НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 10
"БОГАТСТВА
РОССИИ"
2005 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
О преимуществах финансового планирования…
…И других особенностях проекта нового федерального бюджета мы побеседовали с руководителем Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития и торговли Юрием Михайловичем Колочковым.
– В прошлогоднем интервью для нашего журнала Вы говорили о необходимости расширения практики использования программно-целевых методов при формировании федерального бюджета. Насколько удалось этого добиться в проекте нового бюджета?
– В 2005 году продолжалась работа по расширению внедрения программно-целевых методов при формировании федерального бюджета на очередной год. Правительством Российской Федерации был принят ряд новых Федеральных целевых программ (ФЦП) – «Антитеррор», «Создание системы базирования Черноморского флота» и подпрограмм «Сохранение и развитие исторического центра г. Владимир», «Создание системы кадастра недвижимости», которые включены в перечень ФЦП, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета на 2006 год.
Общий объем ассигнований на реализацию ФЦП из федерального бюджета в 2006 г. планируется на уровне 349,78 млрд. руб., что в 1,3 раза превышает объемы ассигнований, выделенных на данные цели в 2005 г. (267,14 млрд. руб.). Это говорит о расширении практики использования программно-целевых методов при формировании федерального бюджета и реализации приоритетных задач правительства РФ.
Расширен круг целевых программ за счет нового их типа – ведомственных целевых программ, направленных на реализацию субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета.
В настоящее время большинство федеральных органов исполнительной власти разрабатывают указанные программы, включающие комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами.
– Правительство говорит о переходе на трехлетнее бюджетное планирование, основные принципы которого заложены в бюджете-2006. В чем заключаются его преимущества и насколько инвестиционные проекты могут быть подвержены изменению в процессе исполнения? – В рамах реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, одобренной правительством РФ в мае 2004 г., осуществляется переход на трехлетнее бюджетное планирование. В частности, одновременно с формированием федерального бюджета на 2006 г., разрабатывается перспективный финансовый план на 2007-2008 гг.
Преимуществом перспективного финансового планирования является повышение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы РФ, макроэкономической стабильности, а также предсказуемость и преемственность бюджетной, налоговой, таможенной, долговой, инвестиционной и денежно-кредитной политики.
Впервые в проекте федерального бюджета предусматривается создание Инвестиционного фонда, средства которого (в 2006 г. около 70 млрд. руб.) будут направляться на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов, а также на проекты, реализуемые на территории России в рамках межправительственных соглашений.
При разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год могут уточняться параметры перспективного финансового плана по итогам исполнения бюджета в текущем году, а также с учетом изменений объема и структуры доходов бюджетной системы и расходных обязательств РФ.
– Рост государственных инвестиций требует усиления финансового контроля за их использованием и прозрачности процесса принятия решений по тем или иным инвестиционным проектам. Какие меры для этого предусмотрены правительством? – Минэкономразвития России, Минфину России, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти поручено при разработке ФЦП предусматривать механизмы, обеспечивающие контроль за использованием средств федерального бюджета и эффективность реализации инвестиционных проектов, а также представлять оперативную информацию о ходе реализации ФЦП и федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП), включая комплексную оценку уровня достижений намеченных целей, объемов затраченных финансовых средств и их эффективность.
Предполагается, что ход реализации ФЦП и ФАИП будет ежеквартально рассматриваться на заседаниях правительства.
Что касается использования средств Инвестиционного фонда, то положением о фонде, проект которого Минэкономразвития внесло в правительство, предусматривается публичный конкурсный отбор проектов, подлежащих финансированию за счет средств фонда.
– Увеличение расходов на развитие общественной инфраструктуры на треть, предусмотренное в проекте бюджета, включает и объекты экспортной инфраструктуры. Почему бы не переложить расходы по этим проектам на крупные корпорации, получающие сверхприбыли от экспорта, а не осуществлять их за счет налогоплательщиков? – Вопрос поставлен достаточно широко, поскольку понятие «общественная инфраструктура» требует уточнения. Например, если говорить о транспортной инфраструктуре, на развитие которой в проекте ФАИП на 2006 г. предусмотрены значительные средства, то ни один из проектов, предполагаемых к включению в ФАИП, не может быть отнесен к экспортной инфраструктуре.
Финансирование строительства всех коммерческих проектов, в том числе связанных с экспортом, осуществляется за счет привлеченных внебюджетных источников. По некоторым проектам, особенно в морском транспорте, возможна частичная государственная поддержка финансирования проекта за счет средств федерального бюджета, но только для объектов, находящихся в федеральной собственности. Это может быть строительство гидротехнических сооружений, объектов безопасности, систем управления движением судов, подходного канала и создание акватории морского порта. Перегрузочные комплексы, например, финансируются исключительно за счет средств заинтересованных инвесторов.
Реализация мероприятий разрабатываемой в настоящее время Минтрансом России подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» в составе ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» предусматривается в основном с использованием механизмов государственно-частного партнерства и на базе концессионных соглашений.
– Проект бюджета предусматривает полномасштабное финансирование ряда программ, еще не принятых правительством. С чем связана подобная необходимость? – Как я уже говорил, в рамках трехлетнего бюджетного планирования правительством РФ предусматривается реализация инвестиционных проектов и программ, позволяющих дать дополнительный импульс развитию экономики страны.
Для реализации этой задачи в перечень ФЦП, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2006 г., включен ряд новых программ.
Так, целью ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.» является создание благоприятных условий для функционирования АПК страны в условиях наиболее полного использования природно-экономического потенциала, повышение продуктивности отечественного сельскохозяйственного производства, а также достижение продовольственной независимости страны.
В рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 гг. предусматривается значительное ускорение развития космических средств России, повышение эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Россией задач в экономической, научной, социальной и других областях деятельности, а также в интересах безопасности.
– Номер нашего журнала посвящен теме богатств России, к которым относится в первую очередь и интеллектуальное богатство. Какие федеральные инвестиционные программы направлены на развитие образовательной и научно-практической деятельности и на инновационное развитие промышленности? – Особое внимание при формировании перечня ФЦП, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета на 2006 г. было обращено на выполнение поручений президента РФ и правительства РФ, определяющих стратегическое развитие экономики страны за счет интенсивного развития технологий, науки и инноваций, отраслей высокотехнологичного сектора экономики.
В рамках этого направления в 2006 г. предусматривается реализация таких ФЦП, как «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.», «Национальная технологическая база», научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».