Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 9
"НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ"
2005 г.

Артем Тарасов

ТЕМА НОМЕРА: НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ
Новый бизнес первого советского миллионера

Весь XIX век антигосударственная оппозиция в России со слезами на глазах пела на маевках и прочих своих сборищах политизированную «Дубинушку»: мол, англичанин-мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину, а наш русский мужик, коль работать невмочь, так затянет родную «Дубину»… Намек был на темноту, забитость и неграмотность народа. И хотя это было не совсем так или вовсе не так, зато оправдывало собственное стремление революционеров быстро и радикально цивилизовать «падшее» общество.
И стория показала, однако, что при определенных обстоятельствах, при поддержке государства и тех, кого раньше называли купцами и промышленниками, а теперь — бизнесменами, русский ум быстро обретает такую мощь и силу, что становится истинным движителем мирового прогресса. Таков был, например, подъем русской мысли в последние два десятилетия перед революцией 1917 г. Большевики даже вывозили в 1920-х гг. «русские мозги» за рубеж целыми пароходами. Там, за морем-океаном, эти эмигранты изобретали: Зворыкин — телевидение, Сикорский — вертолет, Кистяковский — взрыватель для первой американской атомной бомбы… Несть числа российским открытиям. Впрочем, и оставшихся на родине изобретателей хватило на то, чтобы обеспечить подъем советской экономики и победу в Великой Отечественной…

«Судьба русских изобретателей известна — дома они не находят себе дела, а за границей их встречают с распростертыми объятиями».
Московский журнал «Циклист», 1901 г.

