НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА И ЛИЦА
№ 5
"РЕФОРМЫ
В РОССИИ"
2005 г.
ДЕЛОВОЙ ВЕСТНИК. ВЫСТАВКА
Ist das Russland? = Это — Россия?
В апреле, в столице немецкой земли Нижняя Саксония, прошла очередная Ганноверская промышленная ярмарка. Для России она выдалась особенной — впервые наша страна была представлена на этом крупнейшем в мире индустриальном смотре в статусе не просто участника, а партнера, что предполагало масштабный показ отечественного промышленного потенциала. «НВ» как медиа-партнер российской части выставки уже рассказывал (см. №№ 1, 2 и 3 за этот год) о той работе по формированию единой российской экспозиции в Ганновере-2005, которая была проделана ЗАО «Внешавиакосмос» — организатором этой экспозиции с российской стороны. Специальный корреспондент нашего журнала Наталья КЛЕПИКОВСКАЯ делится сегодня своими впечатлениями о ходе ярмарки. После запоздалой московской весны апрельский Ганновер радовал глаз желто-зеленой и розово-сиреневой гаммой цветущих деревьев и газонов. И хотя ганноверское солнце тоже не баловало, российских участников, настроившихся на деловой лад, это нисколько не расстраивало.
В день, предшествовавший открытию, когда очередь в пресс-центре заполняла аккредитационные анкеты, на территорию выставки мог пройти без предъявления документов любой желающий. Это удивляло прежде всего потому, что на следующее утро открывать ярмарку должны были Путин и Шрёдер. Но 11 апреля все встало на свои места. Российский павильон под номером 13 (накануне на пресс-конференции министр промышленности и энергетики Виктор Христенко даже шутливо «открестился» от этой «чертовой дюжины») был оцеплен. Желающих попасть на встречу с президентом России и канцлером Германии пропускали в одну дверь с особой, «аэропортной», строгостью. Образовалась очередь, даже некое подобие давки. Лес телекамер, микрофонов на «удочках» и установленных на штативы фотоаппаратов плотно окаймлял сцену форума, куда должны были подняться лидеры. И вот, наконец, они появились, произнесли приветственные речи, а затем целый час осматривали российскую экспозицию. После этого работа выставки вошла в обычный деловой ритм.
Организация российской экспозиции, кстати, получила высшую оценку не только канцлера Германии и сопровождавших его лиц, но и присутствовавших на ярмарке профессионалов немецкого выставочного бизнеса. Все пять дней в наш павильон шел непрерывный поток людей. Параллельно в режиме «нон-стоп» функционировал российский промышленный форум — нововведение, предложенное организаторами, — сугубо деловые заседания которого собирали порой две сотни специалистов: промышленников, банкиров, ученых, членов официальных делегаций. России, оказалось, было что показать требовательной аудитории западного делового мира. Наши предприятия — а их было более 160 — продемонстрировали свои перспективные технологии, растущий интерес к созданию конкурентоспособной продукции, соответствующей мировому уровню.
Масштабная и в то же время тщательно подобранная, а также отменно оформленная российская экспозиция не оставила равнодушными ни чиновников, ни крупных бизнесменов, ни рядовых посетителей. Но особую гордость она вызвала, пожалуй, у выходцев из России, волею судеб оказавшихся ныне в Германии. Многие из них специально приехали в Ганновер из других городов, чтобы вновь встретиться со своей родиной.
В кулуарах выставки, кстати, можно было услышать рекомендации, которые давали своим неопытным соплеменникам немецкие предприниматели, уже успевшие поработать на российском рынке. Они напутствовали своих коллег, что менеджеры серьезных предприятий в России «не лыком шиты», что они, как правило, высоко образованны, все быстро схватывают и предпочитают скорость исполнения проекта его дешевизне. Однако на стадии согласования надо готовиться к многочисленным проволочкам, хотя бы потому, что до начала реализации любого дела у нас необходимо собрать не один десяток виз.
