НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
СПЕЦВЫПУСК
"Дагестан -
созвездие
добрых дум
и дел"
2005 г.
|
|
КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ. СПОРТ
Хранить и приумножать
С древнейших времен Дагестан был известен как «страна гор» и «гора языков». Действительно, на территории Дагестана, простирающейся от юго-восточных склонов Большого Кавказа до юго-запада Прикаспийской низменности, проживают народности, говорящие более чем на 30 языках и 70 диалектах.
Такая этническая дробность и связанное с нею многообразие культурных и художественных традиций порождены сложностью природно-рельефных условий, а также непростой историей этого края. И все же Дагестан не был своеобразным «котлом», в котором на протяжении веков смешивалось все и вся. Дагестанские народы, пройдя через сложную, трагическую историю, смогли сохранить свой неповторимый облик, язык и самобытную культуру. Здесь, в 6-ом тыс. до н. э., одновременно с древнейшими цивилизациями, зарождается производящее хозяйство, формируется раннеземледельческая культура, которая затем развивается в неолите, энеолите и ранней бронзе.
Именно в это время появляются различные домашние производства, в том числе и гончарное. Самая ранняя керамика, найденная на территории Дагестана (Чохское поселение, Гунибский район), датируется рубежом 6-5 тыс. до н. э.
Еще до 50-60 гг. нашего века в глубинных районах Аварии сохранились жилые дома, датируемые XIV-XV вв.,— явление совершенно исключительное в мировом жилом домостроении. Это были однокамерные или зальные помещения (площадью до 100 и более кв. м), в которых проходили все жилые функции большой родовой семьи.
В создании материальной культуры горцев, включающей не только бытовую утварь, одежду, ковры, но также орудия труда, каменные и деревянные детали архитектурного декора, намогильные стелы, были задействованы все виды художественных ремесел: ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медночеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву и камню, и т. д. Нигде на Кавказе в XIX в. не было такого количества кустарных производств. Наряду с крупными специализированными центрами, имеющими промысловый характер (Кубачи и Казикумух — серебряное и оружейное дело, Балхар и Сулевкент — гончарное производство, Дербент и Табасаран — ковроткачество, Сутбук — резной камень), в каждом селении имелось два-три мастера-серебряника, лудильщика, кожевенника и т. п., которые занимались ремеслом в свободное от сельскохозяйственных работ время. Это определило развитие множества школ, среди которых выделяются некоторые, обладающие наиболее устойчивыми стилистическими признаками, техническими приемами и орнаментальной культурой: аварская, лакская, кубачинская и южнодагестанская. В пределах этих школ существуют свои особенности декоративно-прикладного искусства у каждого народа, иногда даже селения.
До конца 19 — начала 20 вв. у всех народов Дагестана сохранялся традиционный уклад жизни, хотя после окончания Кавказской войны и присоединения Дагестана к России наметились определенные изменения. В первую очередь это связано с вовлечением Дагестана в круг капиталистических отношений и проникновением в горы фабричной продукции, которая нередко вытесняла кустарную. Так прекратилось производство декоративной полихромной керамики в лезгинском селе Испик, исчезло златошвейное искусство, кайтагская вышивка, утрачены многие ювелирные технологии.
Тем не менее, внутренний рынок Дагестана к концу 19 в. был настолько перенасыщен художественной продукцией, что многие мастера вынуждены были отходничать. Особенно это показательно для оружейного и ювелирного дела. Только лакских мастеров в конце 19 в. находилось в отходе более 600 человек, много отходников было среди кубачинцев и аварцев. Они имели мастерские во многих городах Закавказья, Северного Кавказа, южных губерниях России и даже за границей.
Трагические последствия для горских народов и их культуры имело переселение на равнину. Исчезли многие центры художественных ремесел (гончарное дело в даргинском с. Сулевкент, лезгинском с. Кахуль). В силу невостребованности, крайне низкой рыночной цены при высокой себестоимости прекратилось керамическое производство в табасаранском с. Джули, на грани вымирания ткачество циновок в с. Урма.
Однако следует отметить, что в условиях неуправляемой рыночной экономики все же предпринимаются отчаянные усилия по возрождению народной культуры, и определенные успехи уже наблюдаются. Восстанавливается технология окрашивания пряжи натуральными красителями, производство знаменитых амузгинских клинков, кайтагской вышивки, золотого шитья, делаются попытки разгадать секрет испикской керамики. Но необходима в этой области глубоко продуманная последовательная политика, требующая достаточных финансовых вливаний, чтобы спасти, сохранить то, что осталось нам в наследство.
|