НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 6
"СУДОСТРОЕНИЕ"
2005 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. ТРИБУНА ПУБЛИЦИСТА
Среди вызовов
Находясь в центре и занимая большую часть евразийской равнины, Россия всегда взаимодействовала со странами Запада, Юга, Востока. Под влиянием такого взаимодействия сформировались мирочувствование, культура и менталитет представителей нашего многонационального народа. В 1990-х годах Россия доверчиво и искренне открыла свои границы. Правящая элита посчитала, что в мире уже установились глобальные нормы равноправия и сотрудничества, и страна вполне готова им следовать.
На самом же деле никто у нас серьезно эти нормы не изучал, не осмысливал, не обдумывал в применении. А не все здесь так просто и однозначно. Но главное даже не в этом (в непонимании происходящих в мире процессов), а в том, в каком состоянии включились мы в глобализационные взаимосвязи, в чем наши интересы, способны ли мы, все вместе взятые, к развитию взаимовыгодных отношений с другими народами и странами. И если уж мы не можем влиять на порядки в мире, где действуют сотни стран, то хотя бы посмотреть, что происходит у себя, были обязаны.
Однако вместо глубокого и объективного анализа наши доморощенные «интеллектуалы» навязали обществу какой-то шизофренический мазохизм. В результате создалась ситуация, в которой умышленно извращается наша история (прошлое), в «кривом зеркале» подается нынешнее положение (настоящее), ложно преподносится наше взаимодействие с соседями и миром (будущее). Большинство из того, что этими «интеллектуалами» говорится, пишется и транслируется, не основано на научном познании, требованиях достоверности, фактологичности, аргументированности, учета времени и обстоятельств, элементарной честности и справедливости. Причем, к каждой теме у них — свой подход.
При освещении истории они пытаются во что бы то ни стало показать нашу ничтожность, глупость, бездарность, жестокость, неумение толком что-либо делать, и оттого — сплошные наши ошибки, заблуждения. Как будто специально стремятся внушить всем нам комплекс вины за все, имевшее место быть в XX веке в Европе и мире в целом. Вроде того, что виноваты матросы, которые ушли на дно вместе с «Варягом», что виноваты рабочие, которые пришли 9 января 1905 года на Дворцовую площадь и были расстреляны, что виноваты солдаты, которые почти три года гнили в окопах Первой мировой и совершали Февральскую революцию. Вспоминать же следующую революцию — Октябрьскую, — действительно перевернувшую весь мир (разве до нее в какой-либо стране был хоть один социальный акт о правах человека?), вообще неприлично. И так — почти о каждом событии нашей истории. В том числе и о злополучных пактах 1939 года, которые были ни чем иным, как стратегической игрой в условиях войны (если не забывать разные «мюнхены» и «аншлюсы»), и которые прекратили свое действие 22 июня 1941 года. Но эту тему вновь и вновь поднимают, хотя послевоенная мироорганизация осуществлялась в соответствии с решениями Ялтинской и Потсдамской конференций (под которыми стоят подписи руководителей Великобритании и США), Уставом ООН, Хельсинским заключительным актом 1975 года и множеством других международных соглашений.
Неужели у нас не знают этих документов, их содержания и логики развития? Знают, но это никого не интересует. Дошли до того, что святому праху погибших в Великую Отечественную никак не дают покоя. Не «так» воевали, не «так» умирали! Даже «мэтры» старшего поколения, казалось бы, помнящие прошлое, утверждают, что при социализме ничего не было: ни еды, ни одежды, ни жилья. Вот и хочется спросить их: как же они тогда выросли такими «умными»? И откуда возникли наши заводы, фабрики и прочие производства, которые не только позволили нынешним российским олигархам вывезти за границу за последние 15 лет $300-500 млрд., но все еще представляют огромную ценность, которую никак не могут до конца приватизировать? Абсурд какой-то, но тщательно продуманный. Продуманный для того, чтобы обосновать: страна наша и ее народ никуда не годны, в ней «цивилизованным» людям жить нельзя и они правильно поступают, что все «тянут» на Запад.
Когда же речь заходит о нынешнем положении, то с теми же «интеллектуалами» происходит какая-то странная метаморфоза: они сразу становятся слепыми и глухонемыми. Почему-то используемые для критики социализма критерии при оценке современности ими уже не применяются. И еще более приходится удивляться тому, что ими же не обращается внимание даже на то, на что указывают их зарубежные (западные) друзья и доброжелатели. Прямо колдовство какое-то. В одних случаях — все знают и понимают, в других — ничего не замечают. На самом деле, ничего таинственного в этой метаморфозе нет: «интеллектуалы» выражают интересы вполне определенных кругов.
