Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 3, 2005 год
Тема номера:
"БИЗНЕС В РОССИИ""

ЗОЛОТОЙ ФОНД
Российская космонавтика

ЛУНА, МАРС, ДАЛЕЕ - ДРУГИЕ ГАЛАКТИКИ

После прошлогодней реорганизации федерального правительства ракетно-космическая отрасль перешла в ведение федерального космического агентства (Роскосмоса). О судьбах отечественной космонавтики наш корреспондент беседует с руководителем этого ведомства А.Н. Перминовым.

Анатолий Перминов. Родился 16 июня 1945 года в Кировской области. Проходил службу на различных должностях в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН).
Окончил Военную академию им. Ф. Э. Дзержинского и Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
Командовал Государственным научно-исследовательским испытательным полигоном Министерства обороны (в настоящее время - Государственный испытательный космодром «Плесецк»).
В течение 4-х лет был начальником Главного штаба РВСН - первым заместителем Главнокомандующего РВСН.
С 2001 года - командующий Космическими войсками.
Распоряжением правительства РФ от 12 марта 2004 года назначен руководителем Федерального космического агентства.
Кандидат технических наук, профессор Академии военных наук.
Женат. Имеет сына.

— Анатолий Николаевич, у советской космонавтики великая история. Что представляет собой отечественная космонавтика сегодня?
— Россия входит в число ведущих мировых космических держав. Помимо нее космическим потенциалом в полном составе располагает лишь ограниченное число стран. К ним на сегодняшний день относятся США, Китай, Индия, Япония и объединенная Европа. При этом только три космические державы — Россия, США и Китай — реализуют пилотируемые программы. Значительным успехом прошедших лет является увеличение количественного состава и улучшение качественных характеристик отечественной орбитальной группировки, в том числе спутников связи и вещания на геостационарной орбите. Выполнен комплекс работ по модернизации существующих и созданию новых средств выведения космических аппаратов. Проведены успешные пуски ракет-носителей «Союз-ФГ», «Союз-2» и «Протон-М».
— Какие задачи 2005 года Вы отнесли бы к приоритетным?
— Безусловно, прежде всего — поддержание и развитие орбитальной группировки наших космических аппаратов. В 2005 году нам необходимо осуществить запуски космических аппаратов типа «Экспресс-АМ» для развития национальной системы связи и телерадиовещания, космических аппаратов «Ресурс-ДК» и «Монитор» для исследования природных ресурсов Земли, контроля чрезвычайных ситуаций, экологического мониторинга, ну и, конечно же, запуск пилотируемых кораблей для поддержания функционирования МКС (Международной космической станции. — Прим. ред.). Планируем также вывести на орбиту космический аппарат «Фотон» для продолжения программы по отработке технологий производства в космосе новых материалов и различных медицинских препаратов и пополнить тремя космическими аппаратами группировку ГЛОНАСС (Глобальной навигационной спутниковой системы. — Прим. ред.), которая позволит прикрывать навигационное поле на территории России на 85%.
— Расскажите, какие космические аппараты входят в российскую орбитальную группировку, каков ее состав?
— Мировая орбитальная группировка насчитывает порядка 850 космичеcких аппаратов, из них около 12% — российские. К началу 2005 года российская орбитальная группировка социально-экономического, научного и двойного назначения состояла из 53 космических аппаратов. Действующая группировка России имеет ряд недостатков, не позволяющих говорить о ее полном соответствии потребностям общества в информационном обеспечении из космоса. Из 26 аппаратов связи и вещания 16 являются устаревшими, недостаточно развиты группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли и метеорологии, научного назначения, российский сегмент МКС. Группировка ГЛОНАСС представлена в 2004 году в составе 11-13 космических аппаратов, что значительно ниже минимально допустимого ее состава — 18 аппаратов.
— Каковы планы совершенствования группировки и что делается для дальнейшего ее развития?
