Архив:

 

НАША ВЛАСТЬ:
ДЕЛА  И  ЛИЦА
№12 (47) 2004
ТЕМА НОМЕРА:
ЭКСПОРТ РОССИИ

ТЕМА НОМЕРА
ОПЫТ ПАРТНЕРА

Без нефти, газа, золота, алмазов...

Разговор об экспорте России был бы не полон без упоминания экспорта... Белоруссии. Недра этой республики почти лишены энергоносителей, драгоценных камней и благородных металлов. Вместо того, чтобы по российскому образцу продавать за рубеж нефть и газ, «страна белых аистов» вынуждена их импортировать из России. На это белорусы расходуют порядка 10% своего ВВП, или $1,5 млрд. ежегодно. На российском газе производится 95% электричества. Полностью зависит от «давальческого» сырья и нефтехимическая отрасль: НПЗ Мозыря и Новополоцка рассчитываются с российскими поставщиками топливом и смазочными маслами. Эшелонами уходит в Россию продукция химических предприятий Бобруйска (шины), Бреста (бытовая химия), Гродно (удобрения), Могилева (искусственная шерсть), Новополоцка (полиэтилен)...
В отличие от России, львиную долю белорусских поставок за рубеж составляет продукция перерабатывающей промышленности. То, о чем мы долгие годы только мечтаем, в Белоруссии давно реализовано, причем в условиях тотального государственного доминирования в. По мере того, как российское государство отказывается от участия в хозяйственной жизни страны, основные усилия белорусской стороны нацелены именно на такое участие. Результаты этих усилий впечатляют.
Если в 2004 г. республиканское унитарное производственное предприятие (РУПП) «Витязь» выпускает 600 тыс. телевизоров, то в 2005-м их число достигнет 1 млн. Почти вся эта продукция вывозится за рубеж, поскольку емкость внутреннего рынка в стране с 10 млн. населения очень мала. «Витязь» из города Витебска — единственный производитель электроники в СНГ, который обладает дипломом «Экологически чистая и безопасная продукция». Среди 50 моделей телевизоров найдутся на любой вкус — и с обычной электронно-лучевой трубкой, и с плоским кинескопом, и с жидкокристаллическим.
Еще пример — РУПП «Минский электротехнический завод им В.И. Козлова», крупнейший в Европе производитель трансформаторов и подстанций для любого климата. Здесь введены международные стандарты качества, что позволяет успешно конкурировать с такими лидерами отрасли, как французская фирма «Альст» и немецкий «Георг». И это при том, что по мере возведения европейскими странами таможенных барьеров перед белорусами завод вынужден был освоить производство многих комплектующих, которые прежде ввозились из-за рубежа. Трудно поверить, но минский силовой распределительный трансформатор не требует ревизии и ремонта в течение всего срока службы — 25 лет! Причем современные трансформаторы предназначены для монтажа непосредственно в зданиях: уродливые будки, занимающие дефицитную землю в наших городах, уходят в прошлое.
Минский автозавод (МАЗ) выбрался из горнила перестройки изрядно пощипанным: созданные еще советскими конструкторами грузовики не выдерживали никакой конкуренции с зарубежными образцами, а их производство было чудовищно затратным. Сегодня РУПП «Минский автомобильный завод» — один из крупнейших в Европе производителей самосвалов грузоподъемностью свыше 16 тонн (300 моделей и модификаций), автобусов и троллейбусов (12 моделей). Вся эта продукция соответствует экологическим стандартам «Евро-1», «Евро-2», «Евро-3». В 2001 г. седельный тягач нового поколения МАЗ-5440 признан «Лучшим отечественным коммерческим автомобилем в России», а в 2003-м та же награда досталась среднетоннажному развозному автомобилю семейства МАЗ-4370. В 2004-м на 8-ой Московской международной автомобильной выставке лучшим туристическим автобусом признан новый МАЗ-251. Темпы производства внушительные: 24 тыс. работников собирают 85 единиц автотехники в сутки. За 10 месяцев 2004 г. из заводских ворот выкатились свыше 16,5 тыс. грузовиков и автобусов вместо 14 тыс. за аналогичный период прошлого года: в сопоставимых ценах этот рост превысил 23%. Свыше 80% продукции МАЗа закупается Россией — МАЗ занимает у нас более четверти рынка тяжелых грузовиков. Из России, в свою очередь, МАЗ получает 70% необходимых материалов и компонентов. В итоге благосостояние сотен тысяч россиян связано с успехами или неудачами автогиганта. Впрочем, «мазовцы» не собираются почивать на лаврах: в 2003—08 гг. в обновление основных фондов завода будет вложена громадная по белорусским меркам сумма — $250 млн.
