|
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
|
Как известно, с крысами можно бороться двумя путями: либо их уничтожить, либо создать комитет по их уничтожению. Поскольку комитет будет, разумеется, кровно заинтересован в самосохранении, часть крыс всегда получит возможность избежать гибели. На трагедию в Беслане российская власть отвечает созданием сразу двух «комитетов» — федеральной комиссии по Северному Кавказу и министерства региональной политики. Вдобавок развернула расследование парламентская комиссия. |
Беслан похоронил не только заложников школы №1, но и реально показал недееспособность власти. Ее представители с маниакальным упорством занижали число заложников, а оперативный штаб даже не оградил от посторонних подступы к захваченной школе, не говоря уже о большем... Вот почему многие жертвы Беслана — это своего рода жертвы власти. Она же, пытаясь избежать ответственности, вновь подсовывает нам Шамиля Басаева. Правда, о его смерти проговорился 30 апреля 2002 года начальник российского генштаба: «Шамиль Басаев уничтожен, но пока не найден его труп». С тех пор Анатолий Квашнин к этой теме не возвращался: уж больно удобен виртуальный враг! Он «отвечает» за захват «Норд-Оста» и покушение на президента Ингушетии, а 22 июня Басаева даже якобы видели в Ингушетии среди боевиков. В сентябре появилось электронное письмо, в котором сей демон войны взял на себя убийство бесланских детей. Словно в гипнотическом трансе, все слепо этому верят, хотя последние видеозаписи Басаева сделаны не позднее весны 2002-го. Между тем современный терроризм немыслим без «работы на публику», без пиара.
Слабая и неповоротливая федеральная власть заставляет население все чаще вздрагивать от тех или иных неумелых своих действий. Бесланский провал подтолкнул Владимира Путина к инициативным и решительным шагам по укреплению государства. Заявив о масштабной реформе, которая вообще-то назрела давно (см., например, статьи «Самая естественная монополия» в №5 и «Великая тайна власти» в №6 «НВ»), президент по сути пошел ва-банк.
Однако окружение вновь, похоже, играет по своим правилам, чем порождает едва ли не все путинские риски. Первый из них — отсутствие объективной и достоверной информации о делах в нашей необъятной стране. Нет глубинного анализа, нет реального моделирования политических процессов в стране. Вместо этого — стремление «мониторить» среду российской жизнедеятельности. Отсюда и поспешные решения. Так, создается «парк» запасных кресел — губернаторских. Если все пойдет, как задумали «слуги народа», то уже со следующего года, например, очередного проштрафившегося министра или иного руководителя можно будет «разжаловать» в губернаторы. Вот тогда власть, по-видимому, станет окончательно независимой от граждан.
Они лишаются как права избирать глав регионов, так и права быть самими избранными. Скажем, если раньше любой москвич или питерец мог баллотироваться в мэры Москвы и, соответственно, Санкт-Петербурга, то теперь обе столицы возглавят лишь те, кого изберут городские законодатели по представлению президента. Та же ситуация и с руководителями всех субъектов России. При этом умиляет подлинное единодушие и всеобщее одобрение этих серьезных по своим последствиям нововведений. Между тем речь идет не о судьбе главы конкретного региона, а об отказе от сложившейся системы реального народовластия. Губернаторы, что и понятно, пожелали подобным образом выбирать мэров и глав муниципальных образований, т.е. представлять своих кандидатов на рассмотрение муниципальных парламентов. Этим ставится под сомнение дальнейшая судьба местного самоуправления, которое призвано было открыть новую эпоху в развитии российской демократии, причем при Путине.
Как известно, при первом президенте губернаторы поначалу назначались Кремлем, однако такой порядок был признан абсолютно негодным. Сегодня «придворные» толкователи с истовым рвением его реанимируют, хотя их аргументы не выдерживают критики и никак не связаны с усилением борьбы с терроризмом. А неготовность спецслужб к современным угрозам сваливают на Бориса Ельцина, который покончил со всевластием КГБ. Более того, недавно увлеченной астрологией публике федеральный телеканал подсунул даже такого виновника бед России, как... солнечная активность.
Отмену прямых выборов «регионалов» можно было бы еще объяснить политической нестабильностью, однако все президентство Владимира Путина отмечается как раз-таки ростом стабильности и консолидацией общества. Что же касается террористов, то уж чего-чего, а захватывать политическую власть в государстве они явно не собираются. Другое доказательство «придворных» состоит в том, что избрание законодательными собраниями губернаторов из числа президентских кандидатов позволит не пустить во власть проходимцев. Однако уже давным-давно среди региональных лидеров нет совсем уж случайных людей: таких не поддержали бы ни крупный бизнес, ни региональные элиты, ни Кремль. А без их поддержки в том или ином виде выиграть губернаторские выборы невозможно ни по каким основаниям, включая судебные процедуры и народное возмущение.
