Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 10
"БОГАТСТВА
РОССИИ"
2005 г.

Айбазов

СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ
Об эффективности федерализма

В Конституции РФ сказано, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.  1. 1.), в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является его многонациональный народ (ст. 3. 1.).

С этих истин вынужден начать размышления, так как в старой нашей традитрадиции мы любим (и на весь мир) провозглашать высокие ценности, но в процессе их реализации почему-то шаг за шагом от них отходим, объясняя подобное нашим «своеобразием».
По своему смыслу, что известно давно, федерализм (лат. fuedus, foederatus) олицетворяет собой согласие, соглашение, сотрудничество, договоренность, компромисс, консенсус, союз, объединение по поводу организации и ведения совместной (коллективной, общественной) жизнедеятельности людей, различающихся между собой по многим признакам, потребностям, интересам, идеалам и целям. Внешне, формально федерализм выражается в устройстве государства, т. е. его территории, населения и власти, а не только власти, как у нас он в большинстве понимается (вспомните крылатое: «Федеральный центр и субъекты Федерации»).
Важнейшей проблемой для страны является благополучие населения, поскольку, прежде всего, из-за недопустимо низкого уровня жизни людей имеют место все наши недостатки и болевые точки: уменьшение коренного населения, преступность, беспризорность, наркомания, пьянство и т. д. и т. п. Решение одно: рост ВВП и его распределение по приоритетам национальных задач. Здесь роль субъектов Федерации определяющая, ибо все создается на их территории и трудом их населения. Но органы государственной власти субъектов Федерации, по сути, отстранены от участия в данной проблеме. Большинство налогов аккумулируется в руках федеральных органов государственной власти, которые сами их распределяют и через бюджет что-то выделяют «дотационным» и «депрессивным» субъектам Федерации. Какая-либо реальная заинтересованность и ответственность и населения, и органов государственной власти субъектов Федерации в активизации своей экономической и социальной деятельности отсутствуют. Одни создают богатство, другие – им пользуются, однако одно с другим не сочетается.
Для многих очевидно то, что рост ВВП пока мало помогает субъектам Федерации в улучшении жизни своего населения. Ведь ст. 9 Конституции РФ, гласящая, что «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (подчеркнуто мною. – Р. А.) реализована федеральными органами так, что собственниками земли и других природных ресурсов стали люди не только не проживающие на «соответствующей» территории, но даже и на территории России. Экономический кругооборот оказался разорванным, в результате чего одни ошалели от избытка денег, другие – от их недостатка, когда нечем кормить детей.
Вполне закономерно, в таких условиях субъекты Федерации со своими органами власти попали в ситуации, при которых у них не хватает собственных ресурсов для решения социальных вопросов жизни своего населения. Почти все СМИ однозначно утверждают, что в большинстве субъектов Федерации (за исключением 5-6) не отвечают никаким стандартам уровни образования, науки, здравоохранения и жилищно-коммунального обслуживания. Все структуры услуг полагают, что за все надо платить (и справедливо), но никто не говорит о том, а как оплачивается труд, и имеет ли он рыночную цену. Из-за минимальной оплаты труда ниже минимума мирового стандарта весьма сужен потребительский рынок, который, с одной стороны, тормозит экономический рост (особенно его темпы), а с другой, не позволяет основной массе граждан выйти на качественно новый уровень своего существования: так небольшие количественные подвижки, когда бюджетникам повышают зарплату (пенсионерам – пенсию), и она тут же съедается инфляцией, может быть разница и с плюсом, но она столь маленькая, что ее почти не замечают.
Сегодня в стране приходится решать очень сложные проблемы, ориентированные на далекое будущее, иными словами, стратегические. Эти проблемы, как ни покажется странным данное утверждение, меньше всего касаются власти, тем более судьбы отдельных должностных лиц. Они связаны с историческим самовоспроизводством нашего многонационального народа – совокупности граждан России. «Покинувшие» власть комфортно устраиваются за границей, а народ всегда остается на «соответствующей» территории. В данном контексте федерализм необходим именно народам, которых он объединяет, сплачивает, мобилизует в трудных ситуациях. Федерализм есть идеология солидарности и сотрудничества народов, и его использование только в таком смысле может сохранить и укрепить Российскую Федерацию. В виду вовсе не имеется противопоставление власти и народа, что можно часто услышать в наших СМИ. Власть объективно и конституционно принадлежит народу – это его общая (объединенная) воля. Жаль лишь, что власть предержащие, получив ее из рук народа, тут же забывают об источнике. На срок легислатуры кое-кому это сходит, но историческая память народов все меряет по своему.
Задача видится в другом: в обеспечении органической взаимосвязи между властью и народом, что возможно лишь тогда, когда власть – право и способность распоряжаться ресурсами – реально озабочена благосостоянием населения и зримо что-то делает для этого. Федерализм призван вести нас к тому, чтобы органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления имели полномочия, достаточные для обеспечения как жизнедеятельности своего населения в рамках высоких социальных стандартов, так и для развития межсубъектных отношений. А то о второй части задачи – о взаимодействии и взаимопомощи по горизонтали – почему-то никто не упоминает. Но многим субъектам Федерации не обойтись друг без друга, иначе, зачем они объединились в Федерацию. Один пример: республики Северного Кавказа страдают от массовой безработицы молодого мужского населения, отдельные представители которого от безысходности подпитывают и терроризм, однако при любых полномочиях они сами с нею никогда не справятся. В то же время, по стране работает много иммигрантов, а своим работы нет. Разве нельзя организовать продуманное, экономически и политически целесообразное использование трудовых ресурсов Северного Кавказа в интересах всех субъектов Федерации? Полагаю, можно. А подобных примеров – сотни. Пора возможности федерализма разворачивать в направлении совместной созидательной деятельности граждан России, а не замыкаться в узких рамках бюрократизированных структур.

Р. У. Айбазов, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, кандидат юридических наук