Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 10
"БОГАТСТВА
РОССИИ"
2005 г.

Трутнев

ТЕМА НОМЕРА
Юрий Трутнев: «Закон о недрах наведет порядок»

«Основу экономики России составляют ее недра. От добычи сырья зависят важнейшие отрасли промышленности – горно-шахтное машиностроение, производство бурового и энергетического оборудования.
И от того, как мы распорядимся нашим богатством, зависит наше будущее», – считает министр природных ресурсов России Юрий Трутнев

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
К сожалению, мы накопили достаточное количество проблем, которые в ближайшем будущем могут изменить ситуацию в плохую сторону. В первую очередь хотелось бы сказать о резком падении объемов воспроизводства минерально-сырьевой базы.
До 1992 года объемы воспроизводства нефти и газа на континентальной части страны превышали добычу полезных ископаемых. В период с 1990 по 1997 годы произошло резкое падение объемов воспроизводства, вызванное снижением объемов геологоразведочных работ.
Фактически, с конца 80-х годов страна столкнулась с серьезным спадом объемов поисково-разведочного бурения, сейсморазведочных работ, соответственно, произошла резкая убыль запасов.
Для решения этой проблемы мы разработали «Долгосрочную государственную программу изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2005-2020 гг.». Реализация программы позволит сохранить объем запасов при растущей добыче на уровне 2003 года, а также выйти по большинству видов полезных ископаемых к 2020 году на уровень полного воспроизводства, а по ряду видов минерального сырья – на существенный прирост.
Кроме того, нами разработаны комплексные программы изучения и освоения углеводородных ресурсов важнейших регионов России. Так, основной задачей программы по Дальнему Востоку и Сибири является достижение показателей прироста добычи углеводородов, необходимых для загрузки экспортного трубопровода «Восточная Сибирь–Тихий океан».
Эти меры, по нашему мнению, позволят сохранить стабильной ситуацию в российском недропользовании.
Однако постепенное ухудшение качества месторождений в континентальной части России заставляет нас уже сегодня начать решение вопрос о вводе в эксплуатацию новых стратегических запасов углеводородного сырья.
Наиболее перспективным направлением для восполнения запасов нефти и газа, безусловно, является шельф Российской Федерации.
Континентальный шельф Российской Федерации является самым крупным в мире по площади. Его территория превышает 6,2 млн. кв. км, из них 4 млн. кв. км являются перспективными на нефть и газ. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья оцениваются в 136 млрд. тонн условного топлива (а это соответствует 25% общемировых ресурсов углеводородов).
Пока добыча нефти на российском шельфе незначительна. Это вызвано, в первую очередь, наличием ликвидных запасов сырья в континентальной части России. Однако, учитывая, что срок ввода в эксплуатацию морских месторождений растягивается на десятилетия из-за сложных технологических, экономических, климатических и экологических условий, правительство Российской Федерации приняло решение разработать план действий и стратегию по активизации освоения наших шельфовых ресурсов.
В ноябре «Стратегия» будет вынесена на рассмотрение Правительства.
Следующий ряд проблем связан с ослаблением государственного контроля за рациональным использованием недр.
На сегодняшний день в России зарегистрировано свыше 13 тыс. лицензий на право пользования недрами. Контроля за мониторингом выполнения этих лицензий не существовало. В лицензиях, выданных в начале 90-х годов, вообще не прописаны какие-либо обязательства недропользователя по сроку ввода месторождений, по темпам отбора и т. д.
За минувшие годы государство во многом утратило контроль за недропользователями с точки зрения соблюдения ими основных технологических и геологических требований.
Основными нарушениями, которые выявляются в ходе проверок, являются невыполнение условий лицензионных соглашений (2537), нарушение стандартов (норм, правил) ведения геологических и горных работ (1496), самовольное (безлицензионное) пользование недрами (1314).
Проводимые проверки подтолкнули многих недропользователей к добровольному и заблаговременному внесению изменений в действующие лицензионные соглашения. В результате, конкретизируются и уточняются сроки ввода большинства месторождений в эксплуатацию, четко прописываются объемы обязательных геологоразведочных работ, а также представляются бизнес-планы привлечения инвестиций в поиск и разработку полезных ископаемых.
И наконец одна из самых острых проблем – это устаревшая законадательная база. Действующая редакция закона «О недрах» была принята более 10 лет назад. Закон, безусловно, способствовал развитию недропользования на тот момент. Однако сейчас ясно, что действующее законодательство устарело. Оно не стимулирует развитие минерально-сырьевого комплекса, не способствует привлечению инвестиций, не делает отношения в этой сфере между государством и бизнесом более прозрачными и четкими. В нем даже нет механизмов, благодаря которым государство могло бы четко контролировать работу недропользователей.
Министерство природных ресурсов разработало и представило правительству проект нового закона «О недрах». Сейчас он внесен в Государственную думу и готовится к первому чтению в парламенте.
Остановлюсь на основных отличиях прежнего и нового закона.
1. Сейчас собственность на недра является государственной. В новом законе устанавливается, что собственность на недра является федеральной.
2. Предусматривается полный отказ от проведения конкурсов и замена исключительно на аукционный принцип распределения участков недр.
3. Российская Федерация после вступления закона в силу полностью переходит от лицензионной формы пользования недрами на гражданско-правовую форму.
4. Сейчас ограничений к субъектному составу пользователей недр нет. В новом законе фиксируется, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, международные организации не могут быть пользователями недр в России.
5. В действующем законе оборот прав носит разрешительный характер. В предлагаемом проекте появляется оборот прав, ограниченный лишь условиями аукциона.
6. Сегодня не установлены особенности осуществления различных видов работ по видам полезных ископаемых. В предлагаемом законопроекте специальные разделы регламентируют особенности различных видов пользования недрами.
7. В действующей редакции закона предусмотрена возможность прекращения государством права пользования недрами по субъективным причинам. В проекте устанавливается четкий перечень случаев, при наступлении которых право пользование недрами может досрочно прекращено в судебном порядке.
8. Сегодня место и роль технических проектов в процессе недропользования законодательно не определены. В новом законопроекте закрепляются порядок подготовки и государственной экспертизы технического проекта, а также установлены требования к содержанию технической документации.
После принятия нового закона «О недрах» мы сможем ликвидировать большинство существующих сегодня в России инвестиционных рисков, достичь максимальной инвестиционной привлекательности недропользования для бизнеса, создать четкие и прозрачные механизмы контроля государства за рациональным недропользованием, узаконить недостающие условия для полноценного воспроизводства минерально-сырьевой базы.

