Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 6
"СУДОСТРОЕНИЕ"
2005 г.

ТЕМА НОМЕРА. УТИЛИЗАЦИЯ
Дефицит — лишь полбеды...

В стремлении «догнать и перегнать Америку» Советский Союз в свое время так увлекся гонкой вооружений, что на случай «если завтра война» заготовил боевой арсенал больше, чем надо. Впрочем, как и его заокеанский визави. И потому на «оборонку», к коей относится в значительной мере и судостроение, выпало теперь непосильное бремя ликвидации отслужившего свой срок оружия. Особо это касается подводного атомного флота.

В СССР на его создание работали 1200 предприятий и научных организаций. Вплоть до 1992 г. флот ежегодно получал от пяти до десяти атомных подводных лодок (АПЛ). В итоге к 2001 г. в России насчитывалось 250 АПЛ — на 70 больше, чем у американцев. Причем, по качеству наши субмарины зачастую существенно превосходили конкурентов. Были такие образцы, которые по некоторым техническим характеристикам (быстродействию, бесшумности) попали в книгу рекордов Гиннеса. Особой гордостью страны были АПЛ с реакторами на быстрых нейтронах — на тот момент их считали венцом конструкторской и научной мысли. Если считать, что одна АПЛ обходилась государству в среднем в $1 млрд., то на подводный атомный флот Советским Союзом было затрачено около $300 млрд.
Для нынешнего российского бюджета такие суммы государственного оборонного заказа попросту нереальны. Специалисты ВМФ надеются выкроить хотя бы малую толику этого на модернизацию стареющего атомного подводного флота. Но, как бы странно это не звучало, деньги сейчас нужны не столько на строительство новых подлодок, сколько на утилизацию старых.
По неофициальным данным, в России более 30 судов класса атомно-технологического обслуживания (АТО) находятся в аварийном состоянии. Не в лучшем виде и другие представители этого класса — плавучие мастерские для перезарядки реакторов, транспортировки и временного хранения ядерного топлива, плавучие контрольно-дозиметрические пункты, танкеры и несамоходные баржи. Почти все они, оборудованные еще в 1960-70-х гг., морально устарели и давно готовы к присвоению статуса вторсырья.
Но старение флота — не единственная причина, по которой АПЛ надо сдавать в утиль. По мнению Валентина Иванова, депутата Госдумы (в прошлом — заместителя министра атомной энергетики), в России подлодок гораздо больше, чем надо, и поэтому под нож должны идти все АПЛ, которые курсируют за ненадобностью у причала. Из них к выходу в море готовы только единицы, а многим экипажам ничего не остается, как выполнять боевую задачу лишь на пирсе. В таком «свободном» плавании АПЛ превращаются в опасные «игрушки». Американцы поняли это ранее нас, сдав за короткое время в утиль 80 подлодок. В России же такой радикальный способ борьбы с переизбытком военной техники не прижился и а процесс утилизации протекал очень вяло.
До 1998 г. этим занималось (по словам Иванова, весьма неохотно) Министерство обороны. Затем появилось специальное постановление российского правительства, по которому ответственность за эти мероприятия взял на себя Минатом. К тому располагала удручающая статистика: в 1998 г. было утилизировано всего 4 подлодки, а к 2001 г. этой очереди ждали еще 189. Причем, на 104 из них на тот момент не было выгружено ядерное топливо, что в случае аварии грозило экологической катастрофой. Ведь каждая лодка «выдает» около 1000 тонн нерадиоактивных отходов и одновременно — значительное количество жидких радиоактивных.
После вступления в силу вышеупомянутого постановления было решено в первую очередь заняться выгрузкой топлива. В результате, в 1999 г. было «очищено» 8 АПЛ, а в 2000-м — 18. С 2001 г. нужно было ежегодно выгружать топливо из 21 лодки. При такой динамике, утверждает Иванов, через 5-7 лет весь атомный флот мог бы стать безопасным. Скорее всего, эта цель будет достигнута к 2007—2010 гг., — предполагает депутат.
Но выгрузка топлива — это еще не все. Следом лодка должна попасть на пункт временного хранения, потом увозится на комбинат «Маяк» и там перерабатывается. После «разделки» корпуса идет отбор и классификация материалов, определяется возможность их использования. По примерным подсчетам, на утилизацию одной лодки требуется более сотни млн. руб.
Особую озабоченность вызывают лодки с двух — и трехотсечными блоками. Ведь даже с выгруженным топливом они могут попасть на дно, рассеивая там радиоактивные материалы. Поэтому для них требуются специальные пункты хранения, где они должны «отлежаться» около 100 лет. За это время уровень радиоактивности упадет, и оставшиеся отсеки станут пригодными к утилизации – «разделке» на корму и прочие «субпродукты».
Кстати, американцы проблему с хранением отживших свой срок лодок решают просто. Они вытаскивают списанные субмарины на берег, тянут их в Неваду, где самый сухой климат, и укладывают на открытом месте, прямо на песке. В России же надо делать закрытые пункты, желательно на Северо-Западе, Камчатке и в Приморье. Деньги на эти цели требуются немалые — 2-2,5 млрд. руб. на каждую «камеру хранения». Но средств на это не хватает. И хотя деньги на утилизацию АПЛ выделяются на паритетной основе (из бюджета России и северных европейских стран), финансовый вопрос остается для нашей страны самым трудным. И похоже, в ближайшее время его решить не удастся.
Никто из специалистов не отрицает, что с АПЛ — с их способностью к скрытности и внезапности — не может поспорить никакой вид военной техники. Поэтому без атомного подводного флота рубежи России не удержать. Но если бы все дело было в его дефиците... Это — лишь полбеды.
Анна РУБЛЕВА