Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 3, 2005 год
Тема номера:
"БИЗНЕС В РОССИИ""

ПЕРСОНА НОМЕРА

Владимир ЯКОВЛЕВ: "ПРОСТРАНСТВО РОССИИ НЕОБХОДИМО ОРГАНИЗОВАТЬ"

За плечами нашего сегодняшнего героя — большой жизненный путь и огромный управленческий опыт. С июня 1996-го по июнь 2003 г. Владимир ЯКОВЛЕВ - губернатор Санкт-Петербурга. В июне 2003 г. он назначается заместителем председателя правительства РФ. C марта 2004 г.- полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе. 13 сентября 2004 г. доктор экономических наук, профессор В. А. Яковлев назначен министром регионального развития РФ. С ним беседует наш корреспондент.

— Владимир Анатольевич, Ваше министерство — самое молодое в структуре правительства. Чем было вызвано его появление?
Фактическим отсутствием территориальной политики на федеральном уровне. Ранее регионы развивались как бы сами по себе, а центр лишь наблюдал за этим процессом со стороны. Между тем геоэкономические и демографические вызовы, предъявляемые сегодня России, как никогда требуют внутренней организации ее пространства. Ведь неравномерность регионального развития, деление местными властями бизнесов на «свои» и «чужие», недоступность крупных месторождений, опустынивание огромных территорий, слабое участие в системе мировых транспортных коридоров не только консервируют геоэкономическое отставание России, но и создают угрозы ее территориальной целостности. Та же благополучная Европа еще с середины 1990-х годов внедряет у себя интегрированную модель управления пространственным развитием. А в России схемы территориального развития нет до сих пор. Вот в связи с этим президент страны и распорядился создать наше министерство.
— Какие направления региональной политики представляются Вам сейчас наиболее приоритетными?
Министерство занимается вопросами социально-экономического развития России, местного самоуправления, мониторингом и анализом текущей ситуации в регионах и ее перспективным прогнозированием, национальной политикой, территориальными федерально-целевыми и региональными программами, а с недавнего времени еще и жилищно-коммунальным комплексом. Выделять из этого «хозяйства» что-либо в качестве приоритета, наверно, было бы неправильно. Те же вопросы национальной политики — разве они не являются сегодня актуальными? Или проблемы местного самоуправления? Ведь с 1 января следующего года в полной мере заработает 122-й федеральный закон. Кстати, в двух субъектах — Новосибирской области и Ставропольском крае — закон о местном самоуправлении уже вступил в силу. Так что посмотрим, появится ли необходимость что-либо корректировать в рамках данного эксперимента. А пока к 1 марта (интервью взято 28 февраля. — Прим. ред.) должна быть закончена нарезка всех муниципальных образований. Дальше предстоит большая работа по проведению выборной кампании. Ведь в стране появится почти 25 тысяч муниципалитетов вместо существующих сейчас 11-ти тысяч. Для всех них нужно подготовить кадры хоть с каким-то управленческим образованием. Сами видите: работы — непочатый край.
— Кстати, о муниципальной реформе. Руководство ряда регионов предлагает перейти к избранию мэров городов местными законодателями по представлению губернатора. Насколько это нововведение оправданно?
Недавно я прилетел из Будапешта, где проходила встреча министров Евросоюза, отвечающих за территориальное развитие. Почти все ее участники отмечали, что в последнее время население утрачивает интерес к муниципальным выборам. В среднем лишь 18-20% европейцев приходят на избирательные участки. Поэтому на конференции звучали предложения перейти на электронную форму голосования непосредственно по месту жительства. Поэтому почти все выступавшие говорили: хватит на муниципальную власть административно давить, какую форму образования изберет население, такая и должна быть. Наша страна, исходя из своей исторической и географической самобытности, видимо, должна найти свой путь формирования муниципалитетов. И хотя у нас уже есть законодательная основа, но возможно, в нее потребуется внести определенные коррективы. Так что оценивая предложения о новом порядке избрания глав муниципалитетов, можно сослаться на то же совещание в Будапеште, где было четко заявлено: не давите на местные образования административно. Полагаю, что два варианта избрания муниципалитетов — прямым голосованием и через местный депутатский корпус — вполне возможны.

Законопроектная деятельность Минрегиона:
1) проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации»;
2) проект Федерального закона «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации»;
3) подготовка (уточнение) Концепции национальной политики в РФ;
4) проект Федерального закона «О развитии территорий за Полярным кругом»;
5) проект Федерального закона «О развитии Северного морского пути»;
6) проект Федерального закона «О казачестве».

— А как Вы относитесь к раздающимся время от времени призывам измененить политический статус отдельных субъектов Федерации? Как это недавно прозвучало, например, в отношении Калининградской области.
Когда экономически субъект находится на стадии борьбы за выживание, любое его переименование ничего не может дать в принципе. Что может дать той же Калининградской области республиканский статус, к чему сейчас призывают отдельные политики? Ведь регион и сейчас наделен такими точно же правами и полномочиями, что и другие субъекты Федерации. Так что цели переименования я не вижу. У этого региона, как и у всех других наших территорий, есть только одна реальная цель — поднятие экономики. И тогда другие вопросы будут решаться сами собой. Калининградский регион, учитывая его особое положение, давным-давно мог бы быть территорией, управляемой непосредственно из центра. Всех остальных руководителей — мэров, районное самоуправление — можно было бы при этом избирать. Но управлять регионом надо было непосредственно из центра. К сожалению, этого вовремя не сделали и тем самым многое упустили. Сейчас новый порядок избрания губернаторов предложил президент. Для Калиниградской области этот механизм пришелся особо кстати.
— Как идет формирование министерства?
С одной стороны, сложно, а с другой, — достаточно четко. Сложно потому, что мы вынуждены были претендовать на ряд функций других министерств. Местное самоуправление, например, курировало Минэкономразвития, межнациональную политику — Минкульт, жилищно-коммунальное хозяйство и строительство — Минпромэнерго. А четко потому, что патронат над нами осуществляют непосредственно председатель правительства и президент. Штат министерства укомплектован сейчас уже более чем на 70%. Причем, наше ведомство самое молодое не только по дате рождения, но и среднему возрасту его сотрудников.
— В какой мере ведомство участвует в разработке и реализации федеральных целевых программ?
Территориальные целевые программы — развития Севера, Чечни, Юга России, Дальнего Востока и Восточной Сибири — переданы в наше ведение непосредственно. В то же время надо честно признать, что целевые программы в том виде, в котором они существуют сейчас, должны исчезнуть. Нужны другие программы, предусматривающие прежде всего совместное финансирование проектов центром, регионами, муниципалитетами и частным бизнесом.
— Какие регионы, на Ваш взгляд, наиболее проблемные?
Это не только Чечня, но и весь Северный Кавказ. Эти территории на 90% дотируются из федерального бюджета. Там самая низкая заработная плата и наибольшая безработица. Много проблем также на Дальнем Востоке и в Сибири. Эти территории обезлюживаются. Не решены очень многие проблемы Севера. Людям там не хватает работы. В целом же, если перечислить все проблемные территории, то таковые обнаружатся в каждом федеральном округе. Вот поэтому-то наше министерство и готовит программу пространственного развития России. Необъятное пространство России необходимо четко организовать.
— В какой стадии находится разработка программы?
В рабочем виде мы должны представить ее на заседании правительства в первом полугодии этого года.

Юрий ФИЛАТОВ