— Планируемые работы в рамках федеральных космических программ нацелены на создание уже до 2010 года обновленной орбитальной группировки на базе космических аппаратов нового поколения. Прогнозируется интенсивный рост группировки космических аппаратов связи и вещания — примерно в 2 раза. В 2005—2010 годах планируется создание развитой группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли и метеорологии в составе до 24 аппаратов. Группировка аппаратов научного назначения вырастет к 2010 году до 4-5 единиц — для решения задач наблюдения Солнца («Коронас-Фотон»), астрофизических наблюдений («Спектр-Р», «Спектр-УФ»), планетных исследований («Фобос-Грунт»), медико-биологических исследований («Бион-М»). Российский сегмент МКС предполагается дооснастить в 2007 — 2011 годах тремя новыми модулями. Группировка ГЛОНАСС должна быть доведена до 18 аппаратов в 2007 году и до 24-х — к 2010 году. Для решения этой задачи ведутся работы по созданию космических аппаратов «Глонасс-М» и «Глонасс-К» с улучшенными техническими характеристиками. В соответствии с разработанными планами прогнозируется интенсивное развитие группировки социально-экономического и научного назначения: с 49-53 аппаратов в 2004 году до примерно 110-ти — к 2010 году.
— После гибели более двух лет назад американского космического корабля «Колумбия» Россия в одиночку обеспечивает доставку грузов и экипажей на МКС. Вместе с тем, в первой половине этого года должны возобновиться полеты «Шаттлов». На что в связи с этим будут направлены освободившиеся ресурсы? Насколько объемы научно-космической деятельности МКС в целом и ее российского сегмента в частности соответствуют желаемым?
— Действительно, целевое использование российского сегмента МКС с февраля 2003 года вплоть до настоящего времени проходит в сложных условиях. Вспомним, что в течение двух с лишним лет — с ноября 2000-го по май 2003 года — на борту МКС постоянно работали экипажи основных экспедиций из трех человек, к которым периодически присоединялись экипажи экспедиций посещения. В связи с катастрофой «Колумбии» транспортно-техническое обеспечение МКС осуществляется только российскими космическими транспортными средствами. Это обстоятельство, а также ограниченные возможности космического бюджета России и неготовность других международных партнеров оперативно решить вопрос о своем участии в строительстве дополнительных кораблей, привели к тому, что экипажи постоянных экспедиций, уже с экспедиции МКС-7, пришлось сократить до двух человек. Несмотря на тяжелые обстоятельства, в которых оказалась Россия после взятия на себя транспортного обеспечения и поддержания эксплуатации МКС в постоянном пилотируемом режиме, объем российских научно-прикладных исследований и экспериментов, а также коммерческих проектов по международным программам, продолжает оставаться достаточно большим. Приоритетным направлением повышения эффективности целевого использования российского сегмента МКС Роскосмос считает дальнейшее его наращивание. К 2007 году предполагается создать и доставить на орбиту многоцелевой лабораторный модуль, который позволит более чем в два раза увеличить объем национальной научной программы по сравнению с периодом 2001 — 2005 годов.
— В последнее время в США были активизированы работы по программам освоения Луны и Марса, в том числе подготовки пилотируемых полетов на эти планеты. Как Вы считаете, насколько это перспективно и необходимо?
— После завершения проекта по МКС следующим логичным этапом является комплексная программа исследований и освоения планет Солнечной системы, включая Луну и Марс, с целью их практического использования в интересах решения глобальных задач человечества и дальнейшей экспансии человека в Космос. Такая беспрецедентная программа, требующая вложения гигантских финансовых и производственных ресурсов, может осуществляться только при условии сотрудничества и объединения усилий многих космических держав. Программа МКС является примером такого сотрудничества. В России накоплен уникальный опыт подготовки и проведения долгосрочных полетов. Прочной основой в программе исследования планет являются результаты российской пилотируемой космонавтики, полученные за более чем 40-летний период. Масштабному освоению планет предшествует этап их детального исследования с помощью автоматических космических средств. Исследования Луны, других планет и малых тел Солнечной системы предусмотрено Федеральной космической программой (проекты «Луна-Глоб», «Фобос-Грунт» и «Интергелио-зонд»).
— Роскосмос и Институт медико-биологических проблем готовятся к эксперименту «500 дней» по имитации космического полета на Марс. В чем его особенности?
