Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 9
"НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ"
2005 г.

форум

ДЕЛОВОЙ ВЕСТНИК
Некруглые углы "круглых столов"

В рамках IX Петербургского форума по традиции прошли более 30 «круглых столов» и конференций. «НВ» как Генеральный информационный спонсор невского саммита предлагает вниманию читателей наиболее значимые итоги развернувшихся там дискуссий.
А. И. КазаковРЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А. И. КАЗАКОВ, председатель Комитета СФ по делам Федерации и региональной политики

Острая тема предопределила достаточно жаркую дискуссию, в ходе которой участники «круглого стола» высказывали различные, зачастую диаметрально противоположные точки зрения. Но, тем не менее, все участники семинара были едины в том, что нынешнее административно-территориальное устройство России складывалось хаотично, в противовес общепринятым принципам и стандартам, а то и здравому смыслу. Поэтому нынешняя система административно-территориального устройства, по мнению всех участников «круглого стола», существенно сдерживает эффективность управления страной, мешает развитию федеративных и рыночных отношений. В связи с этим шаги по совершенствованию ее были признаны своевременными и целесообразными. Но, вместе с тем, все участники «круглого стола» отметили, что территориальные преобразования не являются самоцелью. Главное — улучшение жизни и благосостояния российского народа. Глядя в перспективу, участники «круглого стола» предложили создать четырехстороннюю комиссию, которая бы работала над концепцией пространственного устройства РФ.
С. А. ВасильевАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ
С. А. ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению
На заседании «круглого стола» рассмотрены основные проблемы, стоящие на пути развития отечественного рынка страховых услуг. В частности, обсуждались проблемы правовых и организационных основ обязательного страхования. Отмечалось отсутствие единой государственной политики в этой сфере, стремление различных государственных органов решать узковедомственные задачи за счет обязательного страхования без учета приоритетов социально-экономического развития и реального состояния страхового рынка и финансовых возможностей потенциальных страхователей.
Обсуждалась также проблема развития долгосрочного и накопительного личного страхования. Большое внимание было уделено и проблемам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В частности, обсуждались последствия решения Конституционного суда о соответствии Федерального закона об ОСАГО Конституции РФ.
Участники «круглого стола» обсудили и перспективные вопросы законодательного обеспечения системы страхования, в частности, подготовку нового проекта рамочного закона о страховом деле. Также обсуждалась проблема разработки сводного Финансового кодекса страны, который включил бы в систематизированной форме основные нормативные акты по вопросам развития и регулирования всех финансовых рынков страны и банковской системы, рынка капиталов и страхового рынка.
В. А. ПетровМОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В СВЯЗИ С РАЗГРАНИЧЕНИЕМ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ВЛАСТИ
В. А. ПЕТРОВ, первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету
В рамках «круглого стола» была рассмотрена проблема мониторинга социально-экономического развития регионов в связи с разграничением полномочий между уровнями власти. Новацией «круглого стола» была презентация паспорта социально-экономического развития региона.
Участники рекомендовали правительству РФ при формировании проекта бюджета на 2006 г. комплексную систему мер компенсационного характера для решения проблемы сбалансированности бюджетов субъектов Федерации. «Круглый стол», в частности, рекомендовал осуществить перевод на федеральный уровень полномочий по решению вопросов социального обслуживания лиц, работавших в тылу в период Великой Отечественной войны. В связи с перераспределением отдельных расходных полномочий между федеральным и региональными бюджетами предложено предусмотреть средства на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в течение прошлых лет в связи с осуществлением финансирования из федерального бюджета полномочий, переданных с 2005 г. в субъекты Федерации.
Отмечалась необходимость, начиная с 2006 г., индексации компенсационных выплат федеральным льготникам, а также установление минимальных стандартов компенсационных выплат региональным льготникам. Госдуме и правительству РФ рекомендовано впередь при принятии законов, которые уменьшают налоговые доходы субъектов Федерации, предусматривать меры компенсации. СФ предложено, по итогам первого полугодия 2006 г., рассмотреть (с участием правительства РФ) ход исполнения бюджетов субъектов Федерации в условиях реализации мероприятий по разграничению полномочий.