Сегодня дела же обстоят едва ли не на порядок хуже, чем при советской власти. Среди всех разработок, внедряемых в мире, доля отечественных составляет всего 0,3% (американских — 36%). Исчезает питательная среда для изобретателей, нет энтузиастов, которые бы их внедряли... Впрочем, похоже, не все еще потеряно.
Одним из сподвижников в деле поддержки российской смекалки и мудрости стал Артем Тарасов — широко известный первый советско-российский миллионер, во всяком случае, официальный. Ныне он устремился в инновационную экономику, называя ее «неосвоенным ресурсом» и «скоропортящимся продуктом», а также — «неходовым в России товаром».
У нас существует масса источников обогащения, считает Тарасов, которых давно нет на Западе. Здесь можно купить предприятие-банкрот, слегка восстановить его, перепродать и получить большие деньги. Такую норму прибыли, причем без особых затрат и усилий, не даст больше ничто. На внедрение инновации требуется несколько лет, а купить и перепродать предприятие можно за три месяца.
Тарасов пошел по пути создания т. н. венчурных фондов привлечения инвестиций. Подобные фонды давно уже действуют за рубежом и достаточно быстро вкладывают деньги в инновации. В них не рассматриваются 100-страничные бизнес-планы — достаточно и 10-страничного наброска, также до минимума сокращено время рассмотрения, ибо привлекаются самые серьезные эксперты. Кстати, Тарасовым уже создано совместное предприятие с «Эрнстом и Янгом». Этот именитый партнер будет заниматься поиском покупателей на российские изобретения через свою гигантскую клиентскую базу.
В Англии существует целая система под названием «объединенные сайты венчурных инвестиций». Все предлагают деньги, любые суммы — от 50 тысяч фунтов стерлингов до двух миллионов, был бы только реальный проект. Возможны любые градации, реально подобрать себе любую венчурную компанию с любым капиталом. Но Тарасов вовсе не собирается продавать российские изобретения английским венчурным фондам,— более всего его интересует сама форма по внедрению изобретений. Мечтает он и о такой же компании для работы с российскими авторами.
Сейчас Артем с единомышленниками занят созданием консорциума, в котором должны объединиться серьезные организации, в первую очередь,— Курчатовский институт вместе со своим технопарком. Под одной крышей — 14 научно-исследовательских институтов с лучшими российскими учеными, а также около 50 различных предприятий. Другая структура консорциума — вышеупомянутый «Эрнст и Янг», всемирно признанные эксперты в области оценки интеллектуальной собственности. Кроме того, патентная структура — ВЦПУ (Всероссийский центр патентных услуг), специалисты которого способны быстро и квалифицированно запатентовать изобретения у нас и за рубежом. И наконец, немаловажной частью консорциума будет инновационный фонд, создаваемый при непосредственном участии Виктора Вексельберга. Так что скоро, быть может, в России появится первая структура, которая будет способна провести идею от этапа ее генерации автором до момента продажи.
Что же касается изобретательского потенциала отечественных кулибиных, якобы давно утраченного, то к счастью, в нашей стране еще остались люди (говорят о 25%), готовые применить свои идеи для процветания и мощи страны. Их изобретения находятся в разной стадии разработки. Делиться с авторами компания Артема Тарасова готова по мировым расценкам — 50 на 50. Раньше давали меньше, потому что процесс вывода и продажи на самом деле более трудоемкий, чем изобретательство.
Создание инновационного продукта до продажной стадии, оформление, испытание оцениваются в 100-150 тысяч долларов. А переговоры о покупке готовой лицензии начинаются с суммы в миллион долларов. То есть это — десятикратная рентабельность, можно получить тысячу процентов прибыли, продавая инновационные лицензии.
Оценка той интеллектуальной собственности, которая есть в России сегодня, позволяет с уверенностью считать ее более крупным источником доходов, чем нефть. Есть проекты, «тянущие» на 3-4 миллиона долларов даже в виде лицензий. Сейчас Артемом Тарасовым и его компаньонами сконцентрирован крупный пакет из изобретений, работа по которым уже ведется. Таких, например, как устройство «Фесоник», многократно повышаещее выход светлых фракций при переработке нефти — это одно из доведенных до ума изобретений. Оно делает удивительные вещи: создает водные эмульсии нефти и нефтепродуктов, которые не распадаются до 4 недель, в то время как самые «продвинутые» изготовители могут обеспечить своим эмульсиям только 24 часа жизни. «Фесоник» позволяет повысить эффективность работы нефтяных компаний, например, воздействовать на среду в трубе, разжижать нефть и перегонять ее с меньшими затратами, повысить отдачу скважин. Однако в России его продать пока невозможно: нефтяники и так неплохо живут…
Есть идея нового вида связи по гипернизким частотам, когда антенну можно установить на Северном полюсе, а принимать сигнал — на Южном. Были уже проделаны некоторые эксперименты… Но это из области идей, а есть проекты, уже готовые к внедрению хоть завтра. Например, внедрение нового летательного аппарата. Этот проект инновационный, но разработан до степени запуска в промышленное производство. Это экранолет, средство передвижения, на котором можно лететь 400 км без посадки со скоростью 350 км в час, поднявшись над землей на полтора метра. Причем, без летного удостоверения. Данная конструкция держится в воздухе за счет динамического потока. Это не самолет, поэтому экранолет не требует соответствующей сертификации, да и эксплуатировать его легче. К тому же, час полета на нем стоит 20 долларов, в то время как на вертолете — 600. Так что проектов много. И задача создаваемой Тарасовым компании — собрать их, сделать из них продукты и найти покупателей…
Как-то в одном из интервью Артем Тарасов заметил, что неинтересен власти потому, что не занимается природными ресурсами, нефтью, политикой. Это было сказано даже с неким плюсовым намеком: нет, мол, интереса,— нет и трений, проблем. Но хотелось бы пожелать первому советско-российскому миллионеру, чтобы власть все же обратила внимание на его начинания — как верховная наша власть, так и региональная, от которой иногда впрямую зависят судьбы великих открытий и изобретений.
Александр ХАБАРОВ

Артем Михайлович ТАРАСОВ

Родился в 1950 г. в Москве. Внук состоятельного дореволюционного купца и мецената Николая Тарасова, внучатый племянник французского писателя Анри Труайя (настоящее имя которого — Лев Тарасов). Закончил Московский горный институт, факультеты МИЭМ и МВТУ, Высшие экономические курсы Госплана СССР, аспирантуру университета Wharton School (Пенсильвания, США). Кандидат технических наук (1982 г.), изобретатель СССР.

Один из первых советских кооператоров. Все деньги основанного им кооператива «Техника» были конфискованы Минфином СССР после того, как Тарасов объявил себя первым в стране легальным миллионером. Судился с министерством и выиграл дело в Верховном Арбитражном суде.
В 1990 г. избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Преследовался МВД по ряду уголовных дел. Эмигрировал в Великобританию. В Лондоне учредил ряд частных компаний. После неудавшегося путча 1991 г. сложил с себя депутатские полномочия.
В свое время Тарасов работал главным инженером по комплектации строительства Старого Арбата в Москве, был соучредителем десятков предприятий и кооперативов в России, газеты «Коммерсантъ», авиакомпании «Трансаэро», внешнеэкономического объединения «Союзвнешкооперация СССР», ассоциаций «Исток», «Вита», «Интерагро» и многих других.
Увлечение рыбной ловлей поглощает почти все его свободное время. Он также коллекционирует галстуки с изображением рыб и, по его мнению, обладает самой большой их коллекцией в мире (около 500 штук).