НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 2, 2005 год
Тема номера:
"ЦЕНТР-РЕГИОНЫ"

СТИЛЬ
ЖЕНЩИНА И КАРЬЕРА

ЭЛЕОНОРА МИТРОФАНОВА:
"Я хочу дружить"

Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при МИД России (Росзарубежцентр) — наследник традиций Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Ни у одной страны мира нет такого богатого — 80-летнего — опыта «народной дипломатии». С августа прошлого года Росзарубежцентр возглавляет Элеонора МИТРОФАНОВА. С ней беседует наш корреспондент.

— Элеонора Валентиновна, три года назад Росзарубежцентр указом главы государства был переподчинен министерству иностранных дел. Как соотносится статус Вашей организации с теми задачами, которые она призвана решать?
— Первоочередная наша задача — распространение и пропаганда российской науки, культуры, образования, русского языка. При этом Росзарубежцентр работает преимущественно на неправительственном поле. Если МИД выстраивает политические отношения с иностранными государствами, то мы создаем в них для этого благоприятный фон. Но в целом мы делаем одно общее дело. И выполнение в паре с МИДом поставленных перед нами задач стало намного эффективнее.

— Россия переживает острый демографический кризис, а между тем за ее пределами проживает около 30 миллионов наших соотечественников. Какие «демографические» тенденции наблюдаются в их среде?
— Мы работаем с соотечественниками — гражданами других государств. Они «наши» по духу, по происхождению, по тому, что знают русский язык, приобщены к русской культуре. Но будут ли их дети ощущать себя нашими соотечественниками — большой вопрос. Поэтому нашей важнейшей задачей является взаимодействие с молодежью. Мы сейчас работаем над программами создания молодежных центров в странах СНГ и Балтии и развития молодежных обменов. Именно этой категории мы уделяем особое внимание. Как будет складываться ситуация дальше, зависит от того, как будем работать мы, и какие практические усилия в этом направлении предпримет наше государство.
— Вы работаете фактически в мужском коллективе. Не возникает ли время от времени желание «облагородить» руководящий кадровый состав Вашего ведомства?
— Мужские коллективы я не выбирала. Просто так сложилось. Еще со времени учебы в МГИМО. И в институте морского транспорта, где проработала 15 лет, большинство составляли мужчины. В Госдуме, куда избиралась, и в МИДе — тоже преимущественно мужской состав. Возглавляя Росзарубежцентр, я с удовольствием принимаю на работу женщин. Хотя сегодня в нашей организации ровно половину составляют мужчины. По своему опыту знаю, что женщинам, особенно молодым, нужна поддержка. Ведь логика большинства кадровых решений примитивна: «детородный возраст, она придет, потом уйдет — лучше взять мужчину». Толковым профессионалам-женщинам обычно помогаю. Хотя есть профессии — и дипломатическая в том числе, — где молодой женщине сложно совместить семейную жизнь с работой.

— У Вас большая семья. Как удается выкраивать на нее время?
— Мы с мужем придерживаемся того мнения, что карьера семье не помеха. Нужно только уметь организоваться и помогать друг другу. Важно, чтобы в семье царили уважение и любовь. И это хорошо, когда ребенок видит и понимает, что мама занята важным делом, что она к чему-то стремится, чего-то достигла. А кто сварит ему кашу — няня ли, бабушка ли — это не так важно. У нас четверо детей. Трое старших росли, когда я занималась наукой. Там не нужно было высиживать на работе с девяти до шести, и я сама распоряжалась своим временем. Я научилась одновременно делать несколько дел. Конечно, мне много помогали и муж, и мама. Сейчас старший сын в бизнесе, занимается страхованием. Дочка в 17 лет начинала с аудиторской компании, теперь работает в банке. Средний сын закончил Суриковский институт, он скульптор. Мы гордимся своими детьми. Они очень хорошие, состоявшиеся. А моему младшему еще только шесть лет, у него все впереди. Он понимает, что мама занята на работе, но очень скучает по мне. Иногда говорит: «Давай сделаем два воскресенья». Со старшими детьми я была очень строга, сейчас даже жалею об этом. Нельзя приходить вечером, когда у тебя остается всего два часа на общение с ребенком, и начинать его отчитывать. Получается, что ты с ним не дружишь, а постоянно выговариваешь. А с детьми нужно дружить.
Ирина МИТЯЕВА