|
ПЕРСОНА НОМЕРА
|
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II:
— Ваше Святейшество, что из происходящего в мире сегодня тревожит Вас более всего? — Многое, очень многое… К сожалению, наше время сегодня богато тревожными вызовами хрупкому миру, да и самой перспективе выживания человечества на земле. Традиционный мировой порядок, основанный на принципах суверенитета и территориальной целостности государств, уступает место новому — глобальной ответственности и «праву сильного». Нравственным обоснованием такого порядка становится не справедливость, а своеволие. Предаются забвению два тысячелетия христианской истории, в течение которых люди самоотверженно пытались строить мир на основе прозвучавших на заре новой эры слов Христа Спасителя: любите друг друга (Ин. 13, 34). Мы стоим на пороге мироустройства, в котором любовь к ближнему подменена политкорректностью, терпимость к чужим взглядам — безразличием. Все устремления направлены на получение прибыли любой ценой. Экономические интересы наиболее развитых стран стали движущей силой военных конфликтов. Не может не беспокоить и стремительное расползание очагов напряженности по лику Земли. Страшно подумать: сейчас на нашей планете живут целые поколения людей, никогда не ведавшие мирной жизни! — Как часто случалось подобное в истории христианства? — В чем, на Ваш взгляд, кроются корни столь тревожных явлений? — В стремлении к навязыванию миру культурной и мировоззренческой унификации. В ее основу полагаются ценности либерального мира, далекие как от евангельских ценностей, дорогих сердцам христиан, так и от традиционных ценностей иных мировых религий. Абсолютной ценностью и мерилом истины для нового либерального мировоззрения стала человеческая свобода, не признающая ограничений. Такая унификация чревата перерастанием диалога цивилизаций, неизбежного в условиях совершающейся глобализации, в серьезный конфликт. Навязывание «универсальной формулы счастья» всем народам без учета их культурного, этнического, религиозного и политического своеобразия может иметь только одни последствия — разрушительные. — Весь мир сегодня горячо обсуждает проблемы глобализации. Насколько Вас волнует эта проблема? — С тревогой наблюдаю, как во всем мире нарастает глобализация, а вместе с ней и секуляризация — все большее освобождение общественной жизни от церковного влияния. Это порождение все той же стремительно поглощающей всех нас свободы... Повторяю: я не против свободы как таковой, но я не согласен с превратным ее толкованием. — Чем для Вас было всегда и является до сих пор «это сладкое слово — свобода»? — Свобода — понятие многогранное... И действительно «сладкое», на это вряд ли что возразишь. Главное же заключается в том, чтобы мы и сегодня откликались на призыв Христов, прозвучавший многие столетия назад. Апостол Иаков пишет: Кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии (Иак. 1,25). Свобода во Христе, шествование по Его пути, на котором мы становимся ближе один другому, — вот залог успеха наших усилий в нынешнем сложном, быстро меняющемся мире. Ибо все треволнения века минувшего никогда не преодолеют в нас веры, надежды и любви, ниспосылаемых Господом, за нас Распятым и Воскресшим. Слишком долго вершителями наших судеб были произвол и насилие. Целые поколения выросли в привычке к слепому повиновению и преклонению перед неумолимой силой. Великой бедой назову утрату нравственности одним человеком, но какими словами означить неведение ее целыми народами? Миллионы людей сначала отучили трудиться духом, думать о молитвенном подвиге. Затем, казалось бы, навсегда отвадили от стремления к самостоятельному поиску истины, от элементарного прилежания, от инициативы. Вот гибельный посев, который, к большому несчастию для всех нас, до сих пор плодоносит на наших глазах. — Вам, конечно, известно, что живет наш народ в большинстве своем еще очень худо. Почему в США люди, когда их не преследуют террористы, живут припеваючи, а у нас, что с террористами, что без них — всегда плохо? Может быть, не так уж и пагубен тот самый пресловутый «заокеанский образ жизни»? — Посещая Владимирскую епархию, в городе Киржаче я оказался в гуще сотен, да нет, пожалуй, тысяч людей. Возможно, многие из них были еще и не воцерковлены, но приветствовали меня очень тепло, искренне... Я пожелал этим людям здоровья и мира. А они говорили: «Пожелайте нам лучше терпения!» И это не один человек сказал, а многие. Так разве это не чудо — терпение народа нашего?! …Политический кризис бурной осени 1993 года застал меня на Аляске. Я сразу решил вернуться: в трудные для Отечества дни нужно быть со своим народом. Уже в аэропорту «Шереметьево» меня спросили о возможных опасностях стремительно развивающихся событий. Я сказал, что главная опасность — это пролитие крови. Кровь всегда разделяет... Кроме того, я боялся распада России на удельные княжества, сознавая, что потребуются века, чтобы снова собраться. Меня просили возглавить переговорный процесс, выступить посредником между противоборствующими сторонами. Я не мог отказаться... Это были тяжелые три дня и три ночи напряженного диалога. Поначалу стороны называли друг друга противниками, однако на третий день начали пожимать друг другу руки. И если бы не прорыв третьего кольца вокруг Белого дома, призывы с его балкона атаковать Кремль бронетехникой, взять Останкинский телецентр, я уверен: все бы закончилось миром... Что касается жизни в Америке, так там тоже у разных людей очень разная жизнь. Я посещал этот континент неоднократно, знаю. И отчетливо понимаю, что Америка для нас не пример. Истории США двести лет, всего-то! У нас же более чем тысячелетняя история. Мы просто обязаны встать на ноги. И встанем, не сомневайтесь! Сегодня, как и много веков назад, Русь собирается и созидается. Искренне надеюсь, что Господь нам поможет, и мы сумеем восстановить свои силы и свою уникальность. Именно в верности нашему исконному духовному пути — надежда на лучшее будущее. Святитель Тихон, Патриарх Московский, в драматическое послереволюционное время писал: «Никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто не спасет Россию от нестроения и разрухи, пока Праведный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины». — Позиция и голос Церкви в последнее время куда слышнее в обществе, чем прежде. Как Вы оцениваете свои новые возможности, роль и влиятельность? — Отношение Церкви к проблемам общества и государства всегда одинаково: в отличие от секулярного мира, который в лучшем случае стремится исходить из справедливости, Церковь основывается на любви. Только любовь для нас выше закона. Выше права — лишь милость. И выше справедливости — лишь прощение. Именно в этом коренятся и уникальные возможности Церкви по утверждению в обществе добра, высоких идеалов. Есть сферы и заботы, в которых нас не под силу никому заменить. Надо ведь сознавать, что любая государственная и общественно-политическая деятельность может выполнять лишь «полицейские» функции: она должна и может ограничивать зло, но она не может сама взращивать добро. Отношения Церкви и государства складываются сейчас в России на совершенно новой основе — свободного взаимодействия для пользы народа. И характер этих отношений весьма благотворен. Наш голос, как правило, учитывается российской властью при подготовке решений, которые касаются верующих. — В последнее время нередки тревожные ожидания наступления «железного порядка», попрания демократических свобод, прежде всего свободы слова. Как Вы к этому относитесь? — Не подлежит никакому сомнению, что общественный мир без порядка немыслим. Всеми средствами, которые есть у государства и общества, необходимо останавливать разгул безнравственности, преступности, терроризма. Если криминальные силы будут влиять на политику и экономику, если люди не будут чувствовать себя в безопасности, то успех благотворных процессов в стране окажется под угрозой. Наведение порядка, впрочем, не должно само по себе перерастать в другую угрозу. Тут уместно напомнить слова святителя Московского Филарета, сказанные еще в середине XIX века: «Как вы пришли в страну, где есть беспорядки привычные, то надобно как можно тихо приводить людей к порядку, чтобы порядок