Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 7
"АВИАЦИЯ"
2005 г.

ДЕЛОВОЙ ВЕСТНИК
Саммит на берегах Невы

В середине июня в «северной столице» России прошел IX Петербургский международный экономический форум, в работе которого впервые принял участие президент РФ Владимир Путин.
Петербургский форум по праву признается главным экономическим саммитом России и СНГ. Более 3000 представителей политической и деловой элиты из 60 стран мира в течение трех дней обсуждали на берегах Невы структурные реформы, проблемы инновационного развития экономики, перспективы сотрудничества в Арктике и многие другие актуальные вопросы. В рамках форума прошли заседания более 30 «круглых столов» и конференций, а также Конгресс по проблемам развития местных и региональных властей. Состоялись выставки и презентации Азербайджанской Республики, Сибирского федерального округа, Венгерской Республики и Королевства Норвегия. Одним из разделов выставочного проекта была экспозиция «Минерально-сырьевые ресурсы стран СНГ». Работу невского саммита освещали более 600 представителей крупнейших телеканалов, газет и журналов, информационных агентств России и стран СНГ.
Наш журнал — Генеральный информационный спонсор невского саммита — публикует наиболее интересные и принципиальные фрагменты выступлений его участников.
Вступительное слово В.В. Путина
Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Очень рад видеть всех присутствующих на этом форуме, который уже традиционно проходит ежегодно в течение последних девяти лет. Очевидно, что подобные регулярные встречи полезны и деловым кругам, и научному сообществу, и государству. Отмечу также, что ваш форум стал своеобразным институтом экономической интеграции. Он позволяет преодолевать границы и расстояния, предоставляя открытые площадки для разговора о самых насущных общих проблемах.
Одна из ключевых тем форума — анализ и оценка эффективности разных экономических моделей. Кроме того, вам предстоит обсудить проблемы перехода к наиболее перспективному инновационному пути развития.
Здесь собрались представители более чем сорока государств. На форум приехали наши друзья из стран СНГ и других государств мира. Девиз нынешнего саммита: «Эффективная экономика — достойная жизнь». В этой короткой фразе сконцентрирована главная цель, которую сегодня ставят перед собой очень многие государства. Но каждое из них выбирает свой путь развития, поскольку нет и, видимо, не может быть абсолютно универсальных рецептов развития, благополучия и процветания. Однако, думаю, для всех очевидно, что достойная жизнь станет реальностью только при условии устойчивого и длительного экономического роста.
Важнейшие темы, которые вы будете обсуждать, — это размеры присутствия государства в экономике. Казалось бы, что все точки над «i» в этой теме уже давно расставлены, однако дискуссия продолжается. До сих пор это один из ключевых и наиболее дискуссионных вопросов. Он важен для любой страны, для любой экономики. И думаю, что многие из присутствующих здесь со мной согласятся: в разное время, в разные исторические периоды он приобретает различное звучание.
Очевидно, что избыточное участие государства в хозяйственной жизни может стать тормозом для предпринимательской инициативы. Мы проходили это на собственном опыте. Вместе с тем государство не может полностью самоустраниться, ведь существуют такие экономические сферы, где его присутствие вполне оправдано и обусловлено. Прежде всего имею в виду отдельные объекты инфраструктуры, оборонно-промышленный комплекс. Понятно, что каждая страна сама определяет экономическую политику, но обмен опытом и совместное обсуждение этой проблемы здесь на форуме будет крайне полезным.
Еще одна тема, которая стоит в повестке форума и которую я считаю принципиально важной, — это место российской экономики в системе мирового разделения труда. Сегодня Россия — мощнейший экспортер сырьевых ресурсов, и это наше естественное колоссальное конкурентное преимущество. Кроме того, сама добыча, как и первичная переработка сырья, вполне может стать высокотехнологичным производством. Однако эффективное использование природных богатств — далеко не достаточное условие для устойчивого экономического роста и даже только отвлекающее от решения ключевых задач развития. Поэтому одной из важнейших целей остается реструктуризация экономики и, как следствие, — создание производств, выпускающих качественные и востребованные рынком товары. Из конкурентоспособности каждого российского товара, каждого российского предприятия складывается конкурентоспособность страны в целом.
