Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 3, 2005 год
Тема номера:
"БИЗНЕС В РОССИИ""

ТЕМА НОМЕРА: БИЗНЕС В РОССИИ
Из первых уст

"В МОДЕ" ЛИ У НАС БИЗНЕС?

Оценивая недавно сложившиеся в стране условия для бизнеса, Владимир Путин язвительно порекомендовал членам правительства награждать всех тех, кто открывает свое дело, медалью за личное мужество. А как ощущают себя сами российские предприниматели? За ответом мы обратились к представителям авторитетных общественных организаций, представляющих интересы отечественного бизнес-сообщества. В заочном «круглом столе» приняли участие: Дмитрий ЗИМИН, руководитель рабочей группы по проблемам развития малого и среднего бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей, Борис ТИТОВ, председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Сергей БОРИСОВ, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и Сергей ЛИТОВЧЕНКО, исполнительный директор Ассоциации менеджеров России.

Дмитрий ЗИМИН
Борис ТИТОВ
Сергей БОРИСОВ
Сергей ЛИТОВЧЕНКО

Как Вы оцениваете состояние среды, в которой существует отечественный бизнес?

Д. Б. Зимин: Российский бизнес существует в среде, в которой отсутствует разделение властей, присутствует неразделенная власть чиновников, многие из которых в погонах. Такая среда способствует коррупции, сопровождается совмещением чиновниками функций регулятора и участника рынка, что плохо для всей страны, а не только для бизнеса. Такая среда не способствует созданию условий для постоянной и добропорядочной конкуренции человеческих талантов во всех сферах деятельности, включая бизнес и политику, т.е. не способствует развитию ни одного вида добропорядочной человеческой деятельности. Конкуренция талантов часто замещается конкуренцией административных ресурсов. Такая «конкуренция» не помогает, а припятствует появлению бизнеса, конкурентоспособного по мировым меркам. Хотелось бы расчитывать на мирное преобразование нашего государства во что-то более приличное и эффективное.

Б. Ю. Титов: Среда, в которой существует российский бизнес, далеко не благоприятна к нему и, безусловно, требует изменения, эволюции.

Согласно официальной статистике ряд секторов российской промышленности демонстрирует хорошие параметры роста. Но «Деловая Россия» обладает другой информацией, которую мы получаем из наших региональных и отраслевых отделений. Эта информация категорически не соответствует официальным данным. По нашему мнению, бизнес сработал до конца года в какой-то мере себе в убыток. Произошел рост внутренней инфляции — инфляции издержек, на горючесмазочные материалы, на металлы, на иные материалы, обеспечивающие функционирование производств. В частных беседах бизнес оценивает ситуацию достаточно негативно, так как он уже находится или на нулевом уровне рентабельности, или, что еще хуже, в минусе, но продолжает работать, надеясь, что в этом году удастся наверстать потери прошлого года. Практически люди живут надеждой. Если они не оправдаются, то мы получим серию банкротств в среднем бизнесе, которая сейчас только наметилась.

В связи с этим больше всего беспокоит то, что государство, к сожалению, до сих пор не выработало единой политики, связанной с поддержкой бизнеса. Нельзя сказать, что ничего не делается. Единый социальный налог снижен до 26%. Мы, правда, не удовлетворены этими шагами, так как то же снижение ЕСН результатов пока не дало. Более 40% бизнеса так и остается «в тени» и не в силах отказаться от «конверточной» схемы выплаты зарплат. Тем не менее, уже наметилась тенденция к измению ситуации, идет постоянный диалог с бизнесом и мы это приветствуем. Теперь важно отдельные шаги превратить в единую государственную политику поддержки российского бизнеса, чтобы, во-первых, дальнейшие направления изменений были предсказуемы, во-вторых, чтобы бизнес мог планировать свою деятельность, а в-третьих, чтобы к голосу бизнеса прислушивались при принятии тех или иных экономических решений. Понимая жизненную необходимость такой системы, «Деловая Россия» подготовила документ «Основные направления политики роста», который был направлен во все органы власти. Пока наши предложения лежат в разных ведомствах и министерствах, и, к сожалению, на принятие решения повлиять мы не можем.
Мы рассчитываем не столько на поддержку со стороны государства, сколько на партнерские отношения. Государство должно создавать необходимые условия развития экономики, предпринимательства, в том числе с помощью законодательной базы. Наши предприниматели мечтают о том, чтобы налоговый инспектор приходил к ним не как к потенциальным преступникам, спрятавшим налоги, а как к партнерам в рамках взаимоотношения бизнеса и государства. Они мечтают о том, чтобы пожарный инспектор приходил к ним не для того, чтобы собрать денег или попытаться закрыть какое-нибудь производство, а для того, чтобы реально очертить те необходимые требования, которые обеспечили бы безопасность людей. Мы считаем, что очень важно сегодня улучшить ситуацию с администрированием налогов (сбор налогов, возврат НДС и т.д.), снизить количество проверок, уменьшить их агрессивность, исключить возможность использования этих проверок для каких-то махинаций или вымогательств. Пора говорить о реальном партнерстве, в противном случае экономика страны не будет развиваться.