Электрошок, потрясший Москву и ее окрестности, показал нам объективное следствие воплощения идеологии российского либерализма. Будем ждать следующего шока или все-таки задумаемся над происходящим?
Идеология российского либерализма известна давно и состоит, если называть ее своим именем, в приобретении богатства, позволяющего жить на высоком уровне либо в наших столицах, либо — что намного лучше — где-то в благоустроенных уголках Европы. Это — концентрированное проявление барства, сплошная нега. Так было и в период империи, когда дворяне, зажиточные интеллигенты и фабриканты предпочитали жить в «приятных» местах Европы, рассматривая Россию лишь в качестве необходимого для этого ресурса. Так получается и в наше время, при «втором издании» российского либерализма. Разница только в том, что в условиях империи либерализм был вроде бы оппозиционной идеологией и часто надевал маску «защитника» более широких интересов, а при нынешней демократии стал идеологией господствующей. При этом он не имеет никакого отношения к свободоустремленным процессам, которые были инициированы американской конституцией 1789 года. В нем нет сравнимой с Западом энергетики, творчества, созидания, жажды развития страны, а сводится он всего лишь к банальному потребительству при одновременном внутреннем соперничестве.
Достаточно осознать глубинную суть российского либерализма, как сразу можно получить множество ответов и разъяснений по поводу происходящего в стране. Скажем, почему все выводится (прошу не путать с экспортом, предполагающим возврат оплаченного) из страны, почему именно за рубежом покупается недвижимость и пр., почему там проживают многие богатые и их семьи, почему из экономического оборота изымаются большие ресурсы, а средств на обновление фондов весьма не хватает и т.д.? Что это — случайность, единичные факты? Нет. Все, что фиксируется вокруг нас, есть системная реализация идеологии российского либерализма. Один пример из последних исследований: на начало 2003 года Госкомстат России оценил национальное богатство страны в сумму чуть больше
$1 трлн., что составляет половину федерального бюджета США на 2004 год, в то время как стоимость России, рассчитанная по методике ФБК, оценивается в сумму более
$34 трлн., т.е. в 34 раза больше. Что, у нас разучились считать? Или не знают, что сколько стоит? Да нет же. Заниженные расчеты делаются для того, чтобы Россию можно было дешевле и быстрее продать.
Если стать на данную точку отсчета, то сразу становится понятным, почему в стране нет стратегического мышления, долгосрочного программирования и планирования инвестиционных проектов, почему нет ресурсов на образование и науку, на повышение зарплат и укрепление здоровья и т.д. Когда элита не болеет за Родину, когда ее не волнует, как живут люди в 100 км от Москвы, то все и происходит, как происходит.
Идеология российского либерализма отчетливо просматривается и при прогнозировании будущего России. Во-первых, последовательно ведется работа на то, чтобы дальше и дальше отчуждать от России бывшие народы ее империи. Здесь изыскиваются и подбрасываются все новые и новые фальсификации. Во-вторых, западные («цивилизованные») стандарты, которые вводятся у нас в стране, специально искажаются (порой до противоположности) с целью доказать, что Россия не способна быть демократической и только «сильная рука» Запада может поддерживать в ней порядок. К примеру, сам Запад способствует расцвету нашей коррупции, а затем ею же пугает весь цивилизованный мир. В-третьих, в импорте акцент умышленно делается на потребительских товарах, которые подавляют наше производство и раздражают бедную часть населения, а не на новых технологиях, которые бы модернизовывали и расширяли производство и давали работу людям. В-четвертых, ведется методичная дискредитация российской государственности (триединства территории, населения и власти) с целью не допустить ее укрепления, придания ей демократических и правовых свойств. Этот перечень легко можно продолжить.
В целом Россия, смело вступив в глобализационное взаимодействие, пока не сумела дать на его вызовы адекватные ответы. Ее правящая элита так и не заметила, что то, что обозначается понятием «цивилизация», стоит на трех «китах»: либерализме в смысле прав и свобод каждого человека, демократии — власти народа, и социализации. Мы же пытаемся идти путем российского либерализма, отражающего интересы лишь «золотой сотни», список состояний которой постоянно уточняется журналом «Forbes».
Электрошок, потрясший Москву и ее окрестности, показал нам объективное следствие воплощения идеологии российского либерализма. Будем ждать следующего шока или все-таки задумаемся над происходящим? Не надо только ничего списывать на наше историческое наследие. Выбор всегда за нами. Он делается нашим умом и руками, идеалами и ценностями.
Григорий Атаманчук, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