жилищное строительство, что приводило к решению проблем занятости и оживлению экономики.
Для условий нашей республики объектами массированного инвестирования должны стать: в первую очередь сельское хозяйство, энергетика, пищевая и перерабатывающая промышленность, жилищное строительство, санаторно-оздоровительный и туристический комплекс, инфраструктура жизнеобеспечения, включая инженерные коммуникации и дорожное строительство, производство строительных материалов, добывающая и перерабатывающая промышленность.
Необходимо также первостепенное внимание уделять развитию сопряженных отраслей (отрасли, которые обеспечивают взаимные стимулы для своего развития).
Наша рекреационная зона протяженностью более 400 км вдоль побережья Каспия практически не используется как источник бюджетных поступлений. Представим себе такую картину: миллионы отдыхающих и туристов за год посещают нашу республику. Расчеты показывают, каждый миллион отдыхающих ведет к удвоению ВВП, если будут иностранные туристы — и того больше. В Краснодарском крае число отдыхающих доходит до 8 млн. человек в год.
В перспективе для Дагестана развитие санаторно-курортного и туристического комплекса станет одной из самых доходных отраслей экономики. Это один из трех китов будущей экономики республики.
В этой связи актуальной становится задача строительства скоростной платной дороги от Махачкалы до границы с Азербайджаном, проходящей в прибрежной полосе Каспия в непосредственной близости от зоны рекреации, а также сети отводных дорог.
— Вы говорили о проблемах экономического и социального развития республики в целом, а как обстоят дела в столице Дагестана и других муниципальных образованиях, какие видятся здесь перспективы?
Эти перспективы непосредственно связаны с обсуждаемыми вопросами, потому что многие из вышеперечисленных проблем муниципалитеты не в состоянии решать самостоятельно, особенно это касается экономической сферы и осуществления крупных вложений в развитие городской инфраструктуры, жилищное строительство, чтобы обеспечить современное качество городской среды и нуждающихся в жилье.
Интенсивное развитие экономики должно побороть безработицу, поднять уровень доходов населения и увеличить бюджетные поступления.
Последние 5 лет в столице Дагестана руководители и специалисты администрации сосредотачивали усилия на решении этих задач. За это время доходные поступления увеличились более чем в 5 раз, однако в пересчете на душу населения (550 тыс. человек — 21% населения республики) в бюджете города (1,7 млрд. руб.— примерно 10% бюджета республики) приходится лишь 3090 руб. на человека в год.
Чтобы по-современному решать проблемы обеспечения качества городской среды, необходимо в 3-4 раза увеличить доходную часть бюджета. За последние 15 лет население столицы удвоилось, резко возросли нагрузки на инженерную инфраструктуру. Рыночная экономика привела и к изменению структуры потребления основных элементов жизнеобеспечения — воды и энергии. Сегодня городу крайне необходимо построить новый водовод, увеличив поступление воды на 40% и удвоить мощности трансформаторных подстанций. В первом случае — это 1 млрд. руб., во втором случае — более 500 млн. руб.
Одновременно резко обострились проблемы завершения канализационного тоннеля от Махачкалы до Каспийска, увеличения мощности очистных сооружений и предотвращения загрязнения побережья и акватории Каспия. Это тоже сотни миллионов рублей. Кроме того, в городе проводится полная реконструкция транспортной и инженерной инфраструктуры. По количеству застроек на единицу площади Махачкала — один из городов России с самой высокой плотностью застройки. В силу этого все работы по модернизации инфраструктуры необходимо проводить в комплексе, поэтапно и единовременно. Сегодня мы не можем раскапывать улицы, чтобы проложить водовод, завтра, чтобы протянуть кабели, потом менять канализацию, далее — реконструировать улицу, укладывать асфальт и брусчатник.
В Махачкале осуществлялись крупные проекты в кратчайшие сроки: это реконструкция магистралей по линии проспектов Насрутдинова, Ленина, Центральной площади, улице Гаджиева и 20 других с полной заменой инженерных коммуникаций, строительство путепровода длиной 514 м и шириной 12 м. И это — в течение 9 месяцев!
Облик города изменился в лучшую сторону, создалась возможность развивать жилищное строительство в направлении четырех реконструированных въездных магистралей города.
В Махачкале поощряется частное строительство индивидуального жилья и многоквартирных домов, успешно используются механизмы объединения финансовых усилий граждан в строительстве высотных жилых домов. В условиях дотационного региона, недостаточного финансирования в городе были обеспечены высокие темпы модернизации инфраструктуры и обновления. Это достигнуто благодаря труду всех махачкалинцев.
Однако темпы модернизации все еще недостаточны для нейтрализации фактора износа инженерных коммуникаций, что сохраняет возможность чрезвычайных ситуаций. Пятый год город добивается решения наиболее острых проблем развития коммунальной инфраструктуры в целях бесперебойного обеспечения населения водой, электроэнергией и теплом через федеральное и региональное финансирование, поскольку не может нести столь значительные финансовые нагрузки в короткое время при нынешнем состоянии экономики.
Другой важный вопрос. Сегодня городам срочно надо уходить от затратного механизма обслуживания жилищно-коммунального сектора, когда и муниципалитеты, и население, и обслуживающие предприятия вращаются в порочном кругу, накапливая долги и трудноразрешимые проблемы. В городе сложилось понимание выхода из сложившегося положения с наименьшими потерями для населения — в первую очередь, и для муниципалитетов — во вторую. Это соответствует также духу и букве недавно вступившего в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Анализ показывает, что даже удвоение ВРП до 2010 г. не позволяет в условиях республики, даже на примере относительно успешно развивающегося столичного города, эффективно решать проблемы жизнеобеспечения региона и реформирования жилищно-коммунальных отношений.
Например, правительство республики собирается в течение 5 лет построить водовод большого сечения для обеспечения водой населения городов Махачкалы и Каспийска. Сегодня уже город задыхается от недостатка воды. В этой связи было бы целесообразно реализовать проект по линии партнерства государства и частного сектора по строительству водовода (60 км) и очистных сооружений на правах концессии с последующей передачей его государству по истечении срока окупаемости. Такие проекты возможно реализовывать и для развития жилищно-коммунального комплекса, и в транспортной сфере. Но одних идей и желания недостаточно. Необходимо мобилизовать средства населения и все внутренние резервы, привлекать инвесторов, восстановив доверие к власти и создавая благоприятный инвестиционный климат.