НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
СПЕЦВЫПУСК
"Дагестан -
созвездие
добрых дум
и дел"
2005 г.

ТРАНСПОРТ
Махачкалинский порт

В 1722 году, в период своего персидского похода, Петр I посетил восточное побережье Каспия и определил место будущего торгового морского города – «российского окна в Азию». Покидая Дагестан, он приказал: «Строить гавань по чертежу». Мечты царя сбылись не сразу. Только в середине XIX века было начато строительство порта, благодаря которому небольшое поселение превратилось в приморский город Порт-Петровск.
В годы Великой Отечественной войны порт был одним из главных транспортных узлов, через который Бакинская нефть и другие необходимые ресурсы из Закавказья и Средней Азии поступали на фронт. Трудовой героизм работников порта и судоремонтного завода способствовал резкому увеличению всех показателей. Если в довоенном 1940 году перевалка зерна составляла 24,6 тыс. т., то в 1941 выросла до 64 тыс. т.; пассажиров в 1940 году было перевезено 26,7 тыс., а в 1941 эвакуировано в Среднюю Азию – 136,2 тыс., т. е. почти в 4 раза больше.
За свою богатую 130-летнюю историю Махачкалинский порт стал Южным морскими воротами России. В соответствии с новым значением изменилась инфраструктура порта. Сегодня Махачкалинский международный морской торговый порт в Республике Дагестан — это единственный незамерзающий порт России на Каспии, который занимается перевозкой и переработкой генеральных, минерально-строительных и наливных грузов, а также паромными и контейнерными перевозками. Порт в состоянии обеспечивать морскую транспортную связь России и Прикаспийских государств, осуществлять переработку транзитных грузов из государств Западной Европы, Скандинавии, Средней Азии, Индии, Арабских стран. «Окно в Азию», задуманное царем Петром Великим, наконец-то начало приобретать реальные очертания.
Что же такое Махачкалинский порт?
Это сухогрузная гавань, включающая в себя железнодорожный паромный и автопаромный терминал, оснащенная современным технологическим оборудованием, позволяющим принимать и перерабатывать зерно, генеральные и другие виды грузов. Складские помещения открытого и крытого типов обеспечивают сохранность и целостность грузов. Судоходная компания порта осуществляет полномасштабные транспортные перевозки во всех направлениях, что помогает проводить гибкую тарифную политику. Железнодорожная переправа порта является единственной в России переправой на Каспии: рассчитана на паромы типа «Петровск» и « «Советский Дагестан». Нефтегавань порта — современный комплекс по переработке нефтепродуктов, оборудованный высокопроизводительными средствами обработки танкеров грузоподъемностью до 10.000 т. и осадкой до 10 м. На территории, примыкающей к порту, расположена самая крупная на Северном Кавказе нефтебаза, которая соединена с магистральным нефтепроводом Баку — Новороссийск.
Все активнее интересуются Каспийским морем крупные зарубежные корпорации, и все чаще их взгляд обращается в сторону Дагестана. Чем привлекает Махачкалинский порт инвесторов?
Дагестан и Махачкалинский порт в частности вписываются в общую концепцию развития транспортного коридора «Север—Юг». Создание коридора имеет огромное значение, и Махачкалинский порт в этой длинной цепочке — не самое слабое звено. Он — единственный глубоководный и незамерзающий российский порт на каспийском побережье. Кроме того, если учесть геополитическое и стратегическое положение республики, то не стоит удивляться тому, что внимание многих компаний и потенциальных инвесторов приковано именно к Махачкалинскому порту.
Многие осознали, что Каспию будет принадлежать одна из ведущих ролей в расширении экономических взаимосвязей между европейскими и азиатскими государствами. Доставка грузов из стран Азии в Европу и обратно в рамках транспортного коридора «Север—Юг» наиболее выгодна — по этому коридору расстояние в три раза короче, чем через Суэцкий канал.
Сейчас идет настоящая экономическая битва за крупнейшие порты, расположенные на Каспийском море. Инвестиции Европейского банка реконструкции и развития в порт Туркменбаши составили за последние четыре года более 45 млн. долларов. Государство и частные инвесторы вложили в развитие порта Амир-Абад в Иране около 80 млн. долларов, активно развивается другой иранский порт — Энзели. Более 100 млн. долларов вложено в реконструкцию порта Актау в Казахстане.
Сейчас объем грузооборота Махачкалинского порта не уступает ведущим каспийским портам: здесь обрабатывается до половины российских грузов на Каспии. Только за 11 месяцев 2004 г. объем погрузочно-разгрузочных работ составил почти 1235 тыс. т., а объем нефтеперевалки — 3981 тыс. т., и эти показатели растут каждый год.
Совместно с иранской стороной активно разрабатывается проект «Плавучий трубопровод»: крупнотоннажными судами через Махачкалинский порт будет осуществляться промышленная транспортировка нефти в иранский порт Нека. Выгода очевидна: на сегодняшний день цена транспортировки одной тонны нефти колеблется от 28 до 30 долларов. При вводе в действие новой системы появится возможность транспортировать нефть в объемах от 10 млн. т. более крупнотоннажными судами, затраты в этом случае будут составлять менее 20 долларов. Такое направление станет достаточно привлекательным для нефтяных компаний.
Прорабатываются вопросы привлечения грузопотоков с других транспортных коридоров. Только в 2004 г. порт перевалил более 200 контейнеров в 20-футовом эквиваленте, следующих из китайских портов в Россию. Налажен трафик по территории Ирана, и здесь наши иранские партнеры могут предложить полный комплекс услуг за приемлемую для клиента цену.
Еще один из успешно работающих проектов — зерноперевалочный комплекс. Зерно со всей страны привозится в Махачкалу железнодорожным транспортом, на зерноперевалочном комплексе оно перегружается на суда, следующие в Иран, а оттуда отправляется в другие страны, вплоть до Индии.
Первые шаги по внедрению Махачкалинского порта в структуру международного транспортного коридора «Север—Юг» уже сделаны. Махачкалинский порт в состоянии конкурировать с другими портами Каспия. Если грузооборот порта будет увеличиваться,— станет развиваться и сопутствующая инфраструктура — склады, перевалочные базы. Потребуются услуги специалистов по логистике, станут развиваться транспортные фирмы, появятся новые рабочие места, увеличатся налоговые поступления в бюджеты города и республики.
Интерес, проявляемый зарубежными инвесторами к Дагестану и Махачкалинскому порту в частности, во многом стал возможен благодаря политике руководства и правительства Дагестана, которое взяло курс на улучшение экономической ситуации в республике.
И нужно приложить все усилия, чтобы Махачкалинский торговый порт стал форпостом России на Каспии.