Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 6
"СУДОСТРОЕНИЕ"
2005 г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
Григорий Балыхин: «Образование не может быть статичным»

В числе приоритетов нынешнего этапа российских реформ — преобразование системы отечественного образования. О том, как оно будет осуществляться, наш корреспондент беседует с руководителем федерального агентства по образованию Г. А. Балыхиным.

— Григорий Артемович, как Вы оцениваете уровень российского образования, его качество?
Качество образования — категория не абсолютная, а определяемая требованиями общества: его гуманизацией и ценностной ориентацией, уровнем научно-технического прогресса, актуальными экономическими отношениями и перспективами их трансформации. На сегодняшний день к качеству российского образования предъявляется много принципиально новых требований, которые обусловлены переменами, происходящими и в нашей стране, и в мире. Эти требования нашли свое отражение в одобренном федеральным правительством документе, определившем стратегию образовательной политики в нашей стране: «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». Главное, что хотелось бы подчеркнуть, система образования не может сама себе ставить оценки за качество образования. Качество образования — это и воспитание способности учиться непрерывно и переквалифицироваться в нашем постоянно меняющемся мире, это и востребованность специалистов на рынке труда, и конкурентоспособность научных разработок, а также многое другое. Если же оценить российскую систему образования ретроспективно, то ее качество очевидно и воплощено в тех достижениях, которые имела и имеет наша страна. Качество сегодняшнего образования покажут наши сегодняшние выпускники.
— Насколько необходима реформа российского образования?
Образование не может быть статичным. При всей консервативности этой сферы общественной жизни, она должна постоянно отвечать на новые импульсы. Среди актуальных факторов, или как любят говорить политологи, вызовов времени, особо влияющих на необходимость перемен, выделю, во-первых, стратегически важную задачу создания единого образовательного европейского пространства, основанного на общности фундаментальных принципов функционирования. В приоритетных направлениях развития системы образования данная задача формулируется как обеспечение качества, мобильности и активности молодежи. Во-вторых, необходимо повысить инвестиционную привлекательность сферы образования. Данная задача связана с созданием в системе образования новых экономических механизмов, соответствующих рыночным условиям. Это актуально хотя бы потому, что нельзя жить в рыночной среде и действовать по нерыночным нормам и правилам. В-третьих, следует внести кардинальные изменения в формы и способы управления образованием. Наблюдается значительный рост субъектов образовательного процесса — система образования уже «выросла» из отраслевых рамок, и есть острая нужда в регламентации деятельности общественных организаций, бизнес-структур, профессиональных ассоциаций, принимающих все более активное участие в образовании. Перечень аргументов «за» необходимость реформирования можно было бы и продолжить.
— Как известно, существует три варианта развития отечественного образования — ностальгический, рыночный и взвешенный. По Вашему мнению, какой наиболее перспективен для сегодняшней и будущей России?
При обсуждении вариантов развития отечественного образования не хотелось бы оказаться в ситуации известной басни «Лебедь, рак и щука». А названные Вами варианты, — кстати, я с таким «набором» встречаюсь впервые, — очень уж смахивают на такой сюжет. Согласимся, перемены необходимы. Они будут происходить обязательно. Другое дело, насколько чутко и четко сможет сработать образовательное сообщество, какие ресурсы мы сможем привлечь для развития образования, какие изменения будут внесены в действующее законодательство. Эти и другие факторы будут определять и темп перемен, и их согласованность. Возьмем, к примеру, федеральный закон №122. Безусловно, его принятие оказало и оказывает существенное влияние на структуру финансово-экономического обеспечения системы образования. Появляется необходимость поиска новых способов финансирования образовательных учреждений, требуются новые варианты содействия увеличению расходов на образовательный процесс. Таким образом, я бы сказал, что приоритетные направления развития образовательной системы нашей страны определили политическое решение вопроса, а сценарии достижения поставленных целей лежат в иной плоскости. И в значительной степени определяются теми ресурсами, которые удается аккумулировать для решения поставленных задач. Чтобы правильно быть понятым, сразу подчеркну, что речь идет вовсе не о «прямых деньгах», т.е. бюджетном финансировании, а о ресурсах как бы с большой буквы. Под этим я понимаю и активность субъектов образовательного процесса, и новые подходы к организации управления, и заинтересованность и поддержку обществом реформ в образовании, и конструктивное сотрудничество с бизнес-структурами.
— Как Вам видится роль агентства по реализации выбранной модели?