— Идея эксперимента — медицинская: исследование особенностей функционирования организма, динамика межличностных взаимоотношений, выход экипажа из моделируемых полетных нештатных ситуаций в условиях длительного пребывания в замкнутом объеме. В наземном эксперименте примет участие экипаж из 6 человек, его длительность — 500 суток с возможным продлением до 730 суток. В настоящее время со специалистами Центрального научно-исследовательского института машиностроения и Ракетно-космической корпорации «Энергия» обсуждаются особенности марсианского полета, которые будут моделироваться в наземном эксперименте. Обсуждается, в частности, проблема резервирования систем и режимы управления в условиях дальнего космоса. Эксперимент может стать международным. Полезно подумать о привлечении к его проведению стран единой Европы, Индии, Китая, стран СНГ.
— Говоря о перспективных разработках в области освоения космического пространства, которые может предложить Россия, нельзя обойти вниманием тему многоразового космического корабля «Клипер». Каковы основные преимущества этого проекта?
— Нас всегда волновало, что в современных космических кораблях очень маленькая «жизненная емкость» для членов экипажа. Когда я сам сел в космический корабль в Центре подготовки космонавтов, то понял, насколько жесткие условия для трех членов экипажа. Поэтому «Клипер» будет отличаться тем, что капсула, в которой находятся космонавты, оборудована удобными функциональными креслами для шести членов экипажа. Место размещения экипажа очень удачное, как в комфортабельном самолете. Это во-первых. Во-вторых, «Клипер» может быть использован не только для полетов на МКС, но и обеспечивать перелеты к Луне. В-третьих, это многоразовость «Клипера». Он может садиться на обычные аэродромы с покрытием первого класса, как простой самолет. На сегодняшний день рассматривается возможность выведения «Клипера» с помощью ракеты-носителя «Зенит». В отличие от «Бурана», который крепился к «Энергии» сбоку, «Клипер» конструктивно будет находиться сверху. Такая конструкция предусматривает значительную экономию средств. «Союзы» сегодня очень надежные и удобные с точки зрения доставки людей, но на определенные расстояния, — только до МКС. К тому же это аппараты одноразового действия. В отличие от них, «Шаттлы» — многоразовые аппараты, но зато более громоздкие и очень дорогостоящие, — один запуск стоит полмиллиарда долларов. Поэтому необходимо найти «золотую середину», в образе которой как раз и вырисовывается наш «Клипер». Пока еще проект требует детальной проработки, его нужно обсудить с ведущими космическими державами и агентствами, предлагая использовать корабль в перспективных международных проектах.
— Что сегодня можно выделить среди фундаментальных космических исследований, осуществляемых Россией? Какие направления реализуются, насколько успешно?
— Фундаментальные космические исследования, проводимые как на автоматических, так и на пилотируемых космических аппаратах, — это область интенсивного международного сотрудничества, в котором участвует и Россия. В области гелиофизики успешно работает российский аппарат «Коронас-Ф». Именно по информации с его борта Центр прогнозов радиационной обстановки предупреждает население о капризах космической «погоды». Информация о параметрах солнечного излучения, наблюдения самого Солнца позволяют глубже понять механизмы процессов в его недрах, в фотосфере и короне. Другое направление — астрофизика. Оно реализуется с помощью международной гамма-обсерватории «ИНТЕГРАЛ», созданной Европейским космическим агентством и запущенной российским носителем «Протон». В рамках российской квоты экспозиционного времени обсерватория осуществляет наблюдения центра Галактики и ряда звездных скоплений. Но наиболее обширная научная программа реализуется на МКС. Эксперимент «Плазменный кристалл» — многообещающее направление физики плазмы, имеющее как приоритетное фундаментальное, так и прикладное назначение. Кроме этого, на МКС реализуется программа медико-биологических, биотехнологических, технических экспериментов — всего по 9-ти направлениям. С завершением строительства МКС научная программа экспериментов существенно расширится.
— Вы верите в то, что к концу ХХI века пилотируемые полеты к ближним и дальним планетам станут реальностью, как это предсказывают фантасты?
— Одним из величайших достижений XX века стал прорыв человечества в космос. На сегодняшний день созданы предпосылки для осуществления полетов на планеты Солнечной системы. Освоение космического пространства в целом предусматривает следующую последовательность: освоение околоземного пространства — установка форпоста на Луне — создание форпоста на Марсе. Совокупный научно-технический потенциал России, США, европейских стран, Японии и ряда других государств позволяет говорить о достаточно высокой степени реальности полета человека на Марс в первой половине XXI века.

Владимир СМИРНОВ