Значительное место в работе форума отводится вопросам регионального сотрудничества. Для России развитие, например, ее обширных северных территорий — это крайне значимый фактор, и, безусловно, мы заинтересованы в эффективности международного взаимодействия на этом направлении. Особую ответственность на нас возлагает председательство в Арктическом совете. И своей миссией мы считаем формирование сбалансированного подхода к решению задач устойчивого развития этого региона мира. Наше сотрудничество здесь наиболее успешно в природоохранной сфере. Но мы также знаем, что обязаны подтянуть до этого уровня партнерство в таких отраслях, как использование информационных технологий, сохранение самобытной культуры народов Севера и оказание им помощи в адаптации к условиям рынка.
С.М.  Миронов, председатель Совета Федерации
За прошедшие годы авторитет Петербургского форума значительно вырос, так как на нем обсуждаются наиболее острые проблемы российской экономики, выдвигаются конструктивные идеи и предложения по их решению с учетом развития международного сотрудничества.
В этом году заявлено беспрецедентное число мероприятий. Во-первых, целый блок «круглых столов» посвящен северной тематике.
Во-вторых, около пятнадцати «круглых столов» будет посвящено различным аспектам развития новых технологий, построению инновационной экономики, структурным реформам и отраслевым вопросам.
В-третьих, очень серьезно обновлены традиционные блоки «круглых столов» по проблемам минерально-сырьевого комплекса, интеграции стран СНГ в мировую экономику, по местным и региональным вопросам.
Активно расширяется в последние годы и выставочная программа форума.
Следует отметить, что Петербургский форум ежегодно подтверждает свои заданные цели: укрепление делового потенциала регионов и межрегиональных связей, а также повышение эффективности международной экономической интеграции.
Сегодня ни одна страна не может эффективно развиваться, замыкаясь в рамках национальных экономик. В этих условиях одной из главных задач становится развитие всестороннего международного сотрудничества, в том числе ускорение процессов региональной интеграции.
В этой связи хотел бы сказать, что важнейшим приоритетом в работе нашего форума является обсуждение перспектив и направлений развития Содружества Независимых Государств, а также участия стран СНГ в мировых интеграционных процессах. Успех в создании Единого экономического пространства России, Белоруссии, Украины и Казахстана будет означать существенное укрепление интеграционных начал между нашими странами. Решение этой задачи будет во многом определять перспективы взаимного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
Петербургский международный экономический форум имеет свою особую миссию, являясь самым крупным экономическим саммитом на всем постсоветском пространстве с четкой гуманитарной составляющей. Хочу добавить, что органическим дополнением Петербургского форума в этом году станет первый Дальневосточный международный экономический конгресс, а в следующем, 2006-м, — очередной Байкальский экономический форум.
В.И.  Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга
Девиз нашего форума: «Эффективная экономика — достойная жизнь». Это всецело соответствует тем задачам, которые поставили перед собой петербуржцы — достичь европейских стандартов качества жизни. Мы уже сумели добиться первых результатов. Бюджет этого года вырос почти на 40%, более чем на 30 млрд. рублей за год.
Мы поставили задачу: к 2008 году удвоить доходную часть городского бюджета, и я уверена, мы ее выполним. Мы создали для инвестора максимально благоприятные инвестиционные условия, приняли внятные, прозрачные, предсказуемые правила игры, равные для всех субъектов рынка. В городе стабильная социальная и политическая обстановка, что, безусловно, сказывается на результатах развития Санкт-Петербурга. За прошедший год объем зарубежных инвестиций вырос более чем на 40%. К нам пришли и «Тойота», чтобы строить в России самый современный и технологичный автомобильный завод, и Шанхайская зарубежная объединенная инвестиционная компания, которая вложит до $1,5 млрд. в строительство огромного комплекса жилых зданий, социальных, деловых, спортивных объектов на юго-западе Петербурга. Отечественный металлургический гигант «Северосталь» начал строительство завода по производству труб большого диаметра для нефтяной и газовой промышленности с объемом инвестиций более $400 млн.
