Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 7
"АВИАЦИЯ"
2005 г.

ПЕРСОНА НОМЕРА
Игорь Артемьев: "Мы старались защитить бизнес и от самих себя"

На смену двум основным законам, обеспечивающим развитие конкуренции на товарных и финансовых рынках нашей страны, грядет один — всеобъемлющий закон «О защите конкуренции». Проект его был разработан Федеральной антимонопольной службой России. С руководителем этого ведомства И. Ю. АРТЕМЬЕВЫМ беседует наш корреспондент.
— Уважаемый Игорь Юрьевич, с момента Вашего послед-него интервью нашему изданию прошло уже несколько месяцев (оно было опубликовано в ноябрьском номере «НВ» за 2004 год). Какой оценки может быть удостоен истекший период с точки зрения главного блюстителя системы свободной экономической конкуренции?
Прошедшие полгода ознаменовались серьезной и кропотливой работой над новым проектом закона «О защите конкуренции». В феврале законопроект был одобрен правительством России, после чего мы провели его широкое обсуждение с министерствами и ведомствами, представителями бизнеса, естественных монополий и научной общественности. В результате наших консультаций итоговый документ был внесен в Госдуму и рассмотрен в первом чтении 8 июля. Большинство депутатов поддержали законопроект: «за» проголосовало 406 депутатов при одном воздержавшемся. Мы настроены на серьезную работу с парламентом, потому что понимаем, что провести законопроект в том виде, в котором мы его внесли в Думу, нам будет нелегко. Одновременно мы готовим для обсуждения в правительстве России проект закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях», касающийся санкций за нарушения антимонопольного законодательства. Конечно же, мы продолжали нашу текущую деятельность по пресечению актов нарушения антимонопольного законодательства, возбуждали дела, рассматривали их на комиссиях, участвовали в судебных заседаниях…
— Какие сферы отечественной экономики вызывают сейчас Ваше наибольшее беспокойство?
В начале августа нам удалось поставить точку в деле в отношении ОАО «Мосэнерго». Федеральный арбитражный суд Московского округа признал решение и предписание антимонопольного органа в отношении ОАО «Мосэнерго» законными и обоснованными. Дело было возбуждено еще МАП России. В декабре 2003 года комиссия МАП признала ОАО «Мосэнерго» нарушившим 5-ю статью Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Злоупотребление доминирующим положением выразилось в нарушении порядка ценообразования при расчетах за тепловую энергию с ОАО «ДОН-Строй» и ЗАО «Управление по эксплуатации и ремонту», поставляющих тепло для населения. Комиссия выдала ОАО «Мосэнерго» предписание применять в расчетах в ОАО «ДОН-Строй» и ЗАО «УЭР» тариф «Население» за тепловую энергию, фактически потребляемую населением. ОАО «Мосэнерго» не согласилось с нашим решением и обжаловало его в суде. Почти два года длилось разбирательство, и теперь суд последней инстанции встал на нашу сторону, признав нашу правоту в отношении монополиста.
В январе этого года ФАС снова возбудила похожее дело против «Мосэнерго». Теперь комиссия ФАС посчитала, что «Мосэнерго» поставляет тепло по завышенным ценам для государственного унитарного предприятия «Жилкомсервис», которое занимается обеспечением теплоснабжения жилых домов по тарифу, предусмотренному для коммерческих организаций (почти в два раза выше, чем для населения). Мы уже выиграли две судебные инстанции. Но теперь мы хотим взыскать незаконно полученный доход в бюджет.
Мы по-прежнему пристально следим за развитием ситуации на рынке нефтепродуктов. Наше ставропольское управление выиграло дело в суде последней инстанции против компании «ЛУКойл», которая монопольно завышала цены на бензин. Всего за первый квартал этого года нам удалось добиться перечисления в бюджет около 100 млн. рублей от нефтяных компаний.
Другим важным направлением является исследование рынка цемента. 22 августа состоится очередное заседание комиссии ФАС в отношении компании «Евроцемент групп», которую мы подозреваем в монопольном завышении цен на цемент. На комиссии будут присутствовать как представители «Евроцемент групп», так и представители строительных компаний, которые обратились с жалобами в ФАС. И у тех, и у других будет возможность высказать свою точку зрения и привести свои аргументы. На основе полученных данных комиссия ФАС России будет принимать решение.
В настоящий момент мы начали проводить анализ рынка услуг по размещению рекламы и уже направили запросы во все наши территориальные управления и в центральные телеканалы с целью проведения анализа цен на услуги доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов. Думаю, что к концу года у нас будет готов анализ на эту тему.
— Недавно Вашим ведомством разработан проект Федерального закона «О защите конкуренции», которому предстоит пройти непростую процедуру законодательного обсуждения и утверждения. Какой Вам видится перспектива прохождения этого законопроекта в парламенте?
Я думаю, что большинство депутатов понимают необходимость принятия нового антимонопольного закона, так как действующий закон уже не отвечает современной ситуации и требованиям времени. Об этом свидетельствует и голосование в Думе, когда подавляющее большинство проголосовало в первом чтении за законопроект. Однако мы можем предположить, что основные трудности еще впереди, многие депутаты будут стараться внести изменения в текст закона. Наша задача не допустить внесения существенных изменений в законопроект, которые могли бы исказить его первоначальный смысл. Мы готовы встречаться с депутатами и объяснять нашу позицию, убеждать их в правильности наших норм и формулировок. Хочется верить, что законопроект будет принят в целом к концу этого года.
