Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 10
"БОГАТСТВА
РОССИИ"
2005 г.

РЕГИОНЫ
«Круглый стол». Субъекты ЮФО

С введением закона №131 о местном самоуправлении финансирование ряда программ переходит к субъектам Федерации. Как отразится это нововведение на вашем регионе?

ТкачевГубернатор Краснодарского края Александр Ткачев:

– Чтобы идея закона оказалась жизнеспособной, нам предстоит решить множество задач. Прежде всего – преодоление иждивенческого, потребительского подхода к власти. Ведь зачастую многие из нас ждут, что нам кто-то повысит зарплату, кто-то нам даст пенсию, кто-то будет отвечать за школы, за безопасность наших детей, кто-то обустроит наш быт. Кто-то, только не я! Местное самоуправление – это управление своей судьбой. Этот закон – реальная возможность через выборные органы широко вовлечь людей в самостоятельное решение проблем своих территорий. Мы стараемся сделать все, чтобы в результате нашей работы сухие формулировки закона смогли на практике превратиться в наполненные бюджеты, нормальные дороги, красивые кварталы, ухоженные парки, освещенные улицы.

ЧубГубернатор Ростовской области Владимир Чуб:

– Вступление в силу федеральных законов, которыми предусмотрено четкое разграничение полномочий между федеральным центром и регионами, конечно, повлекло за собой увеличение расходов областного бюджета. Например, во исполнение 131 закона на поисково-спасательные работы в проекте бюджета 2006 г. предусмотрено втрое больше средств, чем в 2005 г.; на организацию тушения пожаров, проведение мобилизационных мероприятий бюджетные расходы увеличатся в полтора раза. Для осуществления этой работы мы создали областной департамент ГО и ЧС. На основании другого Федерального закона №184 в областную собственность из федеральной с 1 января 2005 г. переданы 95 учреждений начального и 7 учреждений среднего профессионального образования. На их содержание в бюджете 2005 г. выделено более 884 млн. руб. и более миллиарда предусмотрено – в следующем. Расходы на финансирование новых для области полномочий стали возможны благодаря увеличению доходной части бюджета, а также за счет повышения ставки региональных налогов: на игорный бизнес и транспортного налога.
Мы исходим из того, что нашим жителям не важно, что из какого бюджета финансируется. Государство должно справляться со своими обязательствами так, чтобы люди чувствовали себя защищенными. Бремя нашей финансовой ответственности не должно отражаться на их жизни.

ЧерногоровГубернатор Ставропольского края Александр Черногоров:

– Мы еще в 2004 г. вышли с инициативой о придании Ставропольскому краю статуса экспериментальной площадки реформы местного самоуправления и начали реализовывать положения 131-го закона с 1 января 2005 г. Именно наш опыт практической реализации реформы выявил ряд ее «узких мест». Так, мы доказали необходимость принятия поправки о предоставлении субъекту права вместе с муниципалитетами разрабатывать нормативы налоговых отчислений, которые могут быть закреплены за муниципалитетами на дифференцированной основе. Мы показали неэффективность подушевого принципа финансирования территорий. Благодаря нашей настойчивости уже принята поправка, снижающая порог отрицательных трансфертов для муниципалитетов. Ставрополье на протяжении всего года фактически является площадкой изучения наработанного опыта муниципальной реформы для всех других субъектов Федерации. Работа по распространению опыта региона-первопроходца продолжается. «Ставропольский эксперимент» помог выявить недостатки 131-го закона и тем самым избежать трудностей в его реализации для всех других субъектов Федерации. Продление переходного периода в реализации закона наглядно доказывает изначальную необходимость его отработки на одном-двух субъектах и корректировки реформы с учетом уже наработанного опыта. С этой задачей Ставрополье справилось.

МамсуровГлава Республики Северная Осетия Таймураз Мамсуров:

– Факт появления 131-ого Федерального закона, именно такого закона, каким он стал после внесения всех поправок, необходимо рассматривать как опыт применения демократических принципов жизнеустройства в масштабах России. Будем надеяться, что он станет удачным. Новый закон гораздо лучше и четче, чем прежний, образца 1995 года, хотя бы потому, что он сохраняет некую «духовную» преемственность с советской системой управления. А она была эффективной. Закон достаточно четко разграничивает, дифференцирует как полномочия различных муниципальных образований, так и меру их финансовой ответственности. Естественно, проблемы городского округа отличаются от проблем городского населения и уж тем более – сельского. За селом остается решение проблем местного значения, наиболее важных и приближенных к жизни людей в каждом отдельном населенном пункте. В то же время, за муниципальными округами закрепляются вопросы местного значения межмуниципального характера. Если поселение обязано осуществлять содержание и строительство дорог в населенном пункте и организацию в своих границах работы общественного транспорта, то муниципальный район строит и содержит межмуниципальные автодороги и обеспечивает общественным транспортом население в пределах своего района.