В экономическом развитии Санкт-Петербурга мы эффективно используем разные инструменты. Сейчас все более актуальным становится привлечение потенциала частного бизнеса в решении крупных инфраструктурных проектов. Взаимодействие частного капитала и возможностей государства дает поистине удивительные, быстрые и, я бы сказала, прорывные результаты. Форма частно-государственного партнерства уже успешно зарекомендовала в Санкт-Петербурге себя при реализации ряда крупных проектов. Речь, в первую очередь, идет о строительстве юго-западных очистных сооружений, крупнейшего экологического проекта европейского масштаба, морского пассажирского терминала, западного скоростного диаметра и других. Здесь государственный и частный капитал эффективно взаимодействуют, успешно дополняя друг друга. Поэтому в рамках форума мы подготовили и проведем конференцию «Частно-государственное партнерство — инструмент привлечения инвестиций».
Б.В.  Грызлов, председатель Государственной думы
Сегодня в России сложилась благоприятная ситуация для решения задачи экономического прорыва, для выхода на новый уровень развития:
— приняты важнейшие законы;
— увеличиваются золотовалютные резервы;
— растут бюджетные поступления;
— есть политическая стабильность.
Главное препятствие, которое может возникнуть, — это разобщенность и бессистемность шагов субъектов экономической политики в достижении поставленной цели.
Обеспечить новый этап подъема производства в России возможно лишь объединенными усилиями всех заинтересованных сторон. Те, кто может организовать производство, кто хочет вложить в него средства, должны получить такую возможность.
В этой связи от государства требуется последовательная налоговая и кредитная политика, снижение административного давления на бизнес, содействие внедрению новых технологий.
Это задачи на ближайшую перспективу, и более подходящего момента для их решения у нас может и не быть. Среди функций и законодательной, и исполнительной ветвей власти важное место занимает обеспечение притока инвестиций в национальную экономику.
Мы знаем, что сегодня Россия отстает по ряду направлений от ведущих мировых держав, но в этом отставании тоже следует видеть потенциальные условия для рывка вперед. У нас есть возможность не повторять чужие ошибки, а учиться на них. И российскому бизнесу, и в первую очередь российской власти нужно окончательно преодолеть комплекс догоняющего развития.
История нашей страны доказывает, что Россия может быть лидером, может задавать тон, в том числе в высокотехнологичных отраслях. Экономическая политика должна строиться на принципах равноправного партнерства государства и бизнеса как внутри страны, так и в международном измерении.
К.  Сили, председатель Государственного собрания Венгерской Республики
Наша основная цель — и дальше увеличить взаимный товарооборот, перманентно его увеличивая и превышая те $4 млрд. взаимного оборота, которые имеются в настоящее время, в первую очередь за счет увеличения нашего экспорта в Россию. Я обнадеживаю, стимулирую наших предпринимателей — и россиян, и венгров, чтобы они взаимно повышали взаимные инвестиции в экономики наших стран, производственную кооперацию, поставляли на российский рынок любимые для российского населения венгерские продукты, увеличивали их экспорт, например, консервов, фруктов, овощей, вина и услуг. Я уверена в том, что в последующие дни, проводя многосторонние и односторонние переговоры, «круглый стол», мы выскажем новые идеи, новые инициативы повышения нашего сотрудничества.
В.М.  Литвин, председатель Верховной Рады Украины
Интеграционные процессы в СНГ крайне важны для Украины. Но реализация своих интересов и многомерное сотрудничество с участниками Содружества является лишь частью эффективной национальной стратегии по вхождению в международное разделение труда, где евразийский рынок — его неотъемлемая часть.
Мне представляется, что СНГ будущего — это содружество государств, которые стремятся реализовать собственные проекты национального развития, максимально используя при этом возможности международной интеграции и региональной кооперации. Из инструмента развода СНГ должно превратиться в инновационный проект, нацеленный на формирование новой матрицы межгосударственных отношений как внутри СНГ, так и в мире.
На мой взгляд, страны СНГ заинтересованы развивать сотрудничество в нескольких плоскостях: общий рынок товаров, капиталов и рабочей силы, услуг на основе зоны свободной торговли. И здесь роль локомотива может выполнять ЕС.
