НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 5
"РЕФОРМЫ
В РОССИИ"
2005 г.
ЗА РУБЕЖОМ. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО
Россия и Запад: битва за Беларусь
Формирование союза между Россией и Республикой Беларусь происходит под влиянием противоречивых международных факторов. В первую очередь к ним относятся процессы глобализации, в которые объективно оказываются вовлечены обе страны, а также интеграция в рамках Евросоюза, присоединение к которой расценивается белорусской оппозицией и многими западными аналитиками как реальная альтернатива российско-белорусскому сближению. Для западного общественного мнения слово «интеграция» вообще имеет определенно позитивную смысловую нагрузку. Однако в таком смысле оно применяется лишь к интеграции в рамках ЕС и НАФТА (Североамериканского соглашения о свободной торговле). Интеграционные тенденции между странами СНГ воспринимаются западными политиками и специалистами в лучшем случае саркастично и скептически, а в худшем — откровенно негативно.
Подтверждением тому может служить постоянное давление Запада на руководство Беларуси, попытки изменить вектор внешней политики республики в свою сторону. Принятый в октябре 2004 г. палатой представителей конгресса США «Акт о демократии в Беларуси» (Belarus Democracy Act of 2004) не только содержал крайне негативные оценки политики белорусского руководства, но и предусматривал введение экономических санкций против Беларуси. В разделе о санкциях в этой связи было указано, что за исключением нужд гуманитарного характера администрация США не может предоставлять правительству Белоруссии «какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты, финансирование и любое иное финансовое содействие».
По данным госдепартамента США с 1 октября 2003 г. по 30 сентября 2004 г. американская гуманитарная помощь Беларуси составила $10,14 млн. Из этих средств на поддержку экономических и социальных реформ предназначалось $0,1 млн., на оказание собственно гуманитарной помощи — $0,5 млн., на безопасность и правоприменение — $1,75 млн., на межотраслевые инициативы — $0,01 млн., а $7,78 млн. было предназначено на осуществление на территории Беларуси разного рода «демократических программ», под которыми подразумевались проекты оказания поддержки оппозиции.
Основной канал оказание помощи оппозиционерам — содействие культурно-образовательным программам на территории Беларуси. Важную роль в координировании подобных мер играет финансируемая Еврокомиссией программа «Сократ», предоставляющая желающим получить профессиональное образование гранты, в том числе — для обучения в других странах.
Общий бюджет программы «Сократ» на период 2000—2006 гг. должен составить 1,85 млрд. евро. Программа состоит из ряда подпрограмм различной направленности: «Эразм» (оплата обучения студентов в университетах стран ЕС), «Комениус» (школьное образование), «Грюндтвиг» (образование для взрослых), «Минерва» (развитие дистанционных методов образования). Кроме «Сократа» Евросоюз в Беларуси предполагает осуществить программу «Молодежь Европы» (обмены, выезд и проживание в европейских семьях, партнерство средних школ). Бюджет этой программы в 2000—2006 гг. достигнет 520 млн. евро.
Особо следует отметить работу западных фондов с белорусской молодежью, подрастающим поколением. Пропаганда западных ценностей, проводимая, как правило, посредством рекламирования «живого польского примера», фактически формирует в общественном сознании образ альтернативного пути для Белоруссии — иного, чем через сближение с Россией. В результате, по мере смены поколений белорусской элиты, слой людей, связывающих свои личные планы с Россией, должен уменьшаться, а число лиц, ориентирующих на польский и западноевропейские пути, — возрастать.
Руководство Беларуси пытается противостоять «образовательной атаке» Запада. Здесь можно отметить декрет президента Беларуси №24 от 28 ноября 2003 г. «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи», указ президента РБ от 18 февраля 2004 г. № 98 «Об организации оздоровления детей за рубежом, осуществляемого на основе иностранной безвозмездной помощи», а также официальные документы белорусского руководства, направленные на усиление информационной и контр-пропагандисткой работы среди белорусского населения.