лесоповалЛЕС
Для жителей тысяч российских поселков и деревень весь уклад жизни связан с лесом. Из леса строят дома, он дарит пищу, тепло, здоровье, используется как место отдыха и охоты. В то же время лес является тем сырьевым ресурсом, который может и должен приносить России гораздо больше, чем сейчас.
Что касается потенциала лесного комплекса России, то он огромен: это 1,2 млрд. гектаров, покрытых лесом, в которых содержится свыше 82 млрд. кубометров запасов древесины.
Вклад лесопромышленного комплекса в ВВП России составляет лишь 2,5%, а в структуре налоговых платежей чуть более 2%.
По сути лес в России эффективно используется всего для двух целей.
Во-первых, круглая древесина вывозится на экспорт в приграничных территориях, прежде всего в Северо-Западном регионе и на Дальнем Востоке.
Во-вторых, лесные ресурсы используются на территориях, примыкающих к перерабатывающим мощностям.
Вся остальная часть древесины, отдаленная как от крупной переработки, так и от границ Российской Федерации, используется в основном для низкокачественной переработки для местных нужд.
У российского лесопромышленного комплекса существует несколько проблем. Одной из самых главных является отсутствие в лесу хозяина.
Действующий в рамках сегодняшнего законодательства коротко временный характер аренды не стимулирует работающие в лесу компании к должному уходу за лесом, инвестициям в современные технологии, участию в создании инфраструктуры.
Другим важным моментом является неразвитая сеть, и узкая плотность лесных дорог. При этом имеющиеся лесные дороги не позволяют обеспечивать круглогодичную вывозку древесины и использовать высокопроизводительную транспортную технику.
Расчеты показывают, что увеличение сети лесных дорог в зоне деятельности основных лесозаготовительных предприятий позволит дополнительно вовлечь в промышленную эксплуатацию более 200 млн. куб. м ценной древесины. С этой целью в бюджете на 2006 год впервые предусмотрены ассигнования в размере 0,5 млрд. руб. с целевым назначением на строительство лесных дорог. С учетом софинансирования со стороны субъектов Федерации этих проектов, сумма, выделяемая на строительство лесных дорого, будет значительно выше. Это позволит существенно улучшить инфраструктуру лесного фонда и, соответственно, выйти в ближайшие 5-10 лет на уровень лесозаготовок в 350 млн. кубометров.
И наконец, незаконные вырубки леса. Сегодня в России мы имеем дело с массовой рубкой древесины без разрешительных документов, незаконной заготовкой сверх установленных объемов, скупкой леса, который государство выделяет населению на льготных условиях для личных нужд.
Незаконно заготовленная древесина обычно легализуется при последующей транспортировке и продаже. Здесь в один узел завязываются многочисленные нарушения налогового, таможенного, валютного, административного и гражданского законодательства.
Большая часть незаконных рубок и нелегального оборота древесины провоцируется активным спросом со стороны именно тех компаний, в том числе и зарубежных, которые предпочитают сэкономить на легально заготовленном сырье.
Кроме того, серьезными сдерживающими факторами для развития лесной промышленности являются недостаток перерабатывающих мощностей и неэффективные меры экономического стимулирования переработки сырья внутри страны.
Сейчас на рассмотрении правительства находятся предложения МПР России по созданию ведомственной охраны Федерального агентства лесного хозяйства.
МПР России обратилось с предложением к МВД создать совместную рабочую группу по пресечению транспортировки незаконно заготовленного леса. Это предложение поддержано, сейчас идет работа по формированию координационного комитета.
Кроме того, в 2005 году Федеральным агентством лесного хозяйства МПР России была введена в работу система дистанционного космического мониторинга незаконных рубок леса. К 2006 году система мониторинга должна охватить 100% территории Российской Федерации, где ведется интенсивная лесозаготовительная деятельность.
Сейчас Государственная дума Российской Федерации завершает работу над новой редакцией Лесного кодекса Российской Федерации. Основная цель этого документа – сделать политику государства в лесу публичной, открыть широкую дорогу инвесторам, воспитать настоящего собственника лесных угодий.