Мы должны быть готовы к сотрудничеству в условиях межцивилизационного договора, поскольку уникальность СНГ — в его политкультурности и многонациональности. Нам предстоит непростая задача — собрать осколки советской цивилизации в новое межцивилизационное сообщество.
В состав организаторов форума входит Совет Межпарламентской ассамблеи государств СНГ. В этой связи считаю важным и актуальным поставить вопрос о целях и задачах, которые может реализовать Межпарламентская ассамблея Содружества. На мой взгляд, Ассамблее необходимо вернуть функции инкубатора и инициатора новых инициатив.
Кроме того, Ассамблея могла бы стать политическим провайдером для тех проектов и инициатив, которые возникают на уровне субъектов бизнеса и неправительственных организаций, представляющих интересы научных, культурных, религиозных, молодежных сообществ наших стран.
Петербургский форум доказал свою актуальность и превратился в эффективную коммуникативную площадку для политиков и экспертов стран-участников. Широк диапазон проблем, которые регулярно выносятся на обсуждение. Мне представляется важным и актуальным вынесение на следующий X Петербургский форум проблемы сотрудничества стран ЕС и СНГ в рамках проекта Большой Европы.
Ж.  Лемьер, президент Европейского банка реконструкции и развития, сопредседатель Оргкомитета форума
Россия двигается вперед, но она должна двигаться еще быстрее, должна еще быстрее расти, и должна двигаться по пути, который обеспечит развитие не только за счет природных ресурсов, газа, нефти, но и за счет другого — за счет новых путей, подходов.
Что нужно сделать для того, чтобы обеспечить новый уровень роста на базе инноваций. Нам нужно иметь долговременное видение перспективы. Что это значит? Это значит, что нужно создать соответствующую среду для инвестиций. Мы знаем, что инновации всегда вели мировую экономику, и мировая экономика всегда была источником новых опытов, знаний, технологий. Это крайне важно. Важна и открытость России внешнему миру для того, чтобы черпать из мира, для того, чтобы глубже интегрироваться в глобальную экономику. Определенные процессы уже идут в России. Например, она вступает в ВТО, она подписала определенные соглашения о разделе продукции.
Я бы хотел поговорить еще об одном аспекте — о чрезвычайной важности развития малого и среднего бизнеса, который в мире зарекомендовал себя как ключевой аспект развития, который всегда создает условиях для конкуренции. И мы готовы еще раз подтвердить, что мы рады поддерживать подобные инициативы в этом регионе. Например, в прошлом году мы вложили в развитие малого и среднего бизнеса в России $2 млрд. И у нас есть намерение продолжать действовать в духе этой нашей стратегии.
П. Соботки, председатель Сената Парламента Чешской Республики
Мы усматриваем у вас слишком много административных препон, санитарных, ветеринарных правил, которые мешают развитию сотрудничества. Это не помогает никому, в том числе предпринимателям, не говоря уже о потребителях. Однако мы усматриваем в России огромный потенциал, огромный рынок с прекрасными перспективами. Мы видим, что центральное правительство действует ответственно, выплачивает зарубежную задолженность, мотивирует реформы. У вас низкие налоги, реальные доходы увеличиваются почти на 10%. По этой причине, я уверен, что все существующие ныне проблемы, в конце концов, будут совместными усилиями преодолены, и постепенно товарооборот увеличится до цифры, в несколько раз превышающей нынешнюю.
Н.А.  Абыкаев, председатель Сената Парламента Республики Казахстан
Каждая страна сама выбирает себе ту или иную модель экономического развития, исходя из множества факторов, но конечным результатом деятельности любого цивилизованного государства должен быть высокий уровень жизни населения.
Казахстан провел весьма решительные и радикальные экономические реформы. Они порой давались очень тяжело, заметно отражались на настроении людей, находили непонимание даже у экономической элиты.
Последние годы страна пожинает плоды успеха этих реформ. Сейчас мы с уверенностью говорим, что наши прогнозы 2000 года по удвоению внутреннего валового продукта за 10 лет станут реальностью уже к 2008 году.
