НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
СПЕЦВЫПУСК
"Дагестан -
созвездие
добрых дум
и дел"
2005 г.

КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ. СПОРТ
Министр образования РД М. АЗИЗОВ: «Мы открыты к восприятию общечеловеческих ценностей»

Система образования республики работает, руководствуясь следующими приоритетами:
— создание условий для получения образования всеми детьми;
— обеспечение высокого качества образования;
— развитие социального партнерства в сфере образования.
В настоящее время в Республике Дагестан функционирует 1679 общеобразовательных учреждений, в том числе 1495 (89%) — сельских. В них обучается 442832 школьника. Открыто 19 гимназий и лицеев, 129 школ с углубленным изучением отдельных предметов, в них обучается более 38 тыс. учащихся. Дополнительное образование детей осуществляют 241 образовательное учреждение; в них. обучаются 171692 ученика, в том числе техническим творчеством занято 9977 учащихся, эколого-биологическим —15096 учащихся, туристско-краеведческим — 10038 учащихся, спортивными занятиями — 83918 учащихся. Число таких учреждений возросло за последние годы на 41, количество детей в них — на 32 тыс. человек.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, основными целями развития образования в Республике Дагестан были определены повышение его качества, доступности и эффективности.
С 2001 года (момента принятия Концепции) система образования в республике не только сохранена, но и развилась: возросло количество общеобразовательных школ с 1664 до 1679, число общеобразовательных инновационных учебных заведений увеличилось с 29 до 32, число учреждений дополнительного образования детей — с 200 до 241. Несмотря на неблагоприятную демографическую ситуацию, число учащихся общеобразовательных учебных заведений сократилось лишь на 4,3%. В республике последовательно сохраняется сеть малочисленных и малокомплектных сельских школ, что обеспечивает всем детям максимальную доступность общего образования.
В целях совершенствования структуры и содержания общего образования пять общеобразовательных учреждений принимают участие во всероссийском эксперименте, в ходе которого апробируются новые программы, новые учебники, современные технологии образовательного процесса, отслеживается динамика развития и обученности учащихся начальных классов, состояние их физического и психического здоровья. Анализ свидетельствует о том, что при новой структуре четырехлетнего начального образования, когда обучение в школе начинается с 6,5 лет, новых учебниках, учитывающих особенности младших школьников, контроле со стороны психологов, педиатров, педагогов, методистов за развитием детей,— эффективность и результаты начального образования существенно улучшаются.
Серьезное воздействие на совершенствование учебно-воспитательного процесса оказала реализация в республике программы компьютеризации школ. В 1088 сельских школах было поставлено 2400 единиц компьютерного оборудования, в 165 городских и поселковых школах — 1482. В результате, в настоящее время на 100 учащихся общеобразовательных школ приходится в среднем по 1 компьютеру. Для сравнения: к началу реализации программы компьютеры имели не более 30 общеобразовательных учреждений республики.
Приняты определенные меры по укреплению учебно-материальной базы образовательных учреждений: за 2004 год введено в строй 12 учреждений на 2640 мест, более 55 млн. руб. израсходовано на приобретение учебников, на текущий ремонт государственных и муниципальных образовательных учреждений было выделено 56,9 млн. руб. из республиканского бюджета РД.
В экспериментальном режиме в инновационных учреждениях республики, а также в ряде школ с углубленным изучением отдельных предметов введено профильное обучение. При этом учитываются как индивидуальные интересы, склонности и способности учащихся, так и наличие высококвалифицированных педагогов, готовых к преподаванию углубленных программ учебных предметов. Опыт свидетельствует о том, что результаты обучения в профильных образовательных учебных заведениях высоки, выпускники успешно продолжают учебу в высших учебных заведениях по избранным специальностям.
Учащиеся инновационных учебных заведений и классов с углубленным изучением отдельных предметов успешнее других выступают на интеллектуальных состязаниях. Так, учащийся 10 класса Республиканского многопрофильного лицея Ерзунов Дмитрий стал в 2005 году победителем Всероссийской олимпиады по химии, Баачев Абдул — ученик 11 класса многопрофильного лицея № 39 г. Махачкалы, стал призером окружного этапа Всероссийской олимпиады по биологии, Ахмедова Земфира — ученица 10 класса СШ № 8 г. Дербента, стала дипломантом окружного этапа Всероссийской олимпиады по биологии.
В целях создания независимой общественно-государственной системы оценки качества образования, обеспечения возможности гибкого перехода между программами общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, отработки единых процедур оценивания знаний обучающихся, республика в 2005 году вступила в эксперимент по введению Единого государственного экзамена. Эксперимент проводится в г. Каспийске, Гунибском, Сергокалинском, Сулейман-Стальском районах по четырем предметам: русский язык и математика (обязательно), география, история России (по выбору). ЕГЭ будут сдавать 2721 выпускник. Для проведения ЕГЭ создана ГЭК во главе с первым заместителем председателя правительства РД Казиевым Н. Э., предметные комиссии, сеть пунктов приема экзаменов (ППЭ), подобраны и обучены руководители ППЭ, их помощники, организаторы. Управления образованием, образовательные учреждения обеспечены всеми нормативными, инструктивно-методическими документами, проведена широкая разъяснительная работа с учащимися, их родителями, общественностью, представителями республиканских и региональных СМИ. Проведен пробный ЕГЭ по русскому языку.
В нашей республике накоплен определенный опыт формирования у детей и подростков чувства любви и гордости за Родину, верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. В этой работе традиционно используются идеи народной педагогики: единство, дружба народов, взаимопомощь и сотрудничество детей разных национальностей, терпимость и открытость к восприятию общечеловеческих ценностей.
Так, в 2004 году был проведен творческий конкурс «Я — гражданин России», совместно с Комитетом правительства РД по делам архивов проведен конкурс литературно-творческих работ среди учащихся на тему «Моя родословная».
Бережное отношение к историческому и культурному наследию народов России, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре народов нашей многонациональной республики формируются в процессе преподавания как гуманитарных предметов федерального компонента, таких национально-региональных дисциплин, как родные языки и литература, дагестанская литература, история и география Дагестана, культура и традиции народов Дагестана, подготовка юношей и девушек к жизни, которые включены в учебные планы всех общеобразовательных учреждений.
В целях повышения статуса воспитания в образовательных учреждениях, обновления содержания и структуры воспитания на основе национальных традиций и современного опыта, был проведен конкурс воспитательных систем, на который была представлена 21 воспитательная система общеобразовательных школ и гимназий.
Значительную роль в совершенствовании воспитательной работы играют учреждения дополнительного образования: центры, дома детского творчества, станции юных техников, натуралистов, туристов-краеведов, детско-юношеские спортивные школы.
В ходе подготовки к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в школах республики обновлены музеи, уголки, комнаты боевой и трудовой славы, пополняются их экспозиции. С большим интересом участвуют дети в ежегодных военно-спортивных играх «Зарница», «Орленок», празднике-фестивале на приз «Сабля Шамиля».