Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 10
"БОГАТСТВА
РОССИИ"
2005 г.

украина

РЕГИОНЫ
Шаг вперед, два шага назад. Чтобы восстановить союз с Украиной, России надо измениться самой

Парадоксальным образом взаимоотношения братских народов всегда омрачает их близкое родство – язык, культура и обычаи неосознанно воспринимаются как пародия на духовное богатство своей нации, что в лучшем случае порождает множество анекдотов и приводит к междоусобицам в пивной, а в худшем – заканчивается вступлением в НАТО. Разумеется, не только этим объясняется нынешняя ситуация на Украине, где мелкий национализм сменяющих друг друга вождей приобрел геополитическое значение при подстрекательстве «денежных мешков» с Запада и благодаря зигзагам политики на Востоке. Ум и нравственное чувство, способные преодолеть такого рода инстинкты, в период лихорадочных попыток добиться независимости всегда в дефиците.

Трудно воспринимать без смеха антироссийские выпады молодой днепровской государственности – например, когда князь Андрей Боголюбский обвиняется в мародерстве украинского народного достояния за вывоз из Киева предметов культа, хотя самого понятия «Украина» еще не знали даже немногочисленные книжники. В условиях острой нехватки объектов национальной гордости вполне понятно, что матрос Петро Кошка не мог не стать организатором обороны Севастополя в Крымской войне. Немало посмешило братское государство и стягиванием войск на полузатопленный участок Краснодарского края – так называемый «остров» Тузла в Азовском море – и мелким саботажем деятельности давно не представляющего никакого стратегического значения Черноморского флота.
Правда, надо признать, что и Россия оказалась далеко не на высоте, когда после распада Союза стали раздаваться голоса в пользу возвращения Крыма, – если понадобится, силой. К счастью, планы военного столкновения с великой региональной державой, тогда еще обладавшей ядерным оружием, не получили дальнейшего развития, но отношение России к Украине продолжает характеризоваться крайностями: то безумными надеждами, то самым глубоким отчаянием, то попытками бесполезных интриг – в зависимости от того, какие невразумительные сигналы исходят в тот или иной момент из днепровской столицы. Между тем, сигнал оттуда исходит всегда один и тот же – о горячем желании властных элит сосать столько маток, сколько представится возможным, строя свое сиюминутное благополучие на острых конфликтах европейской политики, и Россия отнюдь не является для них «священной коровой».
Немало волнений в среде политологов вызвали, например, недавние кадровые перестановки в Киеве, вызванные поистине антагонистическими противоречиями двух бизнес-группировок – кланов бывшего премьер-министра Тимошенко и бывшего секретаря Совета национальной безопасности Порошенко, руководители которых тут же поспешили посетить постоянно предаваемую ими анафеме Москву. Поскольку вождь «оранжевой» революции Ющенко в силу недавних изменений в Конституции вскоре перестанет быть главным игроком на местной политической арене, вновь возникли иллюзии относительно возможности усиления российского влияния на украинские дела.
Такие надежды трудно назвать обоснованными, кто бы ни заправлял этими делами в данный момент. Знамя пролетарского интернационализма последовательно растоптали и бывший завотделом идеологии ЦК КПУ Кравчук, и директор гигантского ракетного завода Кучма, и было бы опрометчивым полагать, что его перехватят из слабеющих рук дельцы калибра Тимошенко (слабым утешением российским политикам может служить то, что ему вряд ли проявил бы особенную приверженность и репрессированный Виктор Янукович). Остается нерешенным принципиальный вопрос о том, в чем причина метаний киевских политиков, и насколько точно отражает волю народа их сумбурное поведение. По этому поводу в сознании россиян накопилось довольно много путаницы.
украинаПринято считать, что бывший президент Леонид Данилович Кучма, невзначай остановившись на краю пропасти, взялся спасти вековечные связи братских стран, для чего заблаговременно поддержал на выборах пророссийского политика Януковича, недооценив по недомыслию отрицательный имидж неоднократно судимого товарища. Но он оказался бессилен то ли перед денежными вливаниями со стороны западных демократий, то ли перед взрывом негодования украинского народа, который едва не обсчитали злые люди (объяснение можно выбрать на любой вкус), и на волне общественного подъема легитимную власть по праву приняли посланцы «оранжевых» масс. Прошло незамеченным (сейчас уже мало кто это помнит), что абсурдное и противоречащее всем законам решение о проведении второго тура выборов принял Верховный суд Украины. Между тем зависимость и пристрастность местной судебной системы общеизвестна, сам председатель ВСУ Васыль Маляренко признает, что в советский период суды были во много раз самостоятельнее, чем при демократии; хотя он отрицает, что ему приказывают, как решить то или иное дело, но признает, что частенько звонят и просят принять того или иного человечка, в чем председатель, как он сам простодушно сознается, никогда не отказывает).