А. А. ЛедовскихСОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
А. А. ЛЕДОВСКИХ, руководитель Федерального агентства по недропользованию
В рамках форума мы провели три мероприятия. Это — совещание руководителей геологических служб стран СНГ и дальнего зарубежья. Это — 9-я сессия Межправительственного совета стран СНГ по разведке, использованию и охране недр. И это также выставка «Минерально-сырьевые ресурсы стран СНГ».
На совещании руководителей геологических служб отмечалось динамичное развитие в последние годы международных связей геологических служб России и зарубежных стран. На сегодняшний день организация «Роснедра» выполнила более 50 международных проектов с общим объемом финансирования более 700 млн. руб.
9-я сессия Межправительственного совета стран СНГ по разведке, использованию и охране недр оказалась самой представительной за последние годы по количеству стран-участниц. На сессии были приняты решения о совместном выполнении работ с Казахстаном, Белоруссией, Украиной по оценке состояния минерально-сырьевой базы, и подготовлен проект документа по нормативному и правовому обеспечению работ на трансграничных участках недр и месторождений.
В. П. ОрловВ. П. ОРЛОВ, председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды
В рамках форума по теме природных ресурсов состоялся целый ряд мероприятий, о которых уже частично рассказал руководитель Федерального агентства по недропользованию А. А. Ледовских. Это, прежде всего, конференция «Современные проблемы природопользования», «круглый стол» на тему «Государственное регулирование недропользования: соответствие современным экономическим требованиям» и «круглый стол» на тему «Российско-канадский диалог по проблемным вопросам недропользования». Кроме того, был проведен «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение привлечения инвестиций в лесопромышленную отрасль — приоритетная задача государства».
На последнем «круглом столе» в основном разговор шел вокруг принятого Госдумой в первом чтении Лесного кодекса. Участники дискуссии отметили, что Лесной кодекс в его нынешнем виде подлежит принципиальной переработке. Аналогичные вопросы затронуты были и по проблемам недропользования.
О. М. Толкачев РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ УРОВНЯМИ ВЛАСТИ В РФ: ПРОБЛЕМА ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
О. М. ТОЛКАЧЕВ, заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности
В ходе «круглого стола» обсуждены вопросы имущественно-земельных отношений в свете реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Отмечалось, что переход от кадастрового учета земельных участков к кадастровому учету объектов недвижимости будет способствовать экономическому росту, развитию предпринимательства, совершенствованию системы налогообложения, стабильности и прогнозируемости доходов местных бюджетов. Отмечалось, что в условиях профицитного бюджета госимущество, закрепленное за федеральными государственными унитарными предприятиями, могло бы передаваться из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации, в том числе безвозмездно. «Круглый стол» выразил настоятельное пожелание к руководителям органов местного самоуправления управиться с регистрацией или, по крайней мере, с инвентаризацией собственности до 1 января 2006 г.
В. А. ГустовРОССИЙСКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В. А. ГУСТОВ, председатель Комитета СФ по делам СНГ
В работе «круглого стола» приняла участие очень представительная делегация из Азербайджана. Участники отметили динамично развивающиеся торгово-экономические отношения и констатировали, что в ближайшее время,— возможно, даже по итогам этого года,— товарооборот достигнет $1 млрд. И все же основное внимание было уделено поиску резервов дальнейшего углубления сотрудничества. Ряд конструктивных предложений, которые нашли отражение в рекомендациях, касаются совершенствования межотраслевых, прямых хозяйственных, межрегиональных, приграничных каспийских связей. Во-первых, договорились, что в сентябре нужно еще раз подвести итоги. Во-вторых, детально проработать вопросы приграничного сотрудничества с перспективой двусторонних соглашений о жизнеобеспечении сопредельных территорий. И посмотреть, почему не работает подписанный и ратифицированный Россией и Азербайджаном транспортный коридор «Север—Юг».
М. Э. ОсеевскийГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО — ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
М. Э. ОСЕЕВСКИЙ, вице-губернатор Санкт-Петербурга