В ведении министерства промышленности Белоруссии находится еще один РУПП — «Белорусский автомобильный завод», расположенный в городе Жодино, что неподалеку от Минска. Едва переживший кризис середины 1990-х, сегодня БелАЗ входит в семерку ведущих мировых производителей карьерной техники наряду с концернами «Катерпиллер», «Комацу-Хаулпак», «Кресс», «Либхер», «Терекс», «Юклид-Хитачи». Самой Белоруссии продукция БелАЗа практически не нужна — добывать, кроме калийных солей, особо нечего. Более 70% реализованных за первые 9 месяцев 2004 г. самосвалов грузоподъемностью 30—220 тонн отправились в Кузбасс и Якутию, на Урал и Дальний Восток, в район Курской магнитной аномалии и на Кольский полуостров. Темпы растут: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года реализация жодинских гигантов выросла на 58%, а экспорт — на 60%. Гиганты целиком отвечают международным требованиям качества, надежно работают в условиях тропиков и Крайнего Севера и могут похвастаться престижными наградами с выставок Мексики, Испании, России. По прогнозу белорусских экспертов, у БелАЗа отличные перспективы с учетом того, что прирост горнодобывающей отрасли России увеличится к 2010 г. вдвое.
Другая составляющая белорусского «сборочного цеха» — Минский тракторный завод (МТЗ). Это государственное предприятие производит 60% всех тракторов в СНГ. Сотрудник информцентра при Ассоциации предпринимателей Израиля, когда его спросили о хозяйственных связях с республиками бывшего СССР, ответил следующее: «Как ни странно, здесь на первом месте Белоруссия. Вроде там экономика при Лукашенко не так свободна от пут государства, а производит Минск товары конкурентоспособные. Недавно, например, мы закупили там большую партию отличных и очень дешевых мини-тракторов. Мы их раньше закупали у голландцев по цене совершенно сумасшедшей. Это к нам фермеры обратились за консультацией, и мы их вывели на знаменитый завод в Минске. Белорусский рынок оказался самым открытым для Израиля...»
Все эти примеры невольно заставляют в очередной раз задуматься о настойчивом стремлении российского правительства приватизировать все, решительно все унитарные предприятия — федеральные и муниципальные, в том числе самые успешные. Так и хочется спросить: верным ли курсом идете, товарищи? Мы уже не раз обсуждали эту тему на страницах журнала (см. статьи «Государство против... государства?» в №6 и «»Пермские авиалинии» в поисках ниши» в №11). Именно благодаря негативному опыту российской приватизации белорусы не торопятся с распродажей общенародной собственности и чрезвычайны осторожны даже в выборе партнеров при создании совместных предприятий. Например, учредителями белорусско-российского АО «Брестгазоаппарат» выступили Республика Беларусь (29,9% акций) и ОАО «Газпром» (51% акций). В итоге получилось еще одно процветающее предприятие, 75% продукции которого, главным образом кухонные плиты, экспортируется в Россию — в самой Белоруссии остается не более 13%. Как и в случае с грузовиками МАЗа, брестские плиты «Гефест» занимают свыше четверти всего российского рынка, причем, по экологичности не уступают таким брэндам, как «Аристон», «Индезит» или «Сименс».
Как видим, под сурдинку многолетних рассуждений оппозиционеров и просто недругов А.Г. Лукашенко о скором коллапсе белорусской экономики в республике происходит нечто прямо противоположное. Предприятия модернизируются, а их продукция становится конкурентоспособной (по этой причине мы не упоминали здесь минские холодильники «Атлант» — они и раньше были отменного качества). Прорыв наметился даже в области высоких технологий. В Объединенном институте проблем информатики Национальной академии наук в Минске установлен разработанный в рамках российско-белорусской государственной программы кластер (суперкомпьютер) «СКИФ К-1000» мощностью 2032 гигафлопсов (1 Гфлопс = 1 млрд. операций/с.). Это 98-я позиция в мировом рейтинге кластеров. Для сравнения: кластер, установленный в Межведомственном суперкомпьютерном центре РАН в Москве, занимает 210-ю строчку.
2004 г. стал рекордным: за восемь месяцев экспорт Белоруссии возрос по сравнению с таким же периодом 2003-го на 30,6%. Такого скачка не ожидали даже эксперты правительства премьер-министра Сергея Сидорского. Соответственно растет торговля между Белоруссией и Россией: по итогам девяти месяцев 2004 г. она увеличилась на 36,6%. Товарооборот между странами составил $12,13 млрд., тогда как за весь 2003 г. эта сумма едва достигла $12,5 млрд. Белоруссия — второй после Германии торговый партнер РФ и превосходит даже Украину, население которой впятеро многочисленнее.
Пока сальдо Белоруссии в торговом балансе с Россией отрицательное: в то время как за девять месяцев белорусский экспорт в РФ составил $4,6 млрд. (рост — 34%), российский экспорт в Белоруссию увеличился до $7,5 млрд. (рост — 38%). Однако нужно учитывать, что такой дисбаланс обусловлен прежде всего дороговизной энергоносителей. Когда цены на них упадут, а это неизбежно произойдет, белорусское сальдо станет положительным, как это уже имеет место в торговле продовольствием. Так, за январь—август 2004 г. Белоруссия экспортировала в Россию продовольствие (в основном мясо-молочную продукцию) на $634 млн. (рост — 52% по сравнению с тем же периодом 2003 г.). В обратном направлении Россия экспортировала в основном такие продукты, которые почти не производятся в Белоруссии (рыба, подсолнечное масло, чай...) лишь на $392 млн. (рост — 17%).
Тенденция, однако...

 

 

 

 

Александр НОВИКОВ, главный редактор