Украинское правительство постоянно получает по рукам от Европейского суда по правам человека, выявившего редкостные по цинизму факты вмешательства исполнительной власти в дела судебной – например, в деле «Совтрансавто» против Украины нашлись письменные указания президента Кучмы защитить национальные интересы в процессе против российской компании. На сайте правительственного Госкомитета по делам национальностей и миграций в открытом доступе красуется письмо на имя председателя Верховного суда, содержащее требование о вмешательстве в рассмотрение одного из дел судом первой инстанции. Очевидно, что без согласия Кучмы об отмене Верховным судом результатов выборов не могло быть и речи.
Роль народных масс Украины в ловко организованном переходе властных полномочий от одной клики к другой представляется сильно преувеличенной, однако утверждать, что всевозможные кучмы препятствуют всеобщему стремлению к союзу с Россией, насильно загоняют страну на путь евроатлантической интеграции, было бы искажением действительности. Надо признать, что в 1654 г. братские народы воссоединились в драматической обстановке, мастерски переданной в книге с характерным названием «Огнем и мечом», когда украинский народ стоял перед реальной угрозой физического уничтожения. При тех условиях бедовый гетман Богдан Хмельницкий мог прибегнуть к помощи кого угодно, что он и доказал одновременными переговорами с Швецией, Россией, Польшей и крымским ханом. За истекшие с тех пор 350 лет Россия по тем или иным причинам показала себя не самой лучшей защитницей традиционных украинских вольностей и культуры, и существующее между братскими народами взаимопритяжение остро нуждается в подкреплении. Несмотря на все разочарования последнего десятилетия, украинцы продолжают питать иллюзорные надежды на постепенное повышение уровня жизни под крылом Евросоюза. Решительным образом изменить общественное мнение в пользу немедленного объединения с Россией может только какое-нибудь новое бедствие, которого, впрочем, исключать ни в коем случае нельзя – уж больно динамично начался XXI век.
Не следует сбрасывать со счетов и ранее казавшееся крупной удачей советской дипломатии присоединение восточных воеводств Польши по линии Керзона – мнимое укрепление обороны подарило республике настоящее осиное гнездо полудикого и враждебно настроенного населения, общеславянские связи которого растаяли еще во времена Андрея Боголюбского. Все годы советской власти прикарпатские русины постепенно отравляли общественную жизнь своим пещерным национализмом, распространив влияние на всю Правобережную Украину вплоть до Днепра. Левобережная часть страны все же продолжает ориентироваться на Россию в силу потребностей здешней промышленности, но учитывать их также никто не спешит, – ни в Киеве, ни даже в Москве, – история с уникальным транспортным самолетом Ан-70 харьковской разработки – реальное тому подтверждение. Между тем, восстановление братских связей во многом зависит от самой России. Разумеется, речь идет вовсе не о нажиме посредством энергетических тарифов, усиленно рекомендуемом многими аналитиками, – таким образом можно поубавить спеси правящему режиму, но беда в том, что шантаж редко внушает добрые чувства, и сиюминутная удача грозит дальнейшим ростом отчуждения людей. Нисколько не заинтересована наша страна и в разделе Украины по днепровскому разлому – распад такого огромного государства и связанные с этими катаклизмы могут иметь фатальное значение даже для самой России.
Интеграция в Североатлантический альянс, обещанная Украине накануне второго тура президентских выборов и, по словам литовского министра Валиониса, едва не реализованная в апреле этого года, – у нас попеременно является поводом то для веселых шуток, то для пророчеств конца света. Критиковать украинцев за надежды на присоединение к НАТО, членство в котором с недавних пор считается испытательным сроком для желанного вступления в клуб «жирных котов» – Евросоюз, России очень трудно, почти невозможно, она сама развивает плодотворное сотрудничество с агрессивным блоком. По сравнению с европейскими партнерами, у России почти не осталось преимуществ, она исповедует ту же веру, превозносит те же ценности, и создается впечатление, что движение в Европу для Украины является шагом навстречу России, где братские страны вскоре соединятся в крепких общеконтинентальных объятиях. Беда только в том, что ни Украине, ни России в Европе места нет (скорее всего, последним членом ЕС станет одряхлевший турецкий хищник, откровенно плюющий на все идеалы содружества), но для того чтобы восстановить естественный для близкородственных народов союз, нам нужно вначале измениться самим.

Григорий Николаев