|
ТЕМА НОМЕРА
|
Разговор об экспорте России был бы не полон без упоминания экспорта... Белоруссии. Недра этой республики почти лишены энергоносителей, драгоценных камней и благородных металлов. Вместо того, чтобы по российскому образцу продавать за рубеж нефть и газ, «страна белых аистов» вынуждена их импортировать из России. На это белорусы расходуют порядка 10% своего ВВП, или $1,5 млрд. ежегодно. На российском газе производится 95% электричества. Полностью зависит от «давальческого» сырья и нефтехимическая отрасль: НПЗ Мозыря и Новополоцка рассчитываются с российскими поставщиками топливом и смазочными маслами. Эшелонами уходит в Россию продукция химических предприятий Бобруйска (шины), Бреста (бытовая химия), Гродно (удобрения), Могилева (искусственная шерсть), Новополоцка (полиэтилен)... |
В отличие от России, львиную долю белорусских поставок за рубеж составляет продукция перерабатывающей промышленности. То, о чем мы долгие годы только мечтаем, в Белоруссии давно реализовано, причем в условиях тотального государственного доминирования в. По мере того, как российское государство отказывается от участия в хозяйственной жизни страны, основные усилия белорусской стороны нацелены именно на такое участие. Результаты этих усилий впечатляют.
Если в 2004 г. республиканское унитарное производственное предприятие (РУПП) «Витязь» выпускает 600 тыс. телевизоров, то в 2005-м их число достигнет 1 млн. Почти вся эта продукция вывозится за рубеж, поскольку емкость внутреннего рынка в стране с 10 млн. населения очень мала. «Витязь» из города Витебска — единственный производитель электроники в СНГ, который обладает дипломом «Экологически чистая и безопасная продукция». Среди 50 моделей телевизоров найдутся на любой вкус — и с обычной электронно-лучевой трубкой, и с плоским кинескопом, и с жидкокристаллическим. Еще пример — РУПП «Минский электротехнический завод им В.И. Козлова», крупнейший в Европе производитель трансформаторов и подстанций для любого климата. Здесь введены международные стандарты качества, что позволяет успешно конкурировать с такими лидерами отрасли, как французская фирма «Альст» и немецкий «Георг». И это при том, что по мере возведения европейскими странами таможенных барьеров перед белорусами завод вынужден был освоить производство многих комплектующих, которые прежде ввозились из-за рубежа. Трудно поверить, но минский силовой распределительный трансформатор не требует ревизии и ремонта в течение всего срока службы — 25 лет! Причем современные трансформаторы предназначены для монтажа непосредственно в зданиях: уродливые будки, занимающие дефицитную землю в наших городах, уходят в прошлое. Минский автозавод (МАЗ) выбрался из горнила перестройки изрядно пощипанным: созданные еще советскими конструкторами грузовики не выдерживали никакой конкуренции с зарубежными образцами, а их производство было чудовищно затратным. Сегодня РУПП «Минский автомобильный завод» — один из крупнейших в Европе производителей самосвалов грузоподъемностью свыше 16 тонн (300 моделей и модификаций), автобусов и троллейбусов (12 моделей). Вся эта продукция соответствует экологическим стандартам «Евро-1», «Евро-2», «Евро-3». В 2001 г. седельный тягач нового поколения МАЗ-5440 признан «Лучшим отечественным коммерческим автомобилем в России», а в 2003-м та же награда досталась среднетоннажному развозному автомобилю семейства МАЗ-4370. В 2004-м на 8-ой Московской международной автомобильной выставке лучшим туристическим автобусом признан новый МАЗ-251. Темпы производства внушительные: 24 тыс. работников собирают 85 единиц автотехники в сутки. За 10 месяцев 2004 г. из заводских ворот выкатились свыше 16,5 тыс. грузовиков и автобусов вместо 14 тыс. за аналогичный период прошлого года: в сопоставимых ценах этот рост превысил 23%. Свыше 80% продукции МАЗа закупается Россией — МАЗ занимает у нас более четверти рынка тяжелых грузовиков. Из России, в свою очередь, МАЗ получает 70% необходимых материалов и компонентов. В итоге благосостояние сотен тысяч россиян связано с успехами или неудачами автогиганта. Впрочем, «мазовцы» не собираются почивать на лаврах: в 2003—08 гг. в обновление основных фондов завода будет вложена громадная по белорусским меркам сумма — $250 млн. В ведении министерства промышленности Белоруссии находится еще один РУПП — «Белорусский автомобильный завод», расположенный в городе Жодино, что неподалеку от Минска. Едва переживший кризис середины 1990-х, сегодня БелАЗ входит в семерку ведущих мировых производителей карьерной техники наряду с концернами «Катерпиллер», «Комацу-Хаулпак», «Кресс», «Либхер», «Терекс», «Юклид-Хитачи». Самой Белоруссии продукция БелАЗа практически не нужна — добывать, кроме калийных солей, особо нечего. Более 70% реализованных за первые 9 месяцев 2004 г. самосвалов грузоподъемностью 30—220 тонн отправились в Кузбасс и Якутию, на Урал и