не показался стеснением». Что же касается свободы слова, то важно осознавать: всякая свобода должна быть направлена только на благо, созидание, но не на разрушение. — Без Вашего благословения Владимир Путин свой пост президента нашей страны занимать не стал. Разве не так? — Все так, слава Богу! Но дело, конечно, не только в моем благословении. Более десяти лет российские власти демонстрируют обществу свое неизменное стремление сохранить, возродить и приумножить духовное наследие Отчизны. Да воздаст им Господь сторицей! В России произошло обновление государственной власти, которая ныне стремится к плодотворному взаимодействию с Русской Православной Церковью в самых разных областях. Да, люди по-прежнему страдают — страдают от нищеты, несправедливости, вражды, кровопролитных конфликтов и их последствий. Но ответом на «рознь мира сего» должен быть мир Христов. Жизнь государства и общества на канонической территории Русской Церкви остается весьма непростой, однако все же подает знаки доброй надежды. К нашему народу возвращается историческая память, издревле присущий ему духовный и культурный облик. Сегодня немало говорят об объединительной идее, способной помочь преодолеть кризисное состояние нашего общества. Никто, пожалуй, не будет отрицать, что такая идея жизненно необходима — в ХХ веке мы слишком много страдали от вражды и разобщенности, и дальнейшее развитие этой пагубной тенденции может привести Россию к национальной катастрофе. Однако я не думаю, что национальную идею можно изобрести или заимствовать. Она уже есть. Она никуда из народного сознания не уходила. Но она затуманивалась, искажалась грехом интеллектуального и физического насилия. Тем не менее, она продолжает жить в подсознании народа. И недостает ей сегодня лишь одного: обретения полной свободы. Тогда можно будет эту идею осознать во всей ее полноте, чтобы ею жить. Эта идея и это общее чаяние — в гармоничном сочетании высокой нравственности, духовности и честного труда всех членов нашего общества. Остальное — приложится. — Вы симпатизируете Владимиру Путину? — Да. — Почему? — Потому что отчетливо вижу: Владимир Владимирович — человек глубоко порядочный, честный. Он не стесняется своей веры, потому что крещен в детстве. И супруга его, Людмила Александровна, искренне верует. И девочки их, дочери, я знаю, крещеные. Прекрасная православная семья! Это мне особенно импонирует и как пастырю, и как Российскому Патриарху. Не все, конечно, президенту Путину удается сделать, как того бы хотелось и ему самому, и всем нам, но он старается, и это с моей стороны вызывает большую надежду и понимание. Нравится мне и то, что первостепенное внимание Путин уделяет вопросу престижа России. Он желает сделать так, чтобы с нашим государством в мире считались... Однажды, находясь на священной земле Валаама, беседуя с монахами, но не как президент страны, а как простой паломник — все это происходило во время краткосрочного отпуска — Путин сказал: «Нет России без Православия, и нет Православия без России». Такого уста главы нашего государства не изрекали давно. — Преподобный Антоний Великий писал, что «только при внезапной перемене ветров открывается искусство опытных кормчих». Вы оказались во главе нашей Церкви в пору бурных перемен. Как Вы их воспринимаете, какие опасности считаете главными и какие цели желанными? — Только Древняя Церковь, Церковь первых веков, может сравниться с минувшим веком по числу мучеников и исповедников. Разрушены и осквернены храмы Божии, но разрушен и осквернен и храм Божий в душе человека. Нет сегодня задачи важнее, чем восстановление этого храма. Упустим еще несколько поколений, не создадим у людей нравственного иммунитета, не возродим во всех душах веры и любви, искания Правды Божией — и не будет России на свете. По крайней мере, той, которую мы знаем и любим. Сегодня мы можем признать, что иссякает любовь среди людей. Вернуть ее людям, вернуть терпимость друг к другу — вот что надо сегодня. Это и есть светлые идеалы человечества. Это и есть наша задача в столь непростое для страны и народа время. Фотографии: Михаил Сердюков |