НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 9
"НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ"
2005 г.
ПЕРСОНА НОМЕРА
"Триада", с помощью которой можно осуществить рывок
В жизни современного общества возрастает роль науки, образования, новых, в том числе информационных, технологий — всего, что имеет отношение к интеллектуальному потенциалу. Переход развитых стран от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, экономика которого является интеллектуальной, основанной на знаниях, также выдвигает на первый план интеллектуальную составляющую человеческой деятельности. А как обстоят дела у нас, в России? На этот вопрос отвечает руководитель федерального агентства по образованию Григорий Балыхин.
В сложившейся в России в последние два десятилетия достаточно непроcтой социально-экономической ситуации мы, к большому сожалению, все уже начали постепенно привыкать к тому, что страна шла по пути «догоняющего развития», строя свою промышленно-экономическую политику, в основном, на производстве и экспорте сырьевых ресурсов.
Однако, в последние годы все увереннее проявляется тенденция перехода России, как и подавляющего большинства передовых стран, на новые информационно-интеллектуальные ресурсы; единственно правильной экономической стратегией при этом является опережающее развитие государства, способствующее «прорыву» в постиндустриальное информационное общество на основе принципиально новых подходов к перспективам экономического развития.
Основной целью продвижения и реализации государственной инновационной политики Российской Федерации на период до 2010 года является «перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях».
Федеральное агентство по образованию выделяет следующие приоритеты своей деятельности:
совершенствование качества и усиление практикоориентированного характера профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям федерального и региональных рынков труда на основе внедрения новых государ-ственных образовательных стандартов, осуществления комплекса мероприятий, обеспечивающих условия полномасштабного включения российской высшей школы в Болонский процесс, реализации моделей непрерывного образования в течение всей профессио-нальной карьеры, развития современных, в том числе информационных образовательных технологий;
существенное качественное обновление учебно-лабораторной и материально-технической базы учреждений про-фессионального образования;
разработка и развитие экономических механизмов в образовании, повсеместное внедрение апробированных моделей финансирования образования;
совершенствование системы межбюджетных отношений с учетом предусмотренного законодательством перераспределения полномочий в сфере образования между федеральным, региональным и муниципальным уровнями;
совершенствование управления образованием на основе принципов стратегического менеджмента, бюджетирования, ориентированного на конечный результат, внедрения современных информационных систем и баз данных, систем электронного документооборота и поддержки принятия решений, развития государственно-общественного характера управления образованием.
Ключ к решению проблемы вхождения России в новую историческую эпоху — эпоху постиндустриальной цивилизации в качестве одной из ведущих держав находится в восстановлении и укреплении частично утраченного научно-промышленного потенциала, производственной и социальной инфраструктуры, подготовке высококвалифицированных кадров, в соединении мирового опыта общественных и производственных отношений с уникальными традиционными духовно-культурными ценностями нашей страны.
Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что восстановление и эффективное использование научно-технического и интеллектуального потенциала России, широкомасштабные инвестиции не в добывающую промышленность, а в современные электронные технологии, науку и образование — наиболее актуальные сегодня задачи для страны.
Из всех возможных сценариев развития именно инновационный наилучшим образом решает задачу активной и полноценной реализации интеллектуального потенциала страны, становится основой проведения антикризисной политики.
Необходимость усиления инновационной составляющей экономики России неоднократно подтверждалась как в трудах российских экономистов, так и официальных документах правительства Российской Федерации, министерств и ведомств. Однако, по оценкам экспертов, Россия тратит на исследования и активизацию инновационной деятельности 1,2% ВВП, причем более 50% этой суммы приходится на бюджетные инвестиции, тогда как в США этот показатель составляет 2,6-2,7% ВВП в год, в странах Европейского Союза, Японии доля расходов на НИОКР составляет от 2,7% до 3,1% от ВВП.
Для примера, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в 90-е годы прошлого столетия сократился более чем в 10 раз, что повлекло за собой резкое снижение конкурентоспособности национальной экономики и утрату значительной части потенциала экономического роста. Учитывая то, что в развитых странах на долю научно-технического прогресса приходится в современных условиях подавляющая часть прироста национального дохода, деградация научно-технического потенциала страны может привести к необратимой утрате возможностей будущего социально-экономического развития.
Единственное оптимальное решение проблемы предотвращения катастрофического сжатия научно-производственного потенциала требует серьезного наращивания инвестиционной и инновационной активности.
Отечественная обрабатывающая промышленность, по-видимому, не может быть в ближайшие годы источником инновационного рывка из-за отсутствия финансовых ресурсов, кадров, структуры управления и сопровождения инновационной деятельности, ориентации на экстенсивную стратегию развития и ценовую конкуренцию. Таким образом, центром системной интеграции инновационной активности в России могут стать система образования и наука — вузы и научно-исследовательские институты.
