Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 5
"РЕФОРМЫ
В РОССИИ"
2005 г.

ТЕМА НОМЕРА. МНЕНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Власть ведет поиск

Реформы в России продолжаются и даже набирают темп, хотя к самому слову «реформа» отношение практически во всех слоях общества, мягко говоря, неоднозначное.
И не потому, что россияне против реформ как таковых. Невнятность целей и задач декларируемых преобразований, дефицит их обоснования и информационного обеспечения, непредсказуемость, а зачастую лихорадочная поспешность их проведения породили в обществе чувство боязни. К сожалению, у многих соотечественников «реформы» ассоциируются лишь с переменами к худшему. Отсюда и неприязнь к новым формам жизни, и неверие в свое лучшее будущее. Но это лишь одна сторона медали.
Вторая — элементарное нежелание значительной части россиян что-либо менять, видя попустительство и равнодушие значительной части чиновничества. Добавим к этому безучастность профсоюзов, да и безликость многих представителей депутатского корпуса и многочисленных общественных структур.
И что же в итоге? Бесконечный рост цен? Консервация реальной бедности большинства населения? Это ли истинные замыслы реформ?
В результате в обществе растет ощущение некого непрерывного, бесконечного социального эксперимента, проводимого к тому же на бюджетные деньги. И ни спроса с реформаторов, ни ответственности. А реформы продолжаются, к сожалению, не сплачивая страну, а все дальше разъединяя ее по уровню жизни и мировосприятию.
Проблема сплочения общества, разумеется, крайне важна. Но не менее серьезная угроза для федеральной власти исходит из отношений, которые складываются у нее с элитами. Власть теряет их поддержку, причем, как в центре, так и на местах, и не может этого не видеть. Здесь первостепенная задача — формирование национально-ориентированной элиты. Это связано, конечно, и с непопулярными, но справедливыми мерами: с жестким правовым и финансовым контролем и, что самое важное, с реальным демократическим и этическим контролем. Начало этому вроде бы положено самим президентом. Но пока его здравые инициативы зачастую захлебываются в бюрократической иерархии новых исполнительных структур.
Пора, ох как уже пора вести разговор о реальных инновационных шагах самого госаппарата, соответствующих реалиям современной России.

Хроника «шока» (старт реформ)

Либерализация
15 ноября 1991 г.: указы президента РСФСР Б. Ельцина «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление» и «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР».
28 октября 1991 г.: Б. Ельцин выступает в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию, и получает на год чрезвычайные полномочия.
2 января 1992 г.: единовременный отпуск цен в соответствии с указом президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Еще сохраняется контроль за ценами на ряд потребительских товаров, а также на электроэнергию, городской транспорт, платой за квартиру и коммунальные услуги. С марта по май контроль за ценами на эти товары был снят или передан на уровень регионов. В административном порядке с сохранением государственного контроля повышены цены: на нефть — в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления — в 4,7 раза; на уголь — в 5,5 раза. Цены на нефть окончательно «отпущены» в мае 1992 г., на уголь — в 1993 г. После этого под контролем федерального правительства оставались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий — газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти и т.п.
1992 г.: ликвидация отраслевых министерств, главков, и т.п., которая совмещалась со слиянием союзных и российских ведомств и их реорганизацией.
Массовая приватизация
29 января 1992 г.: указ президента №  66, утвердивший основные нормативные документы по приватизации.
Октябрь 1992 г. — середина 1994 г.: этап массовой (чековой) приватизации.