водные ресурсыВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных вод, а среднемноголетний речной сток составляет около 4,3 тысяч кубокилометров – это почти 10% мирового речного стока.
Если же говорить о хозяйственном состоянии отрасли, то здесь сохраняется много серьезных проблем, вызванных отсутствием финансирования. До 2005 года водная отрасль финансировалась за счет платы за пользование водными объектами, которая направлялась в бюджеты субъектов Федерации и просто растворялась там. На осуществление водохозяйственных и водоохранных мероприятий направлялось не более 20% от собиравшихся средств.
Начиная с 2005 года, введен водный налог, который целиком поступает в федеральный бюджет и будет вкладываться исключительно в водную отрасль.
Здесь у нас есть четыре основных проблемы, которые мы решаем.
Первая – это сохранение чистоты наших водоемов.
Вторая проблема – разработка правильных экономических основ водопользования в Российской Федерации. Сюда также можно отнести и вопросы нерационального использования водных ресурсов в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Третья проблема – обеспечение безопасности гидротехнических сооружений и, как следствие, людей, проживающих вблизи водных объектов.
Часть из проблем, связанных с безопасностью, мы начнем снимать в текущем году. После изменения системы финансирования, объем средств, которые выделены на водохозяйственные мероприятия в 2005 году за счет средств федерального бюджета, составит 10,6 млрд. руб. На капитальное строительство плотин, берегоукрепительных сооружений, гидротехнических сооружений будет направлено 5,7 млрд. руб., что более чем в 10 раз превышает объем средств выделенных на эти цели в 2004 году. Остальное пойдет на содержание и ремонт существующих сооружений.
Таким образом, впервые появилась реальная возможность улучшить положение дел в водной отрасли с учетом роста затрат на текущие нужды в 3,4 раза.
Ряд этих проблем призвана решить новая редакция Водного кодекса, которая уже принята в первом чтении депутатами Государственной думы.
В заключение хотел бы сказать несколько слов о наших экологических инициативах.
За последние 15 лет, когда разрабатывалась действующая законодательная база в области экологии, государство так и не создало эффективных механизмов, стимулирующих бизнес заниматься технологическим перевооружением.
В большинстве стран мира ужесточение экологических требований к промышленным предприятиям приводит не только к увеличению нагрузки на бизнес, но и к модернизации экономики, к появлению новых энергосберегающих технологий, к улучшению качества жизни.
В основу разрабатываемого нами Экологического кодекса будет заложен именно баланс между природоохранными требованиями и интересами бизнеса.