Социально-экономическая значимость образования в целом и профессионального образования в частности, его роль в научно-техническом прогрессе, духовной жизни общества, в развитии и качественном совершенствовании всей экономики общепризнанны. Конкуренция стран в экономической области сводится в современных условиях рыночного хозяйства к конкуренции в области науки и техники и, как следствие, к конкуренции в области подготовки и организации использования квалифицированных кадров.
Появление и стремительное развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производств, обеспечение высоких темпов развития науки и техники, обусловленные необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, требуют наличия квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки.
Таким образом, эффективность современного материального производства и научно-технический прогресс находятся в прямой зависимости, наряду с другими факторами, от общего развития знаний и квалификации работников. В связи с этим, выступая основным звеном процесса воспроизводства совокупной рабочей силы, система образования играет все возрастающую роль в социальном, экономическом и научно-техническом развитии страны.
Система предоставления образовательных услуг становится важнейшим фактором формирования и повышения экономического потенциала страны. Косвенным подтверждением признания обществом роли образования может служить опережающее с начала 60-х годов XX в. расширение сферы образовательных услуг в развитых странах по сравнению с другими областями экономики, в том числе относительно научных исследований и разработок. В 70-х годах расходы на образование превышали затраты на науку в США в 2,6-3 раза, в Японии, Франции и Великобритании — в 3-3,5 раза. Данное соотношение сохраняется до сих пор, несмотря на форсированные темпы развития НИОКР в этих странах.
Уровень образования и состояние науки в стране связаны напрямую. Перед Россией стоит задача формирования и развития инновационной системы, интеграции образования и науки. Однако, существует ряд сложностей: прежде всего, в экономике страны практически отсутствует потребность в инновациях, наука и научно-техническая сфера остаются маловостребованными; мы имеем в России незначительный процент предприятий, способных производить наукоемкую продукцию; слабо развит технологический рынок; очень малые средства вкладываются в разработку инновационных продуктов, а развитие инновационной деятельности требует значительных инвестиций.
Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, в этом процессе система образования регулярно приходит в противоречие с потребностями науки и производства. Переход к новым технологиям, к новым средствам коммуникации, системам управления людьми требует коренных преобразований и в подходах к обучению новым знаниям. В то же время возрождение классических отраслей промышленности не всегда обеспечено своевременной подготовкой кадров, отсутствуют опыт и практика определения перспективных кадровых потребностей даже на крупных и успешно развивающихся предприятиях негосударственного сектора экономики. Существующая образовательная среда претерпевает значительную модернизацию, что находит свое отражение в изменениях технико-экономического, организационно-экономического, социально-экономического и управленческого характера.
Таким образом, образование-наука-технология — та триада, опираясь на которую и используя рыночные механизмы, при правильной общей стратегии можно осуществить рывок, подняться на качественно новый уровень технологического прогресса и экономического роста. Этот оптимистически звучащий вывод станет реальностью только в том случае, если Россия успешно сможет по нему продвигаться.
Важнейшими задачами, стоящими сегодня перед профессиональным образованием, являются: существенная модернизация его содержания и структуры, сбалансированное развитие всех его уровней, в первую очередь начального и среднего профессионального образования,— в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
Говоря сегодня о работе по совершенствованию деятельности высшей школы, мы должны со всей определенностью подчеркнуть, что рассматриваем ее как логическое продолжение реализации перспективных и масштабных задач, поставленных перед образованием президентом Российской Федерации, Государственным Советом, обсудившим по его инициативе пути совершенствования российского просвещения, которые получили свое документальное оформление в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Задачи, поставленные в Концепции и с разной, скажем прямо, степенью успешности решавшиеся нами в последние годы, получили четкую, учитывающую требования сегодняшнего дня, конкретизацию в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы», одобренных правительством Российской Федерации в декабре прошлого года.
Последовательная реализация выработанных приоритетных направлений должна обеспечить существенное продвижение российской системы образования на пути ее модернизации. При этом, она не должна приводить к ухудшению положения в отрасли, а обеспечивать безусловное повышение социального статуса педагогов и обучающихся.
Формирование в стране системы непрерывного профессионального образования, развивающегося на базе интеграции с наукой, вовлечение работодателей в процесс образования на всех его стадиях: от выработки квалификационных требований к уровню подготовки — до совершенствования образовательных технологий и итоговой аттестации специалиста, развитие интеграции программ профессионального образования разного уровня, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования. Таковы первоочередные задачи, которые призвано решать Рособразование во взаимодействии с министерством образования и науки Российской Федерации, другими органами государственной власти, региональными органами управления образованием, коллективами подведомственных учреждений и организаций, профессиональными союзами, научными и общественными объединениями.