С. Р. Борисов: В среднем в России на каждую тысячу жителей приходится 6 малых предприятий — один из самых низких показателей в мире. Получается, что сегодня в России малый бизнес не «в моде». Многие из тех, кому ранее удалось сделать свой бизнес успешным, говорят, что сегодня не рискнули бы начать все заново. Вмешательство государства в экономику достигло своего пика. Коррупция, чиновничий произвол, барьеры в налоговой, административной сферах давно стали «набившими оскомину» темами. Они неразрывно связаны с неэффективностью функционирования государственного менеджмента. Ко всему вышеперечисленному, как правило, в среде российского бизнеса прибавляются проблемы психологического климата.

По данным Госкомстата, на 1 января 1994 года в России действовало около 880 тысяч малых предприятий. Сегодня, спустя почти 11 лет, по самым оптимистичным(!) подсчетам, в России насчитывается 900-950 тысяч малых предприятий.
Исследование «Опоры России» в регионах показало, что малые предприятия несут огромные временные и финансовые издержки на преодоление административных барьеров — до 10 тысяч рублей и до 70 часов в расчете на одного работника в год. Что примечательно, размеры потерь выше в том регионе, где предпринимательство развивается успешнее. Парадокс: предприятие в 20 человек сегодня вынуждено иметь в штате специалиста по преодолению «барьеров». Не говоря уже о бухгалтере — неотъемлемом «винтике» любого, даже самого малого предприятия. А вот наши коллеги в Италии не знают, что такое сложнейшая бухгалтерская отчетность. Там малое бухгалтерское предприятие в 10 человек обслуживает до 500 малых фирм.

По идее предприниматель должен бояться только экономических рисков, а не тех, которые связаны с действиями чиновничьего аппарата. В конце января генеральный прокурор Владимир Устинов заявил, что коррупция в России «достигла опасно высокого уровня». По его словам, в минувшем году «на 21,5% выросла регистрация уголовно-наказуемого взяточничества и на 19% — других преступлений против интересов государственной службы по сравнению с 2003 годом». Зачастую «нормой» взаимоотношений местных и региональных властей является «принудительная благотворительность». Несовершенная налоговая система в отношении предпринимателей сосуществует с активной фискальной политикой государства. Высока и стоимость «входного билета» в бизнес. К примеру, только за бумагу с разрешением подключить электроэнергию к малому предприятию «Мосэнерго» требует с предпринимателя 33 тысячи рублей!
Душит малый бизнес и произвол, царящий в антимонопольной сфере. Не секрет, что в целом ряде регионов существуют преференции крупному бизнесу. Их тесная «спайка» с региональными и местными властями просто перекрывает «кислород» малому предпринимателю. Очевидно, что просто административная реформа и одномоментные акции борьбы с коррупцией не принесут ожидаемого результата. Надеяться на профессионализм и честность чиновника сегодня преждевременно. Умерить коррупционные аппетиты чиновников, изменить систему их мотивации в отношении развития малого бизнеса, сделать чиновника ответственным — вот реальный вариант изменения ситуации.
В своем последнем обращении к Федеральному собранию президент России поставил перед страной четкую цель — развивать малое предпринимательство. И то, что малый бизнес рассматривается в Среднесрочной программе социально-экономического развития России на 2005 — 2008 годы в качестве институционального фактора развития конкурентоспособности российской экономики, и то, что продолжается разработка законопроекта «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», — все это серьезные шаги в этом направлении. Хотя достаточными их пока признать нельзя. Сегодня отечественное малое предпринимательство ожидает усиление роли поддерживающих развитие малого бизнеса механизмов. Основными их принципами должны стать упрощение ведения предпринимательской деятельности, стабильность и предсказуемость нормативно-правовой базы, равенство в конкурентных условиях с субъектами крупного бизнеса. Необходимо развитие инфраструктуры для малого бизнеса в виде технопарков, «бизнес-инкубаторов», системы «народных рынков». Малый бизнес будет только рад работать по «белым» схемам. И в последнее время наметились очевидные сдвиги в сторону реальной помощи в развитии малого предпринимательства России. Это, кстати, показали и результаты диалога предпринимателей с представителями федеральной власти на недавно прошедшем форуме «Конкурентоспособность и малый бизнес», организованном «Опорой России». Одним из наших основных и наиболее последовательных союзников со стороны власти сегодня является министерство экономического развития и торговли России.

