НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 11
"МАЛЫЕ
ГОРОДА"
2005 г.
ТЕМА НОМЕРА: МАЛЫЕ ГОРОДА
Корни нации
Владимир Викторович КЛИМАНОВ, директор Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук
Многие малые города – это «корни нации», имеющие давние и во многом сохранившиеся историко-культурные традиции. Не случайно, более половины малых городов имеют государственный статус «исторических».
Когда-то Древнюю Русь называли страной тысячи городов. Но заветную тысячу городов Российская Федерация стала иметь только на рубеже 1970-х и 1980-х годов. В России насчитывается 2940 городских поселений – 1098 городов и 1842 поселка городского типа, в которых проживает 106,4 млн чел. В 2610 городских поселениях с числом жителей до 50 тыс. чел. сосредоточено 27,1 млн чел. Малые города составляют 3/4 всех российских городов или 1/4 всех городских поселений, включая поселки городского типа. Таким образом, именно малые города формируют «низовую» сеть территориальной структуры хозяйства России, осуществляя экономическую и социокультурную взаимосвязь сельской местности с крупными городами.
Бесспорно, что лицо страны определяют большие города, то есть города с численностью жителей свыше 100 тыс. чел., однако, во многих регионах малые города играют заметную роль в экономике. В них расположены предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, небольшие горнодобывающие предприятия, предприятия тяжелой промышленности, машиностроения. Малые города зачастую функционально дополняют экономическую базу региональных центров, развиваясь как транспортно-распределительные центры, специализированные центры науки и научного обслуживания, в них размещены филиалы или подразделения предприятий крупных центров.
С начала 1990-х гг. в России происходило уменьшение количества поселков городского типа. В 1991 г. многолетняя тенденция административно-территориальных преобразований поселений кардинальным образом изменилась. Если раньше этот процесс почти исключительно шел в одном направлении: сельские населенные пункты преобразовывались в городские, то уже в 1991–1992 гг. 105 поселков городского типа были переведены в статус сел. Преобразование городских поселений в сельские продолжилось и в последние годы, в том числе и в конце десятилетия. Причиной столь необычного для страны процесса стало желание жителей ряда поселков (как правило, это малонаселенные районные центры, многие из которых действительно не соответствовали критериям городского населенного пункта) проживать в селах, имея при этом некоторые льготы, предоставляемые сельчанам. В основном этот процесс охватил аграрные регионы степной полосы, прежде всего Ростовской, Волгоградской областей, Алтайского края, где в традициях местного населения – жизнь в станицах и хуторах.
С другой стороны, процесс появления новых поселков городского типа продолжался во многих регионах страны. На динамику численности городского населения в 1990-е гг. также повлияла приобретшая значительные размеры миграция из городов в сельскую местность, в том числе из районов Крайнего Севера, где преобладает городское население, в сельскую местность более южных регионов. А Московскую и Петербургскую агломерацию охватил процесс субурбанизации, то есть переселение жителей крупных городов в пригороды.
Более 25 % российских городов расположены в Центральном федеральном округе, много городов и в Приволжском федеральном округе, далее по количеству городов следует Сибирский, Северо-западный, Дальневосточный, Уральский и Южный федеральные округа.
В четырех автономных округах: Агинском Бурятском, Корякском, Усть-Ордынском и Эвенкийском – городов нет совсем. Еще в трех округах (Коми-Пермякском, Ненецком и Таймырском) и Республике Алтай только столица является городом; в Адыгее, Магаданской области и Еврейской автономной области – по два города.
Несмотря на большое количество городов, их плотность в Российской Федерации крайне невелика. Один город в среднем «обслуживает» территорию в 16 тыс. кв км. На Дальнем Востоке этот показатель – 90 тыс. кв км. В 40 регионах один город приходится на территорию 5 тыс. кв км и более, следовательно острой проблемой является транспортно-коммуникационная отдаленность значительной части малых городов от основных центров социально-экономической активности. 75 % малых городов расположены на расстоянии свыше 80 км от областных центров, в том числе 10 % – свыше 500 км; более 20 % городов удалены от железных дорог, а около 10 % не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием; менее 40 % городов имеют обеспеченность телефонами, близкую к нормативной; в зоне неуверенного приема телевидения до сих пор находится 5 % городов.