Очень многое зависит и от того, какова будет судьба нашего второго законопроекта — поправок в Кодекс об административных правонарушениях. В нем мы предлагаем значительно увеличить штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства, введя оборотные штрафы. Компании, нарушившие антимонопольное законодательство, по суду могут быть оштрафованы на 2-4% от оборота компании за прошлый год за участие в картельном сговоре и до 2% от оборота — за злоупотребление доминирующим положением. Законопроекту пока еще предстоит пройти обсуждение в правительстве. После этого он также будет внесен в Думу. Мы убеждены, что оба законопроекта должны идти если не вместе, то параллельно. Реальные изменения можно будет почувствовать только тогда, когда оба законопроекта вступят в силу.
— Что принципиально нового внесет в наше антимонопольное законодательное поле закон «О защите конкуренции»?
В проекте закона впервые мы предлагаем ввести понятие коллективного доминирования. Сейчас положение компании может быть признано доминирующим, если ее доля на рынке больше 35%. Но в «нефтянке», например, все российские компании имеют долю на рынке меньше 25%. И доказать злоупотребление доминирующим положением или картельный сговор в этой ситуации очень тяжело. Суды от нас ждут подписанных протоколов о согласованных действиях, но такие документы никто не подписывает. Однако мы выиграли дела против нефтяных компаний в Ставрополье, Красноярске и других регионах. Нам удалось доказать, что этот рынок локальный, и на нем у компаний доля больше 35%. С введением понятия коллективного доминирования ситуация будет другой. Если есть три компании, суммарная доля рынка которых больше 50%, или пять компаний с общей долей рынка больше 70%, они могут быть признаны коллективно доминирующими. Отмечу, что признание компаний доминирующими не влечет за собой никаких санкций со стороны антимонопольного органа. Санкции последуют, если нами будет обнаружен и доказан факт злоупотребления доминирующим положением. Вот против этого боролись некоторые нефтяники, металлурги и другие крупные компании.
С принятием нового закона должно значительно сократиться количество сделок, для совершения которых нужно будет получать разрешение в антимонопольном ведомстве. Ранее компании, чья капитализация в процессе слияния превышает 20 миллионов рублей, обращались за разрешением в ФАС. Сейчас это значение уже увеличилось в 150 раз — до 3 миллиардов рублей. Кроме того, мы предлагаем повысить и второй порог — приобретаемых активов.
С одной стороны, это означает, что из-под нашей опеки будет выведен малый и средний бизнес, давление на них со стороны государства уменьшиться. С другой стороны, значительно сократится и наш объем работы. Мы сможем сосредоточить свои усилия только на крупных сделках, действительно оказывающих серьезное влияние на экономику страны.
По новому законодательству отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций. Теперь получение предварительного разрешения ФАС обязательно только для приобретения блокирующего пакета (25%), контрольного (50%) и пакета, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%).
В законопроекте мы конкретизировали понятие государственной помощи как предоставления индивидуальных льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, установили единые антимонопольные требования к проведению всех видов конкурсов органами власти и местного самоуправления. Это позволит упорядочить процедуру предоставления госпомощи, ограничить незаконное предоставление льгот и преференций органами государственной власти и местного самоуправления избранным хозсубъектам, стимулировать развитие справедливых конкурентных отношений между хозсубъектами.
Отмечу, что понятие «госпомощь» не применяется в отношении государственных или муниципальных средств, утвержденных бюджетами разных уровней, в отношении ресурсов, предоставляемых на основании торгов, и в отношении средств, выделяемых на цели преодоления последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Если средства предоставляются публично, на основе конкурса, то это не является предметом рассмотрения ФАС.
По просьбе бизнеса мы ввели в законопроект специальную главу, которая регламентирует процедуру рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом. Теперь все процедуры будут прописаны не в акте антимонопольного органа, а непосредственно «в теле» закона.
При этом мы старались защитить бизнес и от самих себя. Любое наше решение может быть приостановлено с момента подачи жалобы в канцелярию суда. Кроме того, вышедшие из картельного соглашения и первыми добровольно заявившие о своем участии в соглашении, ограничивающем конкуренцию, и представившие доказательства, необходимые для установления факта такого соглашения, вообще могут избежать наказания. Это так называемая «программа смягчения», которая эффективно функционирует в Европе и США.
— Какую сравнительную характеристику можно дать законопроекту в сопоставлении с мировой антимонопольной практикой?
Новый проект закона приведен в соответствие с европейской антимонопольной практикой. Те же оборотные штрафы или программа смягчения, например, взяты из европейского законодательства. Мы также учитывали и опыт наших американских коллег. В частности, мы планируем подкорректировать 178-ю статью Уголовного кодекса, предполагающую уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства по отношению к руководителям компаний-нарушителей. На наш взгляд, законопроект «О защите конкуренции» соответствует по основным моментам тому законодательству, которое сложилось в мире за последние 100 лет.
— Тема нашего августовского номера — «Авиация». Сейчас прорабатывается вопрос о создании Объединенной авиастроительной корпорации. Как Ваше ведомство относится к этому проекту?
Создание подобных холдингов зачастую может приводить к ограничению конкуренции на внутреннем рынке, поэтому мы всегда очень внимательно следим за этими процессами в экономике и просим представлять нам серьезное обоснование создания подобных структур. Однако мы отдаем себе отчет, что возникновение холдингов часто является обоснованным в тех случаях, когда решается важнейшая задача обеспечения внешней конкурентоспобности российских предприятий на глобальном рынке. Подобные процессы слияния компаний в авиахолдинги проходили в США и Европе, и везде тщательно исследовались антимонопольными органами. Но, исходя из задачи повышения конкурентоспособности на внешних рынках, сделки были ими одобрены. И в ныне действующем законодательстве, и в проекте закона «О защите конкуренции» предусматривается возможность создания таких холдингов.
Юрий Филатов