В соответствии с декретом №24 поступающая из-за рубежа гуманитарная помощь «не может использоваться для осуществления деятельности, направленной на изменение конституционного строя, захват или свержение государственной власти». Эффективность применяемых мер подтверждает глава рабочей группы по Беларуси Парламентской ассамблеи ОБСЕ Ута Цапф: «Европа действительно поддерживает оппозицию в Беларуси, но белорусские законы делают чрезвычайно трудной финансовую поддержку независимых СМИ или политических партий извне». В ответ на контрмеры белорусского руководства Европарламент предложил создать на территории Польши и Литвы систему оппозиционного телевизионного вещания, основное содержание которого — пропаганда западных ориентиров для Беларуси и, соответственно, «отработка» и «вбрасывание» аргументации против российско-белорусского сближения.
США работают со всеми элементами белорусского общества путем образовательных и профессиональных обменов, а также обучения демократическим принципам и процедурам. В Вашингтоне считают, что их долгосрочным национальным интересам отвечает содействие интеграции Беларуси в широкое трансатлантическое сообщество. С 1993 г. более 2700 граждан Беларуси приезжали в США по программам учебных и профессиональных обменов. В 2003 г. программа «Обмен будущими лидерами» приняла в США 50 белорусских школьников для учебы в старших классах. В апреле 2005 г. Джордж Буш подписал рассмотренный сенатом закон о дополнительных расходах федерального бюджета США на текущий финансовый год в размере $81,9 млрд., из которых $5 млн. предназначено на поддержку оппозиции в Беларуси.
В Беларуси действуют ряд школ для молодых политиков, созданных при финансовой поддержке западных стран, ставящих перед собой задачу подготовки кандидатов из числа оппозиционно настроенной белорусской молодежи в депутаты разных уровней. Западные грантодатели содействуют формированию прямых связей радикально-либеральных организаций Беларуси и Украины. В этих целях было инициировано создание украинско-белорусского образования «Полесье», объединяющего 12 прозападных общественных организаций Беларуси и Украины. Политическая направленность всей этой инфраструктуры — определенно прозападная и антироссийская.
Пропаганда западных ценностей во многом дискредитирует усилия официальных властей по созданию Союзного государства России и Беларуси. Идеи «дерусификации», пронизывающей прозападные белорусские неправительственные организации (а пророссийских НПО в Беларуси попросту нет), фактически являются еще не вполне зрелым, но уже опасным вариантом радикальной идеологии, построенной на неприязни к России и всему русскому. На мероприятиях, проводимых фондами, главными темами неизменно оказываются национальная самоидентификация белорусов, необходимость их ориентации на ценности европейской демократии, избавления от «пагубной русификации».
В последнее время по уровню активности в Беларуси стала выделяться Германия, чьи структуры действуют как напрямую, так и используя возможности легально работающих в стране представительств германских общественных организаций: фондов Эберта и Аденауэра, институтов Гете и Штреземана, Службу академических обменов (ДААД). Большое внимание Фонд Эберта уделяет, в частности, проблемам местного самоуправления, проводя семинары для специалистов и руководителей органов этого уровня белорусской власти. Фактически речь идет о том, чтобы нацелить местные элиты на противостояние правительству в рамках белорусских же законов.
В целом, активизация деятельности европейских гуманитарных фондов, политических и неправительственных структур по сплочению белорусских НПО и оппозиции под лозунгами построения демократии может перерасти в существенный фактор, который будет влиять на развитие социальной и политической обстановки в стране. При этом в России представления о белорусской оппозиции неизменно ассоциируются исключительно с белорусскими националистами во главе с З. Позняком. Это заблуждение, имеющее мало общего с реальностью.
Для повышения эффективности российской политики на белорусском направлении важно заблаговременно наладить прочные рабочие контакты с умеренной и ненационалистической частью белорусской оппозиции, найдя способ возбудить и закрепить в ее среде настроения, благоприятные для интересов России. Однако российская политическая элита никогда не стремилась к налаживанию диалога с представителями оппозиции, не пыталась «вырастить» лидера, способного оказать существенное влияние на политические процессы в республике и стать если не альтернативой, то хотя бы «резервом» А. Лукашенко. Алексей Шевцов