Следует отметить, что для малых городов характерна «усеченность» образовательного комплекса, отсутствие, за небольшим исключением, ВУЗов, что приводит к почти безвозвратному оттоку наиболее талантливой молодежи в более крупные города. Отличительной чертой среды малых городов является также ограниченный выбор мест приложения труда и незначительное их профессиональное разнообразие. Поэтому наиболее мобильная и образованная часть населения малых городов, при возможности трудоустраивается в близлежащих более крупных городах.
Для большинства малых городов характерен низкий уровень развития городской инфраструктуры. Состояние жилищно-коммунального хозяйства и инженерного оборудования, как правило, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания. Обеспеченность всеми видами благоустройства в малых городах не превышает обычно 60 %, а твердое покрытие имеют лишь половина улиц и дорог. Малые города значительно отстают от городов других категорий по уровню развития сферы обслуживания и разнообразию набора предлагаемых населению услуг.
По сравнению с большими и средними городами малые города, особенно расположенные в «глубинке», как правило, менее готовы к внедрению инноваций, их население отличается особым укладом жизни, устойчивыми, достаточно консервативными психологическими установками. Вместе с тем, более тесная связь жителей таких городов с сельской местностью, высокая доля лиц, имеющих подсобное хозяйство, позволяет легче решить проблему физического выживания в условиях кризиса.
Практически для всех малых городов характерны следующие общие социально-экономические проблемы:
– недостаточная социальная ориентация экономической базы преобладающей части городов;
– низкий технический уровень основной массы производственных объектов;
– слабое использование местных ресурсов и возможностей (более 30 % малых городов располагают значительными рекреационными ресурсами, а используют их лишь 2 %);
– утрата традиционных производственно-трудовых навыков населения, исчезновение самобытных производств, основанных на широком вовлечении своих минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и других ресурсов;
– рост числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве: молодежи, лиц предпенсионного возраста, кадров, освобождаемых в связи с сокращением объемов производства; закрытием предприятий, связанных с добычей и первичной переработкой топливных, минерально-сырьевых ресурсов;
– диспропорции в развитии производственной и непроизводственной сфер, отставание в развитии жилищно-коммунального хозяйства, невысокое качество городской среды.
В крайне острую проблему превращаются вопросы использования городских территорий, а также земель, прилегающих к городам. Это требует скорейшего принятия мер по регулированию земельных отношений, регламентации землепользования с учетом интересов перспективного развития городов.
В последние годы появилось много новых негативных моментов, ухудшающих и без того нелегкую социально-экономическую ситуацию в малых городах. Прежде всего, это постоянный и скачкообразный рост стоимости энергоносителей, что приводит к разрыву жизненно важных для многих малых городов транспортных связей с крупными центрами. Особенно это ощутимо для городов, в которых расположены филиалы предприятий и объединений с головными производствами в крупных городах, зачастую, других регионов. Еще одно следствие роста цен на энергоносители – изоляция малых городов. Жителям малых городов труднее стало добираться до областных центров, навещать своих родных и близких.
Наконец, почти все малые города испытывают на себе влияние перестройки территориальной и отраслевой структуры хозяйства России. Часть градообразующих предприятий, иногда единственных в городе, успешно функционировавших в период плановой экономики, оказались неконкурентоспособными или просто неэффективными в условиях рынка.
За редким исключением среда исторических городов находится в тяжелом состоянии, ценное историко-культурное наследие разрушается, многие памятники зодчества уже потеряны, а города лишаются своего индивидуального архитектурного облика и своеобразия.