НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№ 1, 2005 год
Тема номера:
"НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

МНЕНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Новогодний озноб прошел. Что дальше?

Народные избранники из Госдумы доказали, что душа российская отнюдь не является для них загадкой. На протяжении почти двух недель миллионы праздных соотечественников с энтузиазмом перемещались от одного застолья к другому. Правда, судя по медицинской статистике, здоровье от подобного марафона лучше отнюдь не становится. Выиграли разве что транспортники: стремясь к очередной «поляне», народ штурмом брал автобусы, поезда, авиалайнеры.
При таком рассмотрении наша цивилизация мало отличается от цивилизации первобытной, когда племя мучительно переваривало случайно убиенного оленя, а затем еще более мучительно голодало в ожидании, когда же опять повезет. Вот и страна в конце концов отправилась на работу...
Ну, а пока помыслы миллионов подчинены у кого-то собственному выживанию, а у кого-то — обустройству застолий, власть упорно обустраивает, то бишь реформирует, Россию. Чиновники смотрят в рот президенту и на словах готовы поддержать любое его мнение — даже если пять минут назад озвучивали нечто прямо противоположное. На деле же многих из них интересует, что весьма печально, лишь сохранение статус кво. Поэтому предпринять что-то реально нужное народу его «слуги» пытаются неважно, хотя и наловчились делать хорошую мину при плохой игре. Технология нехитрая: идеи заимствуются на Западе, после чего без какой бы то ни было научной экспертизы (если не считать, конечно, учеными самих чиновников, среди которых сплошь и рядом кандидаты да доктора наук) реализуются на практике, что всякий раз оканчивается провалом. Примерам несть числа — взять хоть идею накопительной пенсии, хоть идею монетизации льгот, хоть идею федеральных служб и агентств (в принципе заимствованную у США).
Может, это у нас народ со своей страстью к застольям виноват? Ан нет — застолья-то и на богатом Западе обожают, но при этом успевают производительно трудиться! Когда в эпоху «позднего Брежнева» по Союзу гуляла пророческая поговорка «рыба гниет с головы», то имелось в виду качество властной элиты. Похоже, и сегодня у части элиты нет имманентной потребности отстаивать интересы страны, нет не только ответственности, но нет и малейшего желания брать ее на себя. Эти, мягко говоря, лидеры не настоящие (прирожденные!), а ситуационные — люди, волею судеб оказавшиеся в нужном месте в нужный час. Трагикомической иллюстрацией к сказанному стала новогодняя ледяная горка в Нижнем Новгороде: о чем говорить, когда веселящемуся люду подсовывается снаряд для переламывания костей?
Такое ощущение, что у руля страны стоят некие ленивые агностики, которые познают мир лишь в той степени, в какой это может оказаться полезным для них самих. Пара примеров. Так, владимирский губернатор с 1 января получает зарплату в 94 тыс. руб., причем соответствующий закон приняло законодательное собрание области — дотационного региона! Или у всех на слуху Михаил Зурабов — министр здравоохранения и социального развития, который не является ни врачом, ни социальным работником. Этот по специальности экономист-кибернетик возглавлял прежде крупную страховую компанию: профессиональных действий в правительстве от него заведомо ожидать было нельзя, но именно ему вопреки здравому смыслу было доверено проведение пенсионной реформы!
Темой первого номера нашего журнала неслучайно избрана национальная безопасность. Безусловно, самые значимые угрозы создают некомпетентность элиты, ее эгоизм, ее зачастую поразительная незаинтересованность в работе на благо страны. «Кадры решают все» — это ведь не Сталин придумал, это управленческая заповедь. Если в 2004 г. количество протестующих против действий нынешних «кадров» росло в арифметической прогрессии, то в 2005-м растет уже в геометрической. Население в XXI в. де-факто впало в социальное рабство — вспомним, как пенсионерки в Подмосковье на коленях молили вернуть льготы. Между прочим, со времен Моисея везде, где есть рабство, находятся и борцы с ним. Власть собственными руками пестует радикалов — это видно даже по пессимистическим прогнозам россиян на 2005 г. (см. диаграмму).
Несомненно, ограниченность управленческих ресурсов очевидна президенту страны. Иначе, по всей видимости, он не взял бы на себя ответственность за назначение губернаторов (см. серию «Вся власть президенту» в «НВ» №№9—11 за 2004 г.). В наступившем году Владимиру Путину предстоит предложить региональным законодателям кандидатуры глав около двух десятков субъектов Федерации. О делах и лицах этих кандидатов «НВ» начнет рассказ в следующем номере. Оставайтесь с нами!

У К А З

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации

В целях реализации положений федерального законодательства о порядке наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации п о с т а н о в л я ю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
2. При подготовке и представлении предложений по кандидатурам на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации исходить из необходимости обеспечения единства системы исполнительной власти в Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации.
3. Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации В.Путин

Москва, Кремль
27 декабря 2004 года
№1603