Как известно, в рамках административной реформы в России создана новая структура управления образованием. Она основана на принципах четкого разделения функций. Министерство образования и науки осуществляет нормативно-правовое регулирование, разрабатывает основные и приоритетные направления развития в сфере образования и науки. В компетенции федеральной службы по надзору в сфере образования и науки находятся надзорные функции. Федеральное агентство по образованию является той структурой, которая обязана обеспечить реализацию государственной политики в сфере образования. Согласно постановлению правительства России, зона ответственности Рособразования — это организация деятельности образовательных учреждений по оказанию государственных услуг в области образования, осуществление полномочий собственника федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения задач, стоящих перед образовательными учреждениями, организациями и предприятиями, подведомственными агентству.
Среди первоочередных задач — оптимизация сети образовательных учреждений как средство рационализации финансовых потоков в системе образования, обеспечения оптимального соотношения между финансовыми затратами на сферу образования и качеством, доступностью образовательных услуг. Важное значение для достижения целей, определенных приоритетными направлениями, имеет широкое распространение лучшего опыта управления качеством образования и, как один из элементов этой работы, совершенствование кадрового обеспечения образовательной системы, начиная от качественного состава преподавателей до влияния на руководящее звено учебных заведений. Весьма актуальной задачей является реализация государственной молодежной политики, включающей широкий спектр направлений, — от совершенствования условий и качества учебного процесса до решения конкретных социальных вопросов: стипендиального обеспечения, организации питания, проживания, досуга. И, конечно же, одна из центральных задач — укрепление и развитие материально-технической базы образования, имея в виду как развитие инвестиционной привлекательности, так и оснащение учебного процесса необходимым оборудованием и информационными ресурсами. Коротко говоря, роль агентства состоит в осуществлении конкретных практических мероприятий по реализации государственной образовательной политики.
— Вы часто посещаете регионы, в частности Северный Кавказ. Какие мероприятия в сфере образования ожидаются в данных регионах? Какие конкретные шаги сделаны и что планируется осуществить?
Вы справедливо отметили, что среди достаточно частых поездок по регионам, которые, должен сказать, являются прекрасным средством взаимной информации (руководства Рособразования — о насущных проблемах наших учреждений, а педагогической общественности на местах — о делах и планах федерального органа управления), особое место уже длительное время занимают районы Северного Кавказа. Думаю, что о причинах такого внимания говорить нет необходимости.
Предметом нашей постоянной заботы является многоплановая работа по восстановлению системы образования Чечни в рамках федеральной целевой программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики» (2002 г. и последующие годы). Только в 2004 году были введены в эксплуатацию 26 общеобразовательных учреждений всего на 10156 мест. Кроме того, удалось обеспечить задел для ввода в эксплуатацию в этом году еще 5-ти школ. В рамках реализации программы восстановления объектов профессионального образования Чеченской Республики введены в эксплуатацию учебные мастерские профессионального лицея № 3, четырехэтажный блок учебного корпуса Чеченского государственного педагогического института, общежитие Грозненского государственного нефтяного института и пусковой комплекс учебного корпуса Чеченского государственного университета.
В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации, в городе Беслан (Республика Северная Осетия-Алания) ведется строительство двух школ — на 600 учащихся каждая (одна из которых — с плавательным бассейном), со сроком ввода — к 15 августа 2005 года. Начато строительство двух детских садов — на 120 детей каждый. Строители обещают сдать их в эксплуатацию также в этом году.
Кроме того, осуществляются мероприятия по реализации таких программ, как «Федеральная программа развития образования», рассчитанная на 2000—2005 гг., ФЦП «Дети России» на 2003—2006 гг., ФЦП «Жилище» на 2002—2010 гг. и другие, в рамках которых проходит строительство и реконструкция учебных и учебно-лабораторных корпусов, школ-интернатов, общежитий в Краснодарском и Ставропольском краях, Северной Осетии-Алании, Дагестане, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской республиках.
Объемы выполненных строительных работ, поставок различного учебного оборудования в регионы выглядят весьма внушительно, однако, на мой взгляд, было бы совершенно неправильным предположить, что Северный Кавказ и Южный федеральный округ в целом — это объект наших материальных вложений. Это регион с развитой, обладающей богатыми традициями системой образования — как общего, так и профессионального. Я могу назвать десятки учреждений, множество имен, по праву занимающих лидирующее положение в системе российского образования. Достаточно сказать, что в конкурсе «Лучшие школы России», итоги которого мы подводили на днях, среди десяти лучших школ страны были названы: лицей №2 города Нальчик (Кабардино-Балкария), Анатасиевская средняя школа Матвеево-Курганского района Ростовской области и школа №1 села Курсавка Андроповского района Ставропольского края. Словом, в поле нашего внимания постоянно находятся все вопросы деятельности образовательных структур достаточно специфического по своим условиям южного региона России.
Беседовал Роман ГЛУШАКОВ

Редакция готовит серию публикаций, посвященных реформированию российского образования и науки. Приглашаем всех желающих принять участие в обсуждении этой актуальной темы.