НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
СПЕЦВЫПУСК
"Дагестан -
созвездие
добрых дум
и дел"
2005 г.

ТРАНСПОРТ
Крылья над горами

…Наверное, нет в России таких авиапредприятий, которые перетерпели бы столько, сколько «Авиалинии Дагестана». В 1999 году Махачкалинский аэропорт принимал в сутки до 80 тяжелогрузных самолетов, преимущественно «Антеев». А вес этих гигантов доходит до 250 тонн! Прибывали военная техника и люди, необходимые там, где шли бои с экстремистами. Но такие тяжелые будни были не только в названном городе. На особом положении дагестанский аэропорт по сути находился уже с 1996 года, когда начались первые крупномасштабные операции в Чечне.
Основанное в 1927 году на базе маленькой постройки в городской черте, сегодня ФГУП «Авиалинии Дагестана» входит в число крупнейших авиапредприятий Северного Кавказа, пройдя трудный, но интересный путь.
«Авиалинии Дагестана» располагают всем необходимым для обеспечения приятного путешествия. Парк воздушных судов состоит из самолетов ТУ-134Б и ТУ-154М, которые являются достаточно современными, оснащенны необходимым оборудованием и имеют допуск к полетам не толко по России, но и по другим регионам мира.
Руководство ФГУП «Авиалинии Дагестана» во главе с Омариевым Мирзой Алиевичем использует эти суда максимально интенсивно, расширяя географию полетов.
Авиапредприятие перевозит пассажиров и грузы на внутрироссийских и на международных воздушных линиях. Основными зарубежными аэропортами, куда выполняют полеты самолеты предприятия, являются Стамбул (Турция) и Шарджа (ОАЭ). В ближайшее время планируется возобновление регулярных полетов между в аэропорты Баку, Минвод, Краснодара.
География запросов на чартерные перевозки значительно шире. В качестве примера можно привести выполнение авиапредприятием программы перевозки паломников. Эта программа выполнялась по заявкам Духовного управления мусульман Дагестана в период с 8 по 14 января 2005 года.
Общий объем программы составлял двенадцать чартерных рейсов по маршрутам Махачкала-Саудовская Аравия и Махачкала-Иордания. Было перевезено более 2000 паломников из Дагестана, Ингушетии и Чечни.
ФГУП «Авиалинии Дагестана» выполняет значительный объем не только регулярных авиаперевозок, но и работы по перевозке пассажиров и грузов через аэропорт Махачкала по заказам Правительства РД, министерств и ведомств, предприятий, организаций и туристических фирм, в том числе соседних республик, краев и областей.
Аэропорт имеет высокую привлекательность для российских и зарубежных авиакомпаний — этим летом полеты в Махачкалу начинает выполнять авиакомпания «Самара», о своем желании выполнять регулярные рейсы в разное время заявляли многие авиакомпании.
Будучи самым южным аэропортом страны, аэропорт Махачкала является узловой точкой коридора, соединяющего Европейскую часть России со странами Среднего и Ближнего Востока, а также с Южной и Юго-Восточной Азии. В перспективе он может стать важным транзитным аэропортом для авиакомпаний РФ и для европейских авиаперевозчиков.
Однако рост авиаперевозок сдерживается недостаточно развитой инфраструктурой аэропорта.
За последние годы сделано очень многое — введен в строй соответствующий всем международным требованиям пункт пропуска через госграницу, отремонтирован аэровокзальный комплекс, завершается строительство здания зала официальных лиц и делегаций.
В целях дальнейшего развития инфраструктуры аэропорта, был разработан проект «Реконструкция аэропорта Махачкала». Вопрос реконструкции аэродрома связан с тенденцией развития парка самолетов авиакомпаний, обслуживаемых в аэропорту Махачкала. Это появление новых типов пассажирских самолетов, в частности — Ту-204, а также обеспечение движения в аэропорту Махачкала широкофюзеляжных самолетов с большой взлетной массой.
В перспективе такая тенденция не только сохранится, но и будет развиваться в связи с развитием экономики в Республике Дагестан, внешнеэкономических связей, науки, туризма, отдыха, спорта.
В этих условиях решение вопроса проведения реконструкции (замены) светосигнального оборудования в аэропорту Махачкала становится наиболее актуальным. Затягивание решения его приведет к невосполнимым потерям, так как аэропорт Махачкала имеет как экономическое, так и социальное и стратегическое значение и для Республики Дагестан, и для Российской Федерации в целом.
По расчетам для проведения реконструкции (замены) светосигнального оборудования в аэропорту Махачкала требуется направить не менее 43,2 млн. руб., в том числе на приобретение оборудования 35,3 млн. руб., для выполнения проектно-изыскательной работы 1,3 млн. рублей и выполнения строительно-монтажных работ 6,6 млн. руб.