С использованием государственно-частного партнерства в мире строятся объекты транспортной инфраструктуры, железные дороги, тоннели, мосты, ведется реновация жилищного фонда, создается инженерная инфраструктура системы водоснабжения, канализования, строятся даже тюрьмы. Выступления наших коллег из российских регионов позволяют сделать вывод о том, что этот механизм может работать и у нас. Мы хотели бы выразить нашу глубокую озабоченность тем, что на сегодняшний день государство практически ничего не сделало для того, чтобы развить необходимую нормативную и правовую базу. Поэтому мы рекомендуем правительству РФ разработать политику в области поддержки государственно-частного партнерства, в том числе создания его институциональных основ.
В. Г. ЗавадниковРЕФОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ
В. Г. ЗАВАДНИКОВ, председатель Комитета СФ по промышленной политике
Проблемы реформы технического регулирования сегодня можно описать двумя словами: «реакция чиновников». Прошло два года, как вступил в силу соответствующий закон, но в течение этого времени ведомства, чиновники, правительство не внесли в Госдуму ни одного технического регламента. Те проекты, которые сегодня там обсуждаются,— а их около 100,— это инициативные разработки тех или иных бизнес-сообществ, которые пытаются преодолеть ведомственную бюрократию и продвинуть свои представления о том, каким все-таки должно быть техническое регулирование. Общий лейтмотив «круглого стола» таков: очевидно, нужно перестать ждать милости от ведомств, не воевать с бюрократией, а идти путем законодательной инициативы.
КОРОЛЕВСТВО НОРВЕГИЯ — РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
А. В. СЛИЗКОВ, заместитель директора Департамента внешнеэкономических отношений Минэкономразвития России
В целом обсуждение концентрировалось на таких традиционных сферах, как энергетика, инновационное и инвестиционное сотрудничество, в значительной степени связанное с той же энергетикой и такими традиционными направлениями взаимодействия между нашими государствами, как телекоммуникации, связь и информационные технологии, морское судоходство.
В рамках «круглого стола» были подписаны два соглашения. Одно из них — по подготовке кадров в области судоходства между Государственной морской академией им. адмирала Макарова и Союзом судовладельцев Норвегии. Петербургская академия будет готовить в том числе кадры для норвежских судовладельцев. Также было подписано рамочное соглашение между «Ижорскими заводами» и норвежской компанией, в рамках которого будут прорабатываться контракты потенциальной стоимостью во многие миллионы долларов.
В. В. БланкАКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ВИНА И СЛАБОАЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
В. В. БЛАНК, председатель Комитета экономического развития и промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга
Хотел бы передать обеспокоенность участникам «круглого стола» тремя насущными проблемами в этой сфере, стоящими как перед Россией, так и странами СНГ. Первый вопрос, конечно же, наболевший — это поправки к 171-му закону. Удивительно, но, не сговариваясь, все участники «круглого стола» пришли к выводу, что реализация готовящегося к рассмотрению во втором чтении проекта закона о поправках к 171-му закону «О государственном регулировании оборота алкогольной продукции» приведет к полной потере контроля государства над качеством продукции. Очень многие губернаторы обращались и в Госдуму, и в Совет Федерации, и в правительство с просьбой учесть это обстоятельство. Вызывает удивление тот факт, что правительство настойчиво толкает именно существующий законопроект. Также все выступавшие на «круглом столе» подчеркивали, что есть большие сложности, связанные с установлением единых условий оборота для импортной и отечественной продукции. На сегодняшний момент закон о техническом урегулировании в этой сфере не работает, и на федеральном уровне требуется скорейшее принятие технического регламента.
М. В. ОдинцовСИНХРОНИЗАЦИЯ РЕФОРМ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ КАК ФАКТОР ДОЛГОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
М. В. ОДИНЦОВ, председатель Комиссии СФ по естественным монополиям
На «круглом столе» был проанализирован сегодняшний ход реализации реформ в естественномонопольном секторе, в частности, в электроэнергетике, на железнодорожном транспорте. Обсуждалась и реформа газовой отрасли. «Газпромом» была представлена программа реформирования этой отрасли, которая еще даже не обсуждалась в правительстве. Было принято решение о создании в рамках «Газпрома» и нашей Комиссии рабочей группы по доработке этой программы и представлению ее в правительство.

форумМатериалы Петербургского форума подготовлены к публикации Юрием ЛЕОНТЬЕВЫМ