Дальний Восток, в район Курской магнитной аномалии и на Кольский полуостров. Темпы растут: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года реализация жодинских гигантов выросла на 58%, а экспорт — на 60%. Гиганты целиком отвечают международным требованиям качества, надежно работают в условиях тропиков и Крайнего Севера и могут похвастаться престижными наградами с выставок Мексики, Испании, России. По прогнозу белорусских экспертов, у БелАЗа отличные перспективы с учетом того, что прирост горнодобывающей отрасли России увеличится к 2010 г. вдвое. Другая составляющая белорусского «сборочного цеха» — Минский тракторный завод (МТЗ). Это государственное предприятие производит 60% всех тракторов в СНГ. Сотрудник информцентра при Ассоциации предпринимателей Израиля, когда его спросили о хозяйственных связях с республиками бывшего СССР, ответил следующее: «Как ни странно, здесь на первом месте Белоруссия. Вроде там экономика при Лукашенко не так свободна от пут государства, а производит Минск товары конкурентоспособные. Недавно, например, мы закупили там большую партию отличных и очень дешевых мини-тракторов. Мы их раньше закупали у голландцев по цене совершенно сумасшедшей. Это к нам фермеры обратились за консультацией, и мы их вывели на знаменитый завод в Минске. Белорусский рынок оказался самым открытым для Израиля...» Все эти примеры невольно заставляют в очередной раз задуматься о настойчивом стремлении российского правительства приватизировать все, решительно все унитарные предприятия — федеральные и муниципальные, в том числе самые успешные. Так и хочется спросить: верным ли курсом идете, товарищи? Мы уже не раз обсуждали эту тему на страницах журнала (см. статьи «Государство против... государства?» в №6 и «»Пермские авиалинии» в поисках ниши» в №11). Именно благодаря негативному опыту российской приватизации белорусы не торопятся с распродажей общенародной собственности и чрезвычайны осторожны даже в выборе партнеров при создании совместных предприятий. Например, учредителями белорусско-российского АО «Брестгазоаппарат» выступили Республика Беларусь (29,9% акций) и ОАО «Газпром» (51% акций). В итоге получилось еще одно процветающее предприятие, 75% продукции которого, главным образом кухонные плиты, экспортируется в Россию — в самой Белоруссии остается не более 13%. Как и в случае с грузовиками МАЗа, брестские плиты «Гефест» занимают свыше четверти всего российского рынка, причем, по экологичности не уступают таким брэндам, как «Аристон», «Индезит» или «Сименс». Как видим, под сурдинку многолетних рассуждений оппозиционеров и просто недругов А.Г. Лукашенко о скором коллапсе белорусской экономики в республике происходит нечто прямо противоположное. Предприятия модернизируются, а их продукция становится конкурентоспособной (по этой причине мы не упоминали здесь минские холодильники «Атлант» — они и раньше были отменного качества). Прорыв наметился даже в области высоких технологий. В Объединенном институте проблем информатики Национальной академии наук в Минске установлен разработанный в рамках российско-белорусской государственной программы кластер (суперкомпьютер) «СКИФ К-1000» мощностью 2032 гигафлопсов (1 Гфлопс = 1 млрд. операций/с.). Это 98-я позиция в мировом рейтинге кластеров. Для сравнения: кластер, установленный в Межведомственном суперкомпьютерном центре РАН в Москве, занимает 210-ю строчку. 2004 г. стал рекордным: за восемь месяцев экспорт Белоруссии возрос по сравнению с таким же периодом 2003-го на 30,6%. Такого скачка не ожидали даже эксперты правительства премьер-министра Сергея Сидорского. Соответственно растет торговля между Белоруссией и Россией: по итогам девяти месяцев 2004 г. она увеличилась на 36,6%. Товарооборот между странами составил $12,13 млрд., тогда как за весь 2003 г. эта сумма едва достигла $12,5 млрд. Белоруссия — второй после Германии торговый партнер РФ и превосходит даже Украину, население которой впятеро многочисленнее. Пока сальдо Белоруссии в торговом балансе с Россией отрицательное: в то время как за девять месяцев белорусский экспорт в РФ составил $4,6 млрд. (рост — 34%), российский экспорт в Белоруссию увеличился до $7,5 млрд. (рост — 38%). Однако нужно учитывать, что такой дисбаланс обусловлен прежде всего дороговизной энергоносителей. Когда цены на них упадут, а это неизбежно произойдет, белорусское сальдо станет положительным, как это уже имеет место в торговле продовольствием. Так, за январь—август 2004 г. Белоруссия экспортировала в Россию продовольствие (в основном мясо-молочную продукцию) на $634 млн. (рост — 52% по сравнению с тем же периодом 2003 г.). В обратном направлении Россия экспортировала в основном такие продукты, которые почти не производятся в Белоруссии (рыба, подсолнечное масло, чай...) лишь на $392 млн. (рост — 17%). Тенденция, однако...
Александр НОВИКОВ, главный редактор |
|||