Прямые выборы — это далеко не безупречная модель, но их отмена — гораздо хуже, подобно тому как автократия заведомо проигрывает столь ругаемой сегодня демократии. Ликвидация возможности человека быть субъектом политической жизни делает нереальным построение действующего гражданского общества. Но доверие к власти ни в коей мере не может быть оправдано недоверием к гражданам страны. На рискованное стремление дважды всенародно избранного президента напрямую общаться с регионами накладывается другой существенный риск — возможное отсутствие поддержки в гражданском обществе.
Оставим за рамками этой статьи денежные реки, которые хлынут в карманы федеральных бюрократов и региональных законодателей от соискателей губернаторских постов, — об этом уже красноречиво говорит появление новых видов консалтинговых услуг. Не станем рассуждать и о том, что новый порядок занятия высших кресел в регионах как нельзя лучше отвечает нуждам новой волны приватизации, которая готовится «наверху» под шумок разговоров о терроризме и удвоении ВВП. Взглянем на проблему с другой стороны. В настоящее время без согласования с губернаторами в регионах назначаются многие федеральные чиновники, и губернаторы в отсутствие реальных полномочий зачастую становятся беспомощными заложниками ситуации. После перехода на новую схему «подбора» региональных лидеров ответственным за все происходящее в стране (с учетом прокремлевского парламента) станет один человек — президент.
Невозможно отрицать, что он как глава государства и гражданин искренне, изо всех сил старается улучшить жизнь россиян и надежно их защитить. Важную позитивную роль играет при этом профессиональное прошлое президента: сегодня именно его время как силовика (см. статью «Время спецслужб» в №4). Однако что же получается? За 2000—2004 годы финансирование погранслужбы выросло в 2 раза, МВД — в 2,5 раза, ФСБ — в 3 раза. Как же используются эти средства, если по-прежнему гибнут как рядовые граждане, так и сами силовики - люди мужественные и отважные?
События наших дней невольно навевают воспоминания о Марке Аврелии — римском императоре и философе, жившем во II веке. Он бескорыстно и четко делал свое дело: двадцать лет подряд носился по окраинам империи, подавляя восстания и вторжения. Тем временем подчиненные ему сенаторы наслаждались в Риме жизнью и спокойно обделывали свои делишки.
Воля и неистощимая энергия Путина то и дело упираются в неспособность чиновников реализовать его замыслы. Причина — очень узкое кадровое ядро. Власть снова и снова демонстрирует неумение оценить любую ситуацию в ее многообразии, вариативно. Зачастую все делается ради сиюминутного эффекта и при помощи авралов. Это еще один риск для президента.
Страна сплотилась, но вера государству основывается на конкретных делах, а не на лозунгах и цитатах, уже плотно засевших в головах обывателей. Граждане ожидают взвешенности и практичности решений политической элиты, здравомыслия в шагах как федерального центра, так и регионов. Однако нынче даже широко разрекламированная административная реформа может сойти на нет, поскольку проходит с бессчетными ошибками.
При подобном уровне разгильдяйства и безответственности новый способ формирования регионального руководства, а также выборы нижней палаты парламента по партийным спискам как нельзя лучше отвечают бескомпромиссному стремлению российской бюрократии к полной самодостаточности. Мобилизация общества должна заключаться в решительном переходе от призывов соблюдать законы к жизни по законам, когда все граждане, и в первую очередь чиновники, будут исполнять должностные обязанности и чтить правовые нормы. Вот тогда и бедность отомрет, и терроризму будет поставлен надежный заслон. При этих условиях гражданское общество, несомненно, поддержит президента.
Увы, пока власть действует в привычном своем «амплуа». В дни, когда не опознаны еще десятки жертв Беслана, неведомые горе-пиарщики додумались отвлечь внимание общества спектаклями, которые президентский полк собирается давать в Александровском саду. Красавцы в бутафорской форме позапрошлого века — кивера, эполеты и т.п. — вдоволь натешат зевак эволюциями с карабинами и гарцеванием на тщательно подобранных лошадях. Это ли не свежий пример того, как власть опять играет по своим правилам, в упор не видя и не желая видеть страдания страны?
Противоречивые явления нашего бытия все больше приобретают черты системного кризиса. И это — дополнительный риск президента. Православная ментальность такова, что на протяжении столетий российское общество вручает хлопоты о своей судьбе батюшке и царю: первый отмолит, второй — защитит. Однако когда чаяния народа в очередной раз не сбываются, восторг сменяется скепсисом, причем в век информационных технологий это происходит быстрее, чем когда бы то ни было.
Похоже, нынешняя власть хочет побить все рекорды по скорости наступления народного разочарования. Вот о чем надо задуматься по-настоящему...
Александр НОВИКОВ