Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 9
"НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ"
2005 г.

Григорий Атаманчук

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Григорий Атаманчук: "Прорыв или профанация?"

Говорят: обжегшись на огне, на воду дуют. Общество за многие десятилетия так обманывали, что оно уже ничему не верит.
А уж когда что-то внешне доброе предлагает власть, то оно обязательно в этом видит подвох. И как это ни грустно, общество в общем-то право. Ибо, когда за плечами история, то и сегодняшний день оценивается ею.

5 сентября В. В. Путин выступил с весьма актуальными социальными инициативами. Конечно, не так уж широк круг людей, которые они охватывают, и не так уж много людям обещано. Их реализация в области здравоохранения, образования, науки, жилищно-коммунального и сельского хозяйства потребует в 2006 г. около $5 млрд. (125 млрд. руб.), что равняется лишь одной трети(!) состояния крупнейшего нашего миллиардера Р. Абрамовича.
Это свидетельствует о том, насколько скуден наш бюджет по сравнению с теми материально-финансовыми ресурсами, которые воспроизводятся территорией и населением нашего государства. Если за год за границу вывозится порядка $20-30 млрд., то что такое $5 млрд.? Однако оказывается, что за эти сравнительно небольшие деньги можно на качественно новом уровне решить ряд животрепещущих для общества проблем. Несомненно, если бы за 2006—2007 гг. удалось хотя бы на 15-20% поднять реальный уровень благосостояния граждан России, то это имело бы огромное не только внутриполитическое, но и международное значение. Европа бы увидела, что наконец-то мы занялись конкретным делом и права людей перестают быть пустышкой, а страны СНГ почувствовали бы, что в России есть государство, озабоченное благосостоянием населения. Все это давно назрело, но надо честно признать, что в сложившейся вследствие «реформ» 1990-х гг. ситуации накопить названные выше небольшие ресурсы было очень трудно.
Всегда приходится удивляться тому, как многие люди порой с легкостью оценивают деяния того или иного руководителя, не вникая в ту систему взаимосвязей, которая его окружает, и в которой он принимает свои решения. Считается, что чем выше руководитель, тем ему легче издавать указы и приказы. На самом деле, и отдавать тяжело, ибо им многие сопротивляются, и главное — трудно обеспечивать их реализацию. Вот и сейчас: только инициативы — конкретные и адресные — выдвинуты, как тут же их начали подвергать сомнению. Мол, не политический ли это товар в преддверии выборов 2007—2008 гг.? Не «полевел» ли наш президент, как будто лечить людей или учить детей не является обязанностью всех партий, политических и общественных структур? Не акция ли это в пользу «Единой России»?
Между тем, В. В. Путин сформировал свои инициативы довольно четко и ясно — по масштабу ресурсов, охвату групп трудящихся, объемам оплаты их труда, решаемым задачам и срокам исполнения. Налицо комплексная программа, которая обращена к обществу, предполагает его заинтересованность в ней и, соответственно, участие в практическом достижении поставленных целей. Президент отчетливо провозглашает: «Мы это можем сделать». Но только тогда, когда общество (граждане, их общественные структуры) и органы государственной власти и местного самоуправления направят на это все свои усилия. А здесь, понятно, препятствий — видимых и невидимых — множество.
Самый простой способ свести инициативы на нет заключается, судя по накопленному опыту, в разворовывании выделенных ресурсов, которые по пути движения к адресатам могут куда-то «рассеятся». Не случайно В. В. Путин обещал создать комиссию для контроля и лично отслеживать процесс. Уже одно это говорит об ужасном состоянии государственного аппарата, когда даже в условиях компьютеризации и информатизации, создания «электронного правительства» нельзя гарантировать прохождение финансов от федерального бюджета до конкретного получателя. Часто через 20-30 перечислений они оказываются совсем в других руках. Значит, наш госаппарат ждет очередное испытание на честность.
