Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 7
"АВИАЦИЯ"
2005 г.

ТЕМА НОМЕРА
Проект создания ОАК комментируют:

Александр Лебедев, депутат Госдумы, президент Национального инвестиционного совета
Идею создания такой компании мы, то есть Национальная резервная корпорация, предложили еще несколько лет назад. Правда, в нашей транскрипции эта компания именовалась «Национальная авиапромышленная корпорация». Немного обидно, что правительство почему-то считает, что «объединенная» звучит лучше, чем «национальная», «авиастроительная» — чем «авиапромышленная», а «компания» — чем «корпорация». Но дело не в названии. Мы полагали, что НАК станет реальной формой частно-государственного партнерства, причем в такой высокотехнологичной сфере, как авиастроение. НАК должна была создаваться «снизу», при несравненно более весомой роли бизнеса. Предложенный же правительством вариант создания ОАК предполагает иную схему объединения отрасли. Насколько мне известно, ОАК будет единой и при этом единственной бизнес-единицей, в которой доля госкапитала будет составлять более 70%. Причем поначалу она будет государственной на все 100%, и только потом в нее начнут «принимать» частных акционеров на основе оценки их пакетов. Ну и самое, пожалуй, главное: о какой вере в государственно-частное партнерство может идти речь после случившегося с «Ильюшин финанс»? (недавно Басманный суд Москвы арестовал акции ОАО «Ильюшин финанс Ко», не принадлежащие государству. — Прим. ред.)

Сергей Бодрунов, генеральный директор ОАО «Корпорация “Аэрокосмическое оборудование”»
К проекту создания ОАК отношусь положительно. И вот почему. Еще в 1997 году, будучи председателем Национальной ассоциации авиаприборостроителей России, я представил вице-премьеру Якову Уринсону предложения о создании единой национальной авиаприборостроительной корпорации. Нами тогда предлагалось создать в авиаприборостроении стопроцентно то же самое, что сегодня предлагается в отношении основных головных самолетостроительных фирм — на тех же принципах корпоратизации, управления и т.д. При этом подчеркивалось, что работать такая структура будет эффективно в любом случае, но максимально эффективна она будет, если аналогичную операцию интеграции произвести и в отношении «самолетчиков».
За прошедшие годы в виде, близком к предложенному, интеграция авиаприборостроителей проведена. В 1998 году были созданы корпорации «Аэрокосмическое оборудование» (преимущественно оборонная тематика) и «Авиаприбор-Холдинг» (преимущественно гражданская тематика), объединившиеся по решению Росавиакосмоса в 2003 году в «Российский авиаприборостроительный альянс». Сегодня он контролирует более 60% отечественного рынка авионики и авиаоборудования. Объемы продаж объединенной группы выросли более чем в 15 раз. Поэтому, основываясь на собственном опыте, мы полагаем, что ОАК будет функционировать успешно, если будут соблюдены декларируемые ныне принципы ее работы. И поэтому наш ответ: да, создание ОАК оправданно и может реально повлиять на развитие российской авиапромышленности.

Сергей НЕДОРОСЛЕВ, председатель Совета директоров Группы компаний «Каскол»
Прежде всего необходимо определиться с терминами. Ведь под названием «Объединенная авиастроительная компания» может пониматься разное. Я, например, понимаю под этим создание единой компании во главе с профессиональным менеджментом и сильным Советом директоров. Кстати, подобное решение у нас уже принималось, причем за 40 лет до появления в Европе EADS. Я имею в виду создание министерства авиапромышленности СССР. И до сих пор мы живем в основном за счет того, что создала именно эта оргструктура.
Мы и так опоздали с созданием ОАК более чем на 10 лет. Что все эти годы происходило? Вполне конкурентоспособная фирма «Авиапром СССР» распалась на отдельные НИИ, КБ и серийные заводы, к тому же бессистемно приватизированные, которые стали бороться не за место на международном рынке, и даже не за местных клиентов, а в основном друг с другом за оскудевший российский госбюджет и ресурсы от экспорта военной техники. Только один пример: у нас сейчас в работе более 8(!) проектов регионального самолета, и все они финансировались — прямо или косвенно — из государственной казны.
Консолидация оставшихся активов отечественного авиапрома в ОАК, причем не в форме некой аморфной структуры-ассоциации, которых у нас в последние годы было создано бесчисленное множество, а именно в виде сильной единой компании, позволит объединить ресурсы, провести реструктуризацию и занять достойное место на мировом рынке.