С. Е Литовченко: Состояние среды, в которой существует отечественный бизнес, хорошо иллюстрирует ежемесячное совместное исследование Ассоциации менеджеров России и Издательского дома «КоммерсантЪ», основанное на измерении интегрального индекса деловой активности. Последние исследования этого цикла говорят о том, что большинство показателей российской экономики пришли в стадию стагнации.

Так, рост промышленного производства в январе 2005 года по сравнению с январем 2004 года в стране составил всего 2,1%, а по сравнению с декабрем 2004 года производство и вовсе сократилось на 14,9%. Продолжил падение финансовый индекс, что, в первую очередь, объясняется нестабильной ситуацией на рынке акций. Индекс ресурсной базы замедлил свой рост с 1,9% в январе до 1,4% в феврале. Во многом такая динамика является отражением некоторой стабилизации цен на мировом нефтяном рынке, хотя они и продолжают оставаться на довольно высоком уровне. Серьезное падение испытывает индекс предпринимательских оценок и ожиданий — после снижения на 0,6% в январе индекс упал в феврале сразу на 1,5%. Это падение выглядит вполне закономерным на фоне сохранения неопределенности вокруг схемы приобретения «Роснефтью» компании «Юганскнефтегаз», процесса слияния «Роснефти» с «Газпромом», а также проблем, возникших с реализацией программы монетизации льгот и ухудшением делового климата. Рост демонстрирует лишь торговый индекс, что обусловлено во многом увеличением показателей розничной торговли. Об этом говорит и улучшение динамики потребительского индекса — в феврале он вырос на 0,8% после повышения на 0,4% в январе. Пока ситуация в потребительском секторе достаточно благоприятная, однако уже намечается тенденция к замедлению роста доходов населения, что непременно скажется на динамике потребления.

В этой связи не может не волновать несколько проблем, названных нашими респондентами в числе наиболее актуальных: высокие политические риски, низкая защита института частной собственности, непредсказуемая налоговая политика, неэффективная судебная система. Как видите, все вышеперечисленные вопросы относятся к сфере взаимоотношений бизнеса и власти. Следовательно, среди мер поддержки от государства предприниматели ждут, в первую очередь, прозрачности и понятности этих самых отношений.

Насколько отечественный бизнес конкурентоспособен по мировым меркам? Какие «точки роста» представляются Вам наиболее перспективными?

Д. Б. Зимин: Отмечаю по крайней мере два-три сервисных бизнеса, которые вполне конкурентоспособны и представляют услуги мирового уровня. Во-первых, появились первоклассные рестораны с вполне мировым уровнем обслуживания. Цены, правда, в них заметно выше, чем в США. Во-вторых, мне кажется, что качество сотовой связи, по крайней мере в Москве, не хуже, а скорее всего, несколько выше качества сотовой связи в Лондоне или в Нью-Йорке. И наконец, появились торговые сети, моллы, гипермаркеты, качество сервиса в которых соответствует, на мой взгляд, лучшим мировым сервисам такого рода.

Б. Ю. Титов: Наверное, сегодня это главный вопрос и для бизнеса, и для государства: как стать конкурентоспособным, стать сравнимым и по ряду параметров даже превзойти мировой бизнес? К сожалению, отечественный бизнес пока еще по большинству показателей не стал по-настоящему конкурентоспособным, хотя есть отрасли, которые могут похвастаться серьезными достижениями. Это прежде всего компании, которые ведут работу по улучшению ассортимента, качества продукции, повышению профессионального уровня своего персонала. Например, корпорация «Глория Джинс» или компания «Вимм-Билль-Данн».
Среди перспективных «точек роста» имеет смысл назвать направления, которые являются бизнес-преимуществами России. Естественно, это более глубокая переработка того сырья, которое есть на нашей территории. Это освоение гигантских ресурсов лесной промышленности, которые сейчас абсолютно не задействованы и вполне могут стать «точкой роста». Еще одно направление, которое есть у России и является огромным и пока еще не используемым преимуществом, — это ее географическое положение. Россия становится серьезным транзитным коридором между Атлантикой и Тихим океаном. Но все это — долгосрочные «точки роста». А есть у нас и такие возможности, которые должны заработать в самое ближайшее время.
Первое — это все, что касается инноваций. Мы пока еще остаемся страной самых сильных, самых образованных научных кадров. Сейчас вопрос стоит о систематизации, об организации работы, об умении продавать собственные знания и управлять этими знаниями. Если нам удастся провести реформы в образовании, которые давно уже назрели и которые мы совместно с Минобразованием стали сегодня продвигать, то это направление обязательно станет той «точкой роста», которая обеспечит России будущее как в краткосрочной, так и в более отдаленной перспективе. Кстати, у «Деловой России» разработана программа по развитию профессионального и бизнес-образования. Во-вторых, это все виды продуктов питания.
Кроме того, «точки роста» можно поискать, рассматривая конкурентные преимущества отраслей, где остались большие заделы еще со времен советского государства. В первую очередь, это оборонный сектор. То же самое касается энергетического машиностроения. Интересно, конечно, и недавнее решение о создании единой авиационной компании. К сожалению, пока мы лишь теряли свои позиции не только в гражданском, но и отчасти в военном самолетостроении. А в целом, когда говорят, что у нас мало перспективных проектов, я всегда возражаю: возьмите список импортируемых товаров — большинство их можно было бы производить в России. Потенциал импортозамещения далеко не исчерпан.