Большая опасность таится далее в нашем рынке, в поведении наших бизнесменов (предпринимателей). Стоило провозгласить инициативы, как сразу же подскочила цена на бензин. При этом ссылаются на последствия урагана «Катрина». Но ведь эти последствия для США и не так уж велики, учитывая экономический потенциал этой страны. Да и вообще у нас утвердилась какая-то странная привязка внутренних цен на топливо к мировым. Но, во-первых, мы же ведь не ввозим топливо, а его экспортируем. И, во-вторых, если страна движется к мировым ценам на топливо, что является условием вступления России в ВТО, то данный сектор тогда надо опережающе подкреплять ростом оплаты труда. Пока что наблюдаем великий иллюзион: повышение зарплат и пенсий тут же «съедается» инфляцией. Да и новые инициативы президента поглотить инфляцией весьма просто, а поскольку они касаются небольшого круга лиц, в то время как инфляция — всех, то Путина можно еще и обвинить в искусственном подстегивании инфляции.
Нельзя быть наивными и не представлять себе, что заинтересованные лица из числа так называемых чиновников-либералов и их соратников среди нуворишей способны «обвалить» потребительский рынок и тем самым дискредитировать всю проводимую Путиным политику. Скажут: вот у нас все было сбалансировано (спрос и предложение более-менее соответствовали друг другу), а теперь спрос резко подскочил и потому прилавки магазинов опустели. Люди же привыкли к достатку многих товаров и услуг, и их дефицит может вызвать массовое недовольство. Подобное мы переживали, и не так уж давно. Поэтому забывать нельзя!
Разумеется, эти и многие другие опасности хорошо известны нашему президенту, поскольку он является самым информированным человеком в стране. И я об этом напоминаю не ему, а обществу, которое порой забывает, что в нем самом происходило. Но В. В. Путин как сильный и мужественный человек не мог поступить иначе, ибо речь идет о стратегии развития страны на многие десятилетия вперед. Не случайно он не решил данный вопрос своим указом, а обратился открыто к обществу. И как мне кажется, не только для того, чтобы люди знали эти инициативы и помогали их практической реализации. Было бы большим примитивизмом сводить дело к тому, что вот есть деньги, их надо распределить, добавить, кому положено, и затем по российской традиции — «прогулять».
Думаю, задача стоит совсем другая. Объективно нам необходим определенный прорыв как в образе жизни, так и в своей воспроизводственной деятельности. Я бы сказал, нам требуется самосознание на новом уровне. Пора изживать искусственно навязанный нам синдром вечно заблуждающихся, отстающих, неполноценных и т. п., который и привел общество к безразличию и инертности, утрате пассионарности (по Л. Гумилеву). Поэтому, видимо, за счет лучшего оборудования поликлиник, больниц и более высокой оплаты труда медперсонала нам необходимо не только качественно лечить больных, к чему порой все сводится, а предупреждать заболевания, вообще поднять на национальный уровень культ здоровья, физкультуры, спорта. А то у нас пьянство, лень, барство поразили буквально все слои общества.
В школе и вузах тоже проблема не ограничивается только наличием компьютеров, их подключением к Интернету и зарплатой преподавателей. Главное — чему учить? Трудно мириться с ситуацией, когда в центре внимания находятся технологические аспекты образования, а не содержательные, причем не только в смысле знаний, но и нравственности. Ведь состояние общества, поведение и деятельность в нем людей определяются прежде всего их сознанием, о развитии которого в последнее время предпочитают помалкивать.
Особо хотел бы выделить задачи в области науки. Я не касаюсь естественных, технических и точных наук,— там своя диалектика развития, действуют общемировые закономерности и тенденции. Мне ближе положение в общественных науках. От которых, кстати, очень и очень многое зависит. А они поражены субъективизмом, конъюнктурностью, что осложняет выработку курса развития страны.
Короче, инициативы президента России отличаются глубоким и перспективным смыслом, в них заложен большой потенциал. Хотелось бы, чтобы все это сработало, хотя опасность профанации существует. Ведь для всего нужна энергия и воля — причем, не одного человека, а всего общества. Найдем ли мы ее на этот раз?
Григорий АТАМАНЧУК, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