Экономическая и политическая модель нашей страны изложена в долгосрочной стратегии развития «Казахстан-2030». Если коротко, то ее суть — предельный либерализм. Этот опыт подтверждает слова легендарного немецкого экономиста Людвига Эрхарда: чем более свободна экономика, тем более она социальна. А это — оборотная сторона медали, суть которой и есть девиз настоящего форума.
Казахстанская модель исходила из приоритетности реформирования и развития финансового, а не только реального сектора. И сегодня развитая финансовая инфраструктура и банковская система успешно решают задачи глобальной модернизации страны. Мы остаемся сторонниками проведения жесткой монетарной политики, жесткой денежно-кредитной политики, финансовой и банковской в том числе.
В стране начата реализация стратегии инновационно-индустриального развития. Она весьма амбициозна и уже показала первые результаты. Началась реальная диверсификация экономики. В прошлом году было введено в строй и модернизировано более 300 предприятий, а темпы роста перерабатывающей промышленности впервые превысили рост добывающей.
Д.  Ди Стази, председатель Конгресса местных и региональных властей Европы
Мы говорим об экономической эффективности, о качестве жизни, но мы не можем на них рассчитывать, если мы не соблюдаем такие ценности, как права человека, как демократия.
Те, кто принимает решения в области экономики, не должны рисковать. Они не должны вкладывать деньги в страну, где не уважаются общечеловеческие гуманитарные ценности, где не уважаются права человека. Это просто невозможно.
Поэтому Совет Европы, та его часть, с которой мы работаем, я имею в виду местные и региональные власти, прежде всего очень пристально следят за соблюдением тех ценностей, о которых я говорю, и пытаются их привносить в жизнь на своих местных уровнях.
Мы не можем сказать, что демократия может существовать без существования демократии на местах. Потому что местные демократии должны играть огромную роль в контексте глобальных демократий, в контексте новых условий в мире.
Поскольку я говорю здесь перед вами, в Петербурге, я хочу подчеркнуть, что моя вера в важность и роль местной демократии заставляет меня думать о роли, которую может играть Россия в общем мировом процессе.
Для нас крайне важно стабильное, устойчивое развитие, процветание России. Сейчас нам важно, что местные и региональные власти в России становятся все более активными в плане участия в продвижении их территории по пути нового экономического развития. Я думаю, что это направление крайне важно для России и крайне важно для Петербурга. Я хочу пожелать вам успешного развития, успешной жизни, успешного экономического развития, которое здесь происходит. Это радостно для россиян, но это радостно и для всего мира, прежде всего для Европы, — наблюдать за вашим экономическим развитием и процветанием.
Ли Тин, заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей
С конца 70-х годов ХХ века — начала проведения политики реформ — в Китае произошли небывалые по своей глубине социальные и экономические перемены. За 26 лет — с 1978-го по 2004 годы — ВВП Китая увеличился с $147 млрд. до $1,65 трлн. А среднегодовой прирост составил 9,4%. За последние 4 месяца этого года рост ВВП достиг 9,5%. Внешний объем импорта, экспорта увеличился на 25%.
Мы и впредь будем проводить политику укрепления реформ и открытости внешнему миру, поддерживать научную концепцию развития, строить гармоничное общество, добиваться устойчивой стабильности и развития общества.
Мы и дальше будем продолжать строить правовое государство. Китай — это государство, где хозяином является трудовой народ. Освобождение труда, освобождение трудящихся — это наша основная задача. Мы должны дать всему трудовому народу возможность работать и пользоваться плодами своего труда.
Мы и впредь будем идти по пути мирного развития. Китайский народ — миролюбивый народ, не может идти в своем развитии в отрыве от внешнего мира.
Поэтому мы будем развивать долгосрочное сотрудничество с различными сторонами внешнего мира.
Г.В.  Новицкий, председатель Совета Национального собрания Республики Беларусь
На протяжении последних лет белорусская экономика развивается достаточно динамично. Темпы роста валового внутреннего продукта составляют 9-10% в год, денежные доходы населения за предыдущее десятилетие увеличились почти в три раза, уровень безработицы снизился до 2%, быстрыми темпами увеличиваются инвестиции в основной капитал, снижается уровень энергоемкости производимой продукции, экспорт товаров и услуг на протяжении последних пяти лет возрастает ежегодно почти на 1/3.