Естественно, активной выставочной жизнью жил на ярмарке не только 13-й российский павильон. Всего на ярмарке их было более 30-ти. Даже обойти их все составляло немало труда, не говоря уже о том, чтобы глубоко вникнуть в смысл там происходящего. В них двигались роботы, крутились шестерни, на экранах мелькали рекламные ролики, километрами простирались витрины с деталями от различных механизмов. Но тот, кто точно знал, что именно он ищет, мог сориентироваться по тому же каталогу и развешенной через каждые 100 метров схеме выставочного комплекса. Помогали и курсировавшие по аллеям автобусы, а также бросавшиеся в глаза «трофеи» посетителей: разноцветные флажки, кульки и поролоновые «колбасы». Многоликое людское сообщество любопытствовало, а параллельно обогащалось знаниями, связями и капиталами.
По заказу организаторов агентством «Наша власть» выпущен специальный выпуск нашего журнала на русском и немецком языках об участии России в Ганноверской промышленной ярмарке 2005 года, а также снят 15-минутный документальный фильм «Другая Россия». По вопросам приобретения обращаться по тел.: (095) 959-66-54; (095) 959-66-55.
Ганновер-2005 устами участников Борис Алешин, руководитель федерального агентства по промышленности: «Наши ожидания от этой выставки, в которой Россия участвует в качественно новом статусе — страны-партнера, — конечно, очень велики. И объясняются они прежде всего тем, что мы полностью изменили идеологию организации экспозиции. Впервые она ориентирована исключительно на мировой, а не на внутренний российский рынок. Экспорт — мерило нашего успеха.
Что касается участников и гостей. Гости, по-моему, обласканы со всех сторон. Очень хорошо устроена информационная часть. Комфортно и участникам. Они активно общаются, а общение для промышленников — важнейший элемент дальнейшей работы». Клаус Мангольд, председатель Восточного комитета германской экономики: «Российская экспозиция успешно решила триединую задачу: продемонстрирована технологическая мощь России, упрочены старые коммерческо-промышленные связи с германскими и другими партнерами и наконец, сделан огромный вклад в привлечение новых зарубежных инвестиций». Юрий Коптев, директор департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго России: «Наша страна уже 40 лет участвует в этих выставках. Но впервые — как страна-партнер. Это наложило на организаторов экспозиции определенные обязательства. Задумка была такая: уйти от образа страны-поставщика энергоносителей и показать, что Россия может быть полноправным партнером в области «хай-тека». Кроме того, для экспонирования отбирались те технологии, которые в той или иной степени являются продуктом сотрудничества российских и немецких фирм». Ирина Вайсхаар, глава представительства «Дойче Мессе АГ» для стран СНГ: Это была первая совместная работа ЗАО «Внешавиакосмос» и «Дойче Мессе АГ», и она мне понравилась. Сотрудники Внешавиакосмоса проявили себя сплоченной командой, мне импанируют их упорство, настойчивость, целеустремленность.
И с моей точки зрения, работа удалась. Во всяком случае, цель — представить масштабную российскую экспозицию в лучшем виде, — по-моему, достигнута.
Положено очень хорошее начало российскому присутствию на этой крупнейшей выставке мира. Единственно, чего бы мне не хотелось, — так это того, чтобы после столь великолепного фейерверка на Ганновере-2005 не было бы спада на Ганновере-2006. Ну а мы, организаторы, готовы продолжать работать вместе с Внешавикосмосом.
Я очень горда, что мы совместно представили Россию именно в таком виде. «Ist das Russland?!» — «Это — Россия?!» — такова была реакция буквально всех: как министров и других членов официальных делегаций, так и рядовых посетителей, кто еще только начинал осмотр российского раздела. А когда они знакомились со всей экспозицией, видели ее размах и широту, то в завершение осмотра все восклицали: «Тогда понятно, почему все европейские и немецкие газеты последние дни только об этом событии (российской экспозиции в Ганновере. — Прим. ред.) и пишут».