С. Р. Борисов: В качестве стержня экономического прогресса малый бизнес уже доказал свою эффективность в большинстве стран мира. Феномен Кореи, а также «азиатских тигров» — Сингапура, Малайзии, Индонезии, Таиланда — стал возможен лишь благодаря тому, что в свое время правительство этих стран бросило свои основные силы на развитие малого предпринимательства.
В настоящее время число малых и средних предприятий в Китае превышает 10 миллионов, что составляет 99% всех зарегистрированных деловых предприятий страны. Малые и средние предприятия создают 60% валовой промышленной продукции страны и дают 40% налога на прибыль, обеспечивают почти три четверти совокупной занятости.
В 2000 году в Корее было 2,86 миллиона малых и средних предприятий, которые составляли 99,7% всех предприятий, обеспечивали 83,9% совокупной внутренней занятости и производили 47,4% объема продукции всех промышленных предприятий с численностью занятых больше пяти человек.
В США более 37% валового национального продукта производится мелким бизнесом. Примерно два из трех новых рабочих мест создаются мелким бизнесом. Именно малые фирмы сыграли заметную роль в развитии наукоемких, высокотехнологичных производств, в освоении нововведений, открывавших новые страницы в техническом прогрессе.

На малых и средних предприятиях России сегодня занято около 17% экономически активного населения. Вклад малого бизнеса в ВВП составляет 12-14%. Сегодняшние «отраслевые» предпочтения малого бизнеса в свете развития отечественной экономики также достаточно специфичны. В сфере торговли и общественного питания работают 416,7 тысяч малых предприятий (44,3% от их общего количества). А в сфере промышленности — 118,7 тысяч (14%), строительства — 116,8 тысяч (13,8%), науки и инноваций — 3,1 тысячи (3,5%).

Как видим, доля малого и среднего бизнеса, связанного с высокими технологиями и производством машинно-технической продукции, явно оставляет желать лучшего. Малый бизнес должен занять пустующие ниши и в социально-экономической сфере России. Но все-таки главное — это производственная и инновационная сферы. А в торговле и сфере услуг малый бизнес уже доказал свою состоятельность. Решение проблем отечественного малого бизнеса, его становление, полноправное вливание во все сферы жизни нашего общества позволит сделать российскую экономику по-настоящему конкурентоспособной и эффективной.

С. Е. Литовченко: Сегодня много говорится о сырьевой составляющей российской экономики и преобладании на международном рынке российских предприятий именно добывающего сектора. То, что ситуацию необходимо переломить, понятно всем. Вопрос в том, в каком направлении нужно двигаться? Представители Всемирного банка констатируют факт роста отраслей, не связанных напрямую с нефтью и газом. Однако в основном это отрасли, так или иначе связанные с добывающими предприятиями. В этом случае рост одного сектора экономики стимулирует развитие другого сектора. Например, рост промышленного производства в машиностроении во многом обеспечивается за счет производства железнодорожных вагонов для перевозки труб, предназначенных, в свою очередь, для трубопроводов. Но есть и независимо развивающиеся отрасли — например, коммуникационная. Сегодня власть дает нам понять, инновационный путь развития экономики России предпочтителен. Разговоры о технопарках, проект закона об особых экономических зонах, обещающий налоговые и таможенные преференции компаниям, работающим на рынке высоких технологий, — все это лишь первые шаги на пути к инновационной экономике. Будем надеяться, что не последние.