Хочу подчеркнуть, что Беларусь — страна с высокой степенью открытости экономики. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте превышает 65%. В 2004 году отношение внешнеторгового оборота к валовому внутреннему продукту составило около 132%. Это самый высокий показатель среди стран СНГ.
Одно из приоритетных направлений нашей внешнеэкономической деятельности — отношения со странами СНГ. Для расширения миграционных процессов на постсоветском пространстве, на наш взгляд, необходимо активизировать хозяйственную кооперацию, создание совместных производств, осуществление крупных экономических проектов и программ. Однако, мы, безусловно, с оптимизмом смотрим и на перспективу углубления торгово-экономических связей с Европейским Союзом. Хочу подчеркнуть, что за последние годы темпы роста экспорта белорусской продукции значительно превышают именно западноевропейские страны и, прежде всего, Европейского Союза. Это говорит о конкурентоспособности нашей продукции, это говорит о нашем достаточно высоком потенциале.
В.  Бучковски, председатель правительства Республики Македония
9-летняя история Петербургского экономического форума полна успешной, продуктивной работы, которая направлена на развитие различных форм экономического сотрудничества, а также на укрепление экономических отношений не только между странами региона, но и во всем мире.
Лозунг, выдвинутый вами, — эффективная экономика во имя улучшения жизни людей — крайне важен для нашей страны.
За последние 2-3 года наша республика также, к счастью, испытала стабилизацию экономики.
В нашей стране проходят демократизация общества, развитие экономики, но нам нужно интенсифицировать эти процессы, если мы действительно хотим увидеть настоящую стабилизацию и настоящий рост.
Мы стараемся открываться миру, и мы говорим о том, что Республика Македония — это прекрасный новый рынок для ваших инвестиций.
Мы работаем с «ЛУКОЙЛом» — одной из крупнейших компаний в России. «ЛУКОЙЛ» строит 49 новых заправочных станций, и мы надеемся, что к нам в ближайшее время придут еще три крупнейшие мировые компании.
В 2004 году торговый баланс между Республикой Македония и Российской Федерацией вышел на уровень $271 млн. Македония стремиться преодолеть дефицит торговли с Россией. Мы думаем о подписании новых договоров, о проведении новых встреч, и, прежде всего, о подписании протокола, который создаст условия для более эффективного обмена товарами между двумя странами.
И.Г.  Алиев, президент Азербайджанской Республики
За годы своего существования форум превратился в очень важный элемент интеграционного сотрудничества.
Для нас этот форум также имеет большое значение потому, что в рамках этого форума будет проведена презентация экономического развития, экономических достижений Азербайджана.
В целом Азербайджан динамично развивает свою экономику. За период с 1996-го по 2004 год средний рост экономики составлял более 10%. Таким образом, валовый внутренний продукт за этот период был удвоен.
Сегодня мы находимся на этапе нового, очень активного развития. По данным Международного валютного фонда, в этом году темпы роста экономики Азербайджана составят 18%, что является самым высоким показателем среди стран мира.
В Азербайджане создан очень хороший инвестиционный климат, максимально комфортные условия для инвесторов, а также механизмы, позволяющие в полной мере обеспечить наши национальные интересы. И такая инвестиционная политика привела к тому, что за последние 10 лет в экономику Азербайджана инвестировано $24 млрд., что также является одним из самых высоких показателей в регионе на душу населения.
Экономические связи между Россией и Азербайджаном также переживают период бурного роста. В начале 2004 года президенты двух стран поставили задачу удвоения товарооборота, и сегодня, по прошествии менее чем двух лет, можно с удовлетворением отметить, что мы почти выполнили эту задачу.
Мы считаем, что бурное развитие экономических связей отвечает нашим интересам и закладывает очень серьезную основу для всесторонних отношений между Россией и Азербайджаном. Мы удовлетворены уровнем развития этих отношений. Они сегодня вышли на уровень стратегического партнерства, и это отвечает интересам как России, так и Азербайджана.