Архив:

Малые города

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 12
"ГОСУДАРЕВЫ
ЛЮДИ"
2005 г.

Москва

ИТОГИ 2005
Шесть тучных коров
Итоги 2005 года дают экономистам основания поздравлять Правительство, но с небольшими оговорками

Шестой год пребывания у власти президента Владимира Путина также выдался исключительно благоприятным. За шесть лет российская экономика выросла почти в полтора раза – однофамилец главы государства ВВП вырос на 47%, промышленность на 40%, и даже сельское хозяйство со своим 25-процентным приростом вздохнуло несколько свободнее. Инвестиции увеличились почти на 80%, и отставание от 98-го года сократилось до показателя 2,5 (вместо 4). 22 декабря члены правительства отрапортовали президенту о том, что задачи, которые он поставил перед ними выполнены на 75%.

Профицит бюджета стал нормой, в этом году он составит 6% ВВП. Инфляция снизилась более чем втрое, золотовалютные резервы выросли в 14 раз, снизив донельзя интерес к ситуации на валютных биржах (10-копеечные колебания курса уже не способны взволновать никого, кроме самых придирчивых экспертов). Доходы населения тоже выросли почти на 84% и вплотную приблизились к уровню 90-го года – хотя и понятно, что часть доходов в ту пору носила натуральный характер, и что тогда не было такого количества сверхбогатых людей, которые делают сейчас картину всеобщего процветания столь наглядной. Налицо успехи и в других сферах – на фоне событий в Дагестане почти незамеченным осталось замирение Чечни, которое может объясняться не только долгожданным финалом руководителя бандформирований Масхадова, но и тем, что основные тейпы допущены к дележу бюджетных средств под предлогом финансирования восстановления Чечни; так или иначе количество терактов резко сократилось. Большим достижением является североевропейский проект трубопровода в обход алчных посредников. Россия не просто не изгнана из большой восьмерки, а по-прежнему будет принимающей страной, а может быть, и председательствующей на заседаниях. Когда правительство станет гордиться достигнутыми результатами, у него будут для этого все основания.
Несомненные успехи имеют и оборотную сторону – проблемы, к которым еще в середине прошлого года привлекали внимание специалисты, по-прежнему не решаются. Как отмечает известный экономист Михаил Делягин, экономический рост, оставляющий, по сведениям Госкомстата, за флагом даже Соединенные Штаты, мало связан с усилиями государства. Он определяется в основном благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и, в меньшей степени, модернизационными программами самого бизнеса (положительный пример – реформа железнодорожного транспорта, которая увеличивает спрос на локомотивы и вагоны). Резервы, которые сулит экспорт, близки к исчерпанию – в 2004 году цены на нефть выросли почти на четверть (российская экономика – только на 7,2%), в этом году – на 40%, но экономический рост замедлился до 6%. Во многом это объясняется давлением со стороны бюрократии, превратившей взятки в дополнительный налог. Многие предприятия, по официальной статистике, считающиеся прибыльными, на самом деле приносят своим владельцам убытки, что в какой-то степени объясняет успех иностранных инвесторов (у себя на родине такому давлению не подвергающихся).
НефтьНе все благополучно и с инвестициями, носящими непроизводительный характер, – они направляются главным образом в жилищный сектор (спекулятивные вложения в недвижимость) и на передел собственности; к модернизации они не имеют отношения. Все громче звучит критика подавления инфляции любой ценой. На борьбу с ней без особых результатов направлена вся политика государства: в 2003 году инфляция составляла 12%, в прошлом году 11,7%, да и в текущем ее решительного уменьшения – ниже 11% – ожидать не приходится. Причины беспомощности государства экономисты объясняют борьбой исключительно с монетарной инфляцией путем стерилизации. В начале 2005 года было «стерилизовано» более половины доходов федерального бюджета, которые заморожены или направлены на досрочную выплату внешней задолженности (даже небольшой части этих средств хватило бы для решения проблемы прожиточного минимума в России). Между тем высказывается мнение о том, что главная причина инфляции – не в избытке денежной массы, а в произволе монополий, ограничить который не представляется целесообразным, так как в этом случае они лишатся возможности выплачивать взятки.
Магазин бытовой техникиУскорение роста реальных доходов населения сопровождается и усилением социального расслоения общества. По данным центра Левады, 14% граждан считают, что им не хватает денег на еду; как ни странно, с этими оценками коррелирует неопубликованная официальная статистика, согласно которой 15,8% имеют доходы ниже прожиточного минимума. Однако намного правильнее было бы считать этот показатель чертой не бедности, а нищеты, поскольку еще 37% не хватает денег на одежду и такому же числу граждан – на покупку простейшей бытовой техники. С осени 2002 года ситуация практически не меняется – почти 90% населения бедны. В этих условиях пресловутый стабилизационный фонд, размещенный за пределами РФ, оказывается антироссийским предприятием, обслуживающим преимущественно интересы иностранцев, – по образному выражению Михаила Делягина, чуть ли не половина «оранжевых революций» сделана на российские деньги. Не все национальные проекты внушают оптимизм, поскольку характеризуются не как модернизация, а как ерзанье на «нефтяной игле». В качестве положительного примера можно привести модернизационный проект освоения Нижнего Приангарья, развивающийся во многом благодаря энергии губернатора Хлопонина (возможно, это и есть тот самый пятый национальный проект, который недавно был предсказан председателем правительства Михаилом Фрадковым). В то же время ученые выражают беспокойство в связи с нарастанием внутренних диспропорций, нежеланием государства как-либо решать накапливающиеся проблемы, что чревато сползанием к системному кризису.
Согласно библейской легенде одному впечатлительному фараону неоднократно снились, выходящие из реки, семь тучных коров, которые затем поедались семью худыми животными того же рода и вида. Подвернувшийся монарху под руку провидец весьма кстати разъяснил ему значение сна, предвещавшего, как оказалось, неизбежную смену семи лет изобилия – семью годами голода и разрухи. По его же совету царь заблаговременно создал своеобразный стабфонд, в котором аккумулировал пятую часть урожая. Поможет ли его современный долларовый аналог, когда семь лет изобилия истекут? Если да, то седьмая тучная корова уже на подходе.

Георгий Правдюк