Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 10
"БОГАТСТВА
РОССИИ"
2005 г.

хабаровск

ДЕЛОВОЙ ВЕСТНИК
Дан старт в большое будущее

Первый Дальневосточный международный экономический конгресс завершен. По его окончании председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Миронов заявил: «Мероприятия в рамках Международного экономического конгресса дали возможность провести дискуссии по широкому кругу вопросов, от решения которых во многом зависит развитие восточных регионов России, их инвестиционная привлекательность для иностранных партнеров».
В работе Конгресса приняли участие более 1200 человек, среди которых были члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти из 20-ти субъектов Российской Федерации, представители ведущих российских компаний и иностранные представители из Австралии, Великобритании, Канады, Швейцарии, КНДР, Республики Корея, Японии, Вьетнама, США, Малайзии, Монголии, Норвегии, Республики Беларусь, Украины и Республики Филиппины.
По итогам работы, участники Конгресса сошлись во мнении, что через 10-20 лет Дальнему Востоку предстоит стать центром экономической жизни страны. Речь идет об опережающем комплексном развитии инженерной, энергетической, транспортной, телекоммуникационной инфраструктуры, о создании и развитии трансконтинентальных коридоров, разработке комплексной долгосрочной стратегии энергетического взаимодействия России с зарубежными соседями в этом регионе, рациональном использованием природных ресурсов, формированием региональных финансовых рынков, а также перспективах развития приграничной торговли и туризма.

Основная работа Конгресса проводилась в рамках 10 «круглых столов», на которых прошло обсуждение более 60 крупных инвестиционных проектов, предложенных регионами и компаниями Дальнего Востока. Наиболее крупные из них – это строительство нефтепровода в один из портов тихоокеанского побережья России, прокладка газопроводов с Сахалина в Хабаровск и Китай, модернизация энергосистемы региона, организация контейнерного «моста» Европа – АТР за счет реконструкции Транссиба и БАМа, дальневосточных морских портов и магистральных автомобильных дорог.
По мнению участников форума, Дальний Восток в будущем должен стать важной частью Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня в странах АТР производится около 65% мирового ВВП, а их торговый оборот составляет 55% от общемирового. Согласно прогнозам, именно азиатские рынки сбыта будут доминировать в структуре мировой экономики в XXI веке. Однако в настоящее время доля России в экспорте стран АТР составляет всего один процент, а импорта – 0,5%. По мнению участников форума, чтобы изменить эту ситуацию, правительство России должно максимально использовать возможности Дальнего Востока в качестве транспортного, хозяйственного и экономического моста между Европой и странами АТР. По подсчетам экспертов, создание к 2010-2015 годам транспортного коридора «Восток-Запад» позволит Дальнему Востоку утроить объем внутреннего регионального продукта.
Пуликовский и ИшаевВ ходе «круглого стола» «Транспортная стратегия на Востоке России» отмечалось, что в 2009 году будет полностью завершено строительство автомагистрали «Амур – Чита» протяженностью в две тысячи километров, которую называют «автомобильным Транссибом». Кроме того, в планах стоит реконструкция мостового перехода через реку Амур у Хабаровска, который является единственным одноколейным участком Транссиба и тормозит рост объема грузоперевозок. Другой важный «железнодорожный» проект – строительство и соединение Транскорейской магистрали с Транссибом. Его реализация приведет к созданию самого короткого в мире транзитного коридора «Азия – Европа». Если Транссиб продлить до Республики Корея через КНДР, доставлять грузы из Сеула в Берлин можно будет на 15 суток быстрее, чем при перевозке морским путем через Суэцкий канал.
В принятом по итогам «круглого стола» обращении в адрес правительства участники просят расширить транспортную сеть Дальнего Востока путем строительства новых магистральных автомобильных и железных дорог, а также разработать концепцию создания единой транспортной системы Дальнего Востока. Для этого предлагается увеличить объем средств, перечисляемых регионам из федерального бюджета на реализацию дальневосточных подпрограмм целевой программы «Модернизация транспортной системы России», рассчитанной на 2002-2010 годы.
На «круглом столе» «Ресурсы недр в экономике Востока России» говорилось о том, что новая политика регионального развития должна быть основана на разведке месторождений энергоносителей, развитии инфраструктуры, а также на научно-техническом прогрессе. Существенная роль отведена развитию энергетического комплекса на шельфе о. Сахалин, на Магадано-Камчатском участке шельфа Охотского моря, в Татарском проливе, внедрению новейших технологий в горной промышленности и, в частности, технологий подземной газификации угля. На «круглом столе» президент ОАО «Роснефть» Сергей Вайншток представил проект развития нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».
О рациональном использовании лесных ресурсов говорили на другом «круглом столе». На долю ДФО приходится более трети лесопокрытой площади России и более четверти запасов древесины. В 2004 году из региона вывезено за границу около 12 млн. кубометров древесины, 94% из них – в виде необработанного «круглого леса». Чтобы изменить ситуацию в пользу экспорта готовой продукции, необходимо проведение технического и технологического перевооружения производства, освоение выпуска новых видов лесопродукции с высокой долей добавленной стоимости, строительство новых производственных мощностей с применением современных технологий, привлечение иностранных и отечественных инвестиций в рамках долгосрочных межправительственных соглашений под гарантии правительства Российской Федерации.
конгрессАналогичные проблемы и в использовании местных рыбных запасов. Из всего объема вывозимой за рубеж рыбопродукции 80% поставляется без глубокой переработки. А значит, вся прибавочная стоимость достается нашим соседям. Из одной условной тонны выловленного сырья российский рыбак производит продукцию на 758 долл., в то время как за рубежом этот показатель равен 2000 долл.
По данным таможенных органов Японии, в 2004 году российские рыбаки поставили в порты Страны восходящего солнца свыше 30 тыс. тонн ценных видов крабов, что в 6 раз превышает общедопустимый улов. Потери России от вывоза неучтенной продукции составляют свыше 1 млрд. долл. в год.
Один из самых острых вопросов, обсуждавшихся на «круглых столах» – «Развитие населенческого потенциала Востока России». То, что люди отсюда бегут, ни для кого уже не секрет. Молодежь не видит для себя перспектив в регионе. С 1992 г. Дальний Восток и Забайкалье потеряли свыше 1,6 млн. человек (15%).
Начиная со следующего года, резко меняется отношение федерального центра к проблемам Дальнего Востока. Комплекс программ, которые здесь будут реализовываться в 2006 году, оценивается более чем в 17 млрд. руб. К примеру, предшествующие средства на программу развития Дальнего Востока и Забайкалья составляли 800-850 млн. руб. На следующий год финансирование увеличивается в три раза. Это открывает совершенно иные возможности. Если само государство начинает вкладывать средства в Дальний Восток, то можно рассчитывать, что сюда придут и зарубежные инвесторы.
Заместитель председателя Совета Федерации РФ Светлана Орлова заявила: «Прошедший конгресс – это старт в большое будущее». А также сообщила, что Совет Федерации совместно с правительством Хабаровского края берет Дальневосточный экономический конгресс под свой патронаж.
Участники экономического форума, проходившего в Хабаровске, поддержали предложение организационного комитета о проведении Дальневосточного международного экономического конгресса один раз в два года и подписали Меморандум об итогах работы Конгресса, который был направлен президенту Российской Федерации, в законодательные и